Презентация о роли и творчестве Ломоносова в литературе

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.

Слайд №2
С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим.
В. Г Белинский
Слайд №3
Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить.
М.В.Ломоносов
М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тоническое стихосложение, в котором в определённой системе чередуются ударные и безударные слоги. 

Слайд №4
Занимаясь лингвистикой, он разработал
первую научную грамматику русского языка — «Российскую грамматику».
Слайд №5
Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.
М.В.Ломоносов
Слайд №6
Первые … действительно голосу сопрягаются, …по справедливости гласными называются. Второго рода …прилично согласными именованы
М.В.Ломоносов
Слайд №7
Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. Изображения словесные вещей называются имена, напр.: небо, вѣтръ, очи; изображения деяний — глаголы, напр.: синѣетъ, вѣетъ, видятъ. Итак, понеже они всегда вещь или деяние знаменуют, по справедливости знаменательные части слова названы быть могут.
Слайд №8
Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:
1) имя для названия вещей;
2) местоимение для сокращения именований;
3) глагол для названия деяний;
4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение;
5) наречие для краткого изображения обстоятельств;
б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям;
7) союз для изображения взаимности наших понятий;
8) междометие для краткого изъявления движений духа.
Слайд №9

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым преклонять других к своему об оной мнением.

М. В. Ломоносов

«Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) — первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы.

Слайд №10
Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) — первый опыт русской стилистики — является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Слайд №11
В предисловии к первому изданию своих сочинений 1757 г., которое называется «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке», Ломоносов выделяет в словарном составе русского языка три вида «речений».
Слайд №12
Слайд №13

Высокий стиль

«составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях»

«Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут..

Слайд №14

Средний стиль

писать «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово», также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии.

Слайд №15

Низкий стиль

изображать обыденную жизнь с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения)

Зачем я на жене богатой не женюсь?
Я выйти за жену богатую боюсь.
Всегда муж должен быть жене своей главою,
То будут завсегда равны между собою.

1747

Слайд №16
Теория «трех штилей» имела демократический характер:
она ограничила употребление старославянских слов,
приблизила литературный язык к разговорному.
художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд №17
Великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному
языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Слайд №18
«В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям».
Ломоносов предложил
вместо «бергверк» говорить рудник,
вместо «дак» – кровля,
«перпендикулы» – маятник.
Слайд №19
Ему принадлежат и такие нововведения, как «упругость тел», «земная ось», «удельный вес», «преломление лучей», «магнитная стрелка», «опыт», «наблюдение».
Слайд №20
Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал «оризонт» на горизонт, «квадратуум» на квадрат, “ваторпас” на ватерпас
Слайд №21
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.
Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.