Танцы народов Кавказа


Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Танцы народов Кавказа
Исторически сложилось так, что на Кавказе проживает свыше 100 народов. Поэтому культура Кавказа очень богата и многогранна. Одним из самых ярких проявлений культуры являются танцы народов Кавказа.
Весь мир знаком со знаменитым танцем народов Кавказа – лезгинкой. Танец лезгинка прогремел на весь мир в 30-е годы XX века, когда дед Илико Сухишвили исполнил ее в Лондоне на Всемирном фестивале народного танца. Тогда сам король Великобритании лично вручил золотую медаль деду Сухишвили. Но мало кто знает, что каждый народ на Кавказе имеет свой национальный танец. Сегодня можно насчитать свыше 100 различных танцев.
Каждый народ имеет свой национальный костюм, свою музыку и движения  в танце.

Слайд №2
Национальное название Сакарт-вело (картвелы — «грузины»).
Столица Грузии. Тбилиси.
Площадь Грузии. 69700 км2.
Население Грузии. 4989 тыс. чел.
Расположение Грузии. Грузия — государство в Юго-западной Азии в Закавказском регионе. На западе омывается водами Черного моря. На севере граничит с Россией , на востоке — с Азербайджаном, на юге — с Азербайджаном, Арменией и Турцией. В состав Грузии входят две автономные республики (Аджария и Абхазия) и автономная область Южная Осетия.
Административное деление Грузии. В составе Грузии — 65 районов.
Форма правления Грузии. Республика.
Глава государства Грузия. Президент, избираемый сроком на 5 лет.
Высший законодательный орган Грузии. Двухпалатный парламент, срок полномочий которого 5 лет.
Высший исполнительный орган Грузии. Верховный совет.
Крупные города Грузии. Кутаиси, Батуми, Сухуми.

Республика Грузия
Слайд №3
О точном времени зарождения грузинского фольклора до сих пор не утихают споры. Есть утверждения, что первые сведения о грузинском танцевальном и песенном фольклоре упоминаются еще до нашей эры. Например, по свидетельству греческого историка Ксенофонта (IV век до н.э.), среди грузинских племен была широко распространена светская музыка, военные и танцевальные мелодии. Грузины даже в битву шли с песнями и танцами. В грузинском фольклоре действительно сохранились ритуальные песни и танцы как языческой, так и христианской эпохи. В 2001 году ЮНЕСКО признало грузинскую песню шедевром устного нематериального наследия. 
Танцы в Грузии разделяются на сольные, парные и групповые. Женщины двигаются грациозно, маленькими шажками. Мужчины демонстрируют свою воинственность, которая выражается в быстрых движениях, высоких прыжках и смелых пируэтах. Спина, как у мужчин, так и у женщин, всегда остается прямой и неподвижной. 
В каждом регионе Грузии своя особая манера исполнения танцев. Так различаются кахетинский, карталинский, рачинский, сванский, мингрельский, имеретинский, гурийский, аджарский, мтиульский танцы и т.д. 
Грузинская песенная и танцевальная культура жанрово богата и разнообразна. На протяжении многих веков формировался народный исполнительский стиль и традиции, передаваемые из поколения в поколение. 
Слайд №4
Грузинский танец- эмоциональный, гордый, величавый, один из сложных и один из красивейших танцев народов Кавказа.
Слайд №5
Положения рук в женском и мужском танцах:
“Хелсартава” — движение кистей рук;
небольшие легкие повороты в женском танце;
резкие повороты кистей в мужском танце;
port de bras – женские;
port de bras – мужское (со взмахом кистей и переводом рук от предплечья).
Основные ходы:
“Сада сриала” — шаг простой, переменный на невысоких полупальцах;
“Мухлура” — шаг с проскальзыванием или прыжком;
“Гасма” — скользящие движения ног с остановкой на носок или пятку;
“Свела” — легкие прыжки с вынесением ноги вперед на пятку;
“Чаквра” — удары ног по VI, II позиции пяткой носком;
“Бруни” – повороты на полупальцах с поднятием ноги до положения «у щиколотки» и «у колена» по VI позиции.
Слайд №6
Виды грузинских танцев
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Танец гор- Свободный и величавый
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Грузинский национальный костюм

Женщины носили длинные, сильно приталенные платья, с плотно облегающим лифом, отделанным бисером, золотой тесьмой, жемчугом. Пояс был из бархата, шелковой или муаровой ленты.
Его широкие концы, богато расшитые золотом или шелком, спереди спускались почти до пола. Знатные грузинки шили платья из дорогих, чаще привозных шелковых тканей, из атласа ярко-красного, желтого, белого, голубого, синего, зеленого цветов.
Верхнюю женскую одежду (катиби) шили из яркого бархата или шелка на меховой или простеганной на вате шелковой подкладке.
Головной убор (тавхурва) грузинок состоял из картонного ободка (чихта) по размеру головы, обтянутого тканью, и тонкого валика из ваты, покрытого шелковой тканью. К картонному ободку прикреплялась головная повязка (тавсакрави) — узкая полоска из бархата. Под ободок особым образом надевалась вуаль (лечаки). Престижным считались лечаки из тончайшей марли, тюлевые или атласные. Один конец вуали свободно спускался по спине, закрывая косы, другим концом замужние женщины закрывали шею.
Поверх головного убора, выходя из дома, грузинки накидывали шелковый платок (багдади) или большие коленкоровые покрывала (чадри), в которые закутывались с головы до ног, оставляя открытым только лицо, иногда — только глаза.
Знать носила коши — туфли на высоком каблуке с загнутым вверх носком, без задников, из яркого бархата. Бедные горожанки обходились своеобразными лаптями из грубой кожи (каламани).
Из украшений особый восторг женской половины вызывали яхонт и бриллианты. В моде были четки из мелкого красного коралла, гишера, янтаря. В традиции была прическа из нескольких кос и коротких локонов, закрывавших виски. Грузинки румянили лицо, красили брови, чернили волосы. Ногти, а часто и ладони красили хной.

Слайд №14
Традиционная мужская одежда состояла из нижней рубахи (перанги), сшитой из ситца, шелка или холста, нижних штанов (шеидиши), широких верхних штанов (шарвали), сработанных чаще из черного ластика или сукна черного или гранатового цветов. Верхней довольно короткой одеждой служил архалук, на который надевалась черкеска (чоха) длиной ниже колен. Верхняя одежда подпоясывалась узким наборным серебряным поясом с пряжкой. К поясу подвешивался кинжал.
Лицам дворянского, княжеского происхождения в качестве верхней одежды служила каба, которую обычно шили из плотного шелка. Она отличалась по покрою от «простонародной» чохи. Каба обшивалась черным шелковым шнуром, из которого делались также пуговицы для застежки на груди и у запястья. Парадной одеждой дворян была куладжа — короткое верхнее платье из яркого бархата, опушенное мехом, иногда обшитое галуном. При куладже обязательными были кинжал или сабля и определенный головной убор — высокая каракулевая папаха. В зимнее время состоятельные горожане надевали шубу (курки), вышитую золотом или серебром. Общераспространенной одеждой в непогоду была войлочная бурка (набади). Головным убором служила высокая, остроконечная, из черной овчины папаха, у знати она была сделана из дорогого каракуля.
Богатые носили башмаки на высоком каблуке без задника (коши), мягкую обувь без каблука (мести), сапоги из мягкой кожи (цаги), украшенные драгоценными камнями. Бедняки довольствовались каламани, которые надевали с вязаными носками.
Комплекс одежды без оружия считался неполным, поэтому даже представители неимущих классов непременно старались приобрести хотя бы кинжал, по возможности богато отделанный. Грузинские дворяне и князья в торжественных случаях носили на себе целый арсенал: помимо кинжала — шашку, саблю и пистолет. Понятно, что упомянутое оружие служило не только в качестве украшения, но применялось часто по своему прямому назначению.
Живое разнообразие в колорит грузинского национального наряда вносили самобытные образцы одежды и головных уборов представителей разных историко-этнографических областей Грузии. Так, хевсура можно было узнать по костюму из шерстяной материи, напоминающей ковровую ткань с ярким цветочным узором. На плечах коротких курток, туго перетянутых кушаками с серебряной насечкой, красовались вшитые кресты. На голове — косматая пастушья папаха. Имеретинцы покрывали голову папанаки — круглым или квадратным кусочком плотного сукна темного цвета. Папанаки бывали настолько малы, что едва закрывали макушку. Чтобы они не сползали с головы, их завязывали под подбородком шерстяными шнурами. Кахетинцы носили (и сейчас носят) небольшую, плотно прилегающую к макушке войлочную шапочку. Такие шапочки в средние века служили подшлемником и сохранились до сегодняшнего дня как своего рода реликт. Сваны появлялись в обшитых тесьмой конических шапочках с короткими полями. Аджарцы, гурийцы и мегрелы ходили в коротких куртках, доходящих до бедер, расшитых позументами, в обтягивающих брюках, заправленных в сапоги. На голове — башлык с золотой или серебряной кистью, завернутый наподобие чалмы.
Слайд №15
Слайд №16
Слайд №17
Армянский танец
Слайд №18
Территория и история Армении
 Армянская республика наших дней – маленькая и очень гористая область, по площади сравнимая с Бельгией, населенная только тремя миллионами человек. Раньше Армения занимала огромную территорию, включавшую горы, сегодня принадлежащие Грузии и Азербайджану, и обширное плато, которое простирается от восточной Анатолии в Турции до юга Кавказа и частично находится в Иране, Ираке и Сирии. Это огромное плато – место, где лежит гора Арарат, символ армянской нации и также символ изгнаний: гора видна из столицы Армении Еревана, но находится на территории Турции. Анатолийское плоскогорье – один из древнейших центров цивилизации. Армяне, потомки индоевропейцев, обосновались там в пятом веке до нашей эры и создали первое христианское государство в 301 году нашей эры. Вскоре государство приобрело культурную уникальность, во многом благодаря изобретению армянского алфавита в 406 году. Среди других обитателей плоскогорья были персы, византийцы, арабы, ассирийцы и турки. Несмотря на то, что это привело к появлению богатейших фольклорных традиций, среди жителей плоскогорья шли постоянные раздоры. Во время Первой мировой войны длинная история травли со стороны оттоманских турков вылилась в кампанию, результатом которой стало массовое убийство более чем полутора миллионов армян в период между 1915 и 1922 годами. Эти события были официально признаны геноцидом ООН в 1985 и 1986 годах, европейским парламентом – в 1987 году. Однако Турция до сих пор отказывается признать геноцид. Выжившие армяне были вынуждены спасаться бегством из Анатолийского региона. Некоторые из них осели в Сирии и других арабских странах, некоторые ушли на север в область, которая в 1920 году стала Советской Арменией, некоторые ушли в Азию, Грецию и Европу, а сотни тысяч пересекли Атлантику и поселились в Северной Америке. В наши дни в Лос-Анджелесе, Фресно, Вашингтоне и других городах существуют крупные сообщества армянских беженцев. 
Слайд №19
Респу?блика Арме?ния  — государство в Закавказье.
Расположена на севере географического региона Передняя Азия и северо-востоке Армянского нагорья. Выхода к морю не имеет. Граничит с Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) на востоке. На юго-западе с Нахичеванской АР, входящей в состав Азербайджана. С Ираном на юге, с Турцией на западе и Грузией на севере.
Население Армении, согласно предварительным результатам переписи населения 12 октября 2011 года, составило 3 018 854 человека постоянного населения или 2 871 771 наличного населения (учтённого переписью непосредственно на территории Армении), территория — 29 743 км?. Занимает сто тридцать пятое место в мире по численности населения и сто тридцать восьмое по территории.
Столица — Ереван. Государственный язык — армянский.
Унитарное государство, президентская республика. В апреле 2008 года пост президента занял Серж Саргсян, в феврале 2013 года был переизбран на второй срок. Подразделяется на 10 областей и город Ереван.
Около 98,7 % населения исповедует христианство.
Слайд №20
Армянский танец — характер народа. Он многообразен, как и любой другой вид национального искусства, и его особенности формируются под солнцем того уголка Армении, в котором он исполняется. Ванские армяне танцуют не так, как арцахские — они создают оригинальную хореографию, совсем как выкраивают костюмы. И если углубиться в географические нюансы, получится целая диссертация. Мы же для начала расскажем о том, когда возникли армянские танцы и какими они бывают в целом.
  Корни национальной хореографии произрастают из древности, в которой народ поклонялся языческим богам. Культурологи и дотошные историки, проследив развитие армянского танца, пришли к выводу, что он, во-первых, всегда был способом выражения национального самосознания, особенностей характера народа, его отношения к природе и собственной истории, и во-вторых, делится на три главных вида: ритуальные танцы, религиозные, бытовые. Вспомним самые известные танцы. Например, охотничьи. Представьте ведущего танцора, молниеносным прыжком вторгающегося в круг других танцующих. Он мечется в образе то ли охотника, то ли хищника, жаждет победы, борется с надвигающейся опасностью, создает единую крепкую цепь с собратьями по сцене. Кстати, самый известный армянский танец — кочари — изначально был имитацией прыжков животных на вершинах скал. Кочари — мужской танец, состоящий из умеренной и быстрой частей.
Сопровождается игрой на зурне и дхоле. Это эффектный и темпераментный танец, возникший едва ли не в доисторическую эпоху. Распространён по всей Армении. Кочари исполняют на праздниках, он также встречается в балете «Спартак» Хачатуряна, во Второй симфонии Тер-Тадевосяна, «Симфонических танцах» Мирзоянa, сонате Аро Степаняна и других классических произведениях.
Другая категория армянских танцев — воинственные. И его величайший образец — берд («крепость»). Знаменитый танец (его исполняют мужчины) возвращает нас в то время, когда наши предки побеждали в героических сражениях за Родину.
Армянские танцы можно разделить на мужские и женские. Сильный пол ловок, энергичен в пляске. Женские движения более грациозные, утонченные и плавные. Армянские народные танцы могут быть в групповом, одиночном или парном исполнении. В каждом из этих случаев будет своя специфика движений.
Слайд №21
Для армянских женских танцев характерна своеобразная величавость и вместе с тем скромность. С древних времен им присуща необычайная выразительность рук.

Армянская хореография знает много мужских танцев, которые построены на демонстрации силы, мужества, ловкости.

Слайд №22
ВИДЫ АРМЯНСКИХ ТАНЦЕВВ основе армянского танца лежат пружинистые движения. Однако, даже в них есть строгое, отличне-сколько пружинистых движении делается в течение одного танцевального шага, причем они могут быть как глубокими, так и поверхностными.Армянские танцы можно разделить на несколько составляющих.По характеру неполнение танцы можно разделить на 3 большие группы:1. танцы, сопровождаемые пением2. аккомпанируемые национальными музыкальными инструментами. 3. соединением предыдущих двух групп.ТАНЦЫ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ И ПО ТИПАМ ДВИЖЕНИИ 1 . бытовые                 2 . рабочие (трудовые)3 . вырадительные4 . подражающие 5 . описывающие6 . символические7 . условное.Колективные и группоеые танцы отличаются друг от друга также и типами соединения пук:1 . мизинцами2 . ладонями3 . скрещенными ладонями 4 . плечами5 . животам.Но самое важное отличие – это содержание танцев , большая часть которых в древности имела устное текстовое соnоставление и по своему содержанию разделялось на следующие группы:. 1 . мифические2 . эпические3 . мирические4 . хвалебные5 . путевые (танцуя, шли от дома жениха к дому крестного, после к дому невесты, к церкви, и к    Дому жениха)6 .канатоходцев7 . обредные8 . светские9 . рабочие(трудвые)10 . военные11 . охотников12 . детские13 . траурные танцы.
Танцы разделяются и по своей территориальной принадлежности , т . к . климатические условия оставили свой неизгладимый след на танцы.Армянское танцевальное искусство имеет такие сохранившиеся экземпляры, которые по праву могут пополнить сокравищницу миравого танца. 

Слайд №23
Танцы Армении
«Колосы прген» — сольный или групповой мужской танец. Первая часть его исполняется в медленном темпе и строится на строгих, горделивых, полных достоинства движениях.
Весенняя обрядовая песня-пляска «Джан-Гюлюм», отображающая сбор цветов и гадание девушек-невест.

В танце «Хасаб Агаси» танцоры играют воображаемыми ножами, как бы точа их о железные доспехи своей одежды, угрожая врагу и замахиваясь на него. Пронзительный звук зурны и дробный бой барабана подчеркивают военный колорит танца.

«Колосы прген» — сольный или групповой мужской танец. Первая часть его исполняется в медленном темпе и строится на строгих, горделивых, полных достоинства движениях.
Вершиной индивидуального мужского танца является «Зурны трынги» (дословно — скачки под зурну) жизнерадостный танец юноши, весь построенный на сильных прыжках, вращениях, присядках. В нем наряду с ловкостью поражает координация движений рук, ног и корпуса. Исполнение его невозможно без тщательной тренировки.
Большинство ныне бытующих женских народных танцев передает радость жизни, любование красивым грациозным движением. К этой группе относятся, например, «Джай-рани», исполняемый в Карабахе и Зангезуре, «Нунуфар», исполняемый в Ленинакане. Когда в народе хотят подчеркнуть красоту женщины, ее сравнивают с антилопой— «джайраном». Этим сравнением определяется смысл танца «Джайрани», в котором выпрямленный стан, манера держать голову и руки перекликаются с движениями антилопы.
Кочари- армянский массовый мужской танец. Состоит из умеренной и быстрой части.

Слайд №24
Слайд №25
Слайд №26
Армянский женский костюм
Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кафтанчики и безрукавки. Шили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша. Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами стали надевать нарядные нарукавники, которые пришивались к рукаву с помощью шнуров. Художественная выразительность армянской женской национальной одежды далась многими способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных слоев населения — золотым и серебряным шитьем. Важнейшую роль в художественном строе армянского национального костюма играли удивительно многообразные женские украшения. Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Женщины в восточных армянских областях под длинной красной рубашкой (красный цвет считался оберегом, символом женского начала, плодородия) носили длинные красные штаны, нижняя часть которых шилась из более дорогой, орнаментированной вышивкой ткани. Сверху надевали плечевую одежду (архалух), подпоясанную серебряным поясом либо длинным шарфом. Прорези рукавов этой одежды застегивались на серебряные пуговицы, трубочки либо цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток магии плодородия). Иногда поверх носили платье с нагрудником. Женщины из богатых семей надевали бархатную шубку, отделанную куньим мехом. Сложным был головной убор. Женское платье западной Армении мало отличалось по фасону, но разнилось в деталях: рубаха была белого цвета, широко использовалась вышивка, обязательно присутствовал фартук. Особенно красивы были подвенечные фартуки из бархата или сукна, расшитые золотыми нитями. Среди украшений можно назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с подвесками.
Слайд №27
Слайд №28
Основными элементами армянского мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары). Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Материалом повсеместно служила хлопчатобумажная ткань, а западные армяне использовали шерсть ангорской козы. Разнообразны были виды верхней распашной одежды типа кафтанов. Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали армяне бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы, которые шили обычно из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого бухарского каракуля.
Армянский мужской костюм
Слайд №29
Слайд №30
Слайд №31
Азербайджанский танец
Слайд №32
Азербайджа?н официальное название — Азербайджа?нская Респу?блика -государство в восточной части Закавказья. Население, по оценочным данным на январь2013 года составляет более 9 миллионов человек, территория — 86 600 км?, по обоим этим показателям является крупнейшей страной региона. Занимает девяносто первое место в мире по численности населения. исто двенадцатое по территории
Столица — Баку. Государственный язык — азербайджанский.
Унитарное государство, президентская республика. В октябре 2003 года пост президента занял Ильхам Алиев. Подразделяется на 66 районов, 11 городов республиканского подчинения и 1 автономную республику —Нахичеванскую Автономную Республику. Часть территории Азербайджана контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, часть — Арменией
Омывается водами Каспийского моря. Имеет сухопутную границу с Россией, Грузией, Арменией и Ираном. Нахичеванская Автономная Республика — эксклав Азербайджана — граничит с Арменией на северо-востоке, Ираном на юго-западе, Турцией на северо-западе.
Около 99 % населения исповедует ислам.
Аграрно-индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой.
Независимость страны провозглашена 28 мая 1918 года. Азербайджанскую Демократическую Республику, провозглашённую в 1918 году, называют первой демократической светской республикой в мусульманском мире
Слайд №33
История возникновения Азербайджанского танца
В Азербайджане есть уникальное свидетельство о танцах, бытовавших в стране около десяти тысяч лет назад. Это наскальные изображения танцующих людей в районе Кобыстана (недалеко от Баку).
Сейчас невозможно определить виды танцев , которые бытовали в древнем Азербайджане. Но известно, что были танцы , имитирующие процессы охоты, воинственные пляски, ритуальные танцы и т. д. Но были и свои специфические танцы. Эти танцы были посвящены огню- божеству которому они поклонялись.
Аккомпаниментом являлись хлопки и пение.
Свадьбы в Азербайджане проходили раздельно: мужчины и женщины веселились на « своих половинах». Это отложило отпечаток на танцевальное искусство.

Характер исполнения
Если грузинскому женскому танцу присуща более гордая величавость, азербайджанскому же застенчивость мягкость.

Такое же примерно различие между мужскими танцами. Мужчины в Рузии танцуют на пальцах, что вовсе не характерно для азербайджанцев.

Слайд №34
Особенности исполнения женских танцев
Основой женского танца являются движения рук, плеч, головы, причем эти движения по большей части плавные, сдержанные, строгого рисунка. Эти черты азербайджанского танца прекрасно характеризует народная артистка Азербайджана Гамэр Алмас-заде. «В народных азербайджанских танцах, — говорит она, — длинные юбки полностью скрывают движения ног, и все внимание зрителя невольно сосредотачивается на верхней части туловища, то есть на движениях рук, плеч, головы. Очевидно, поэтому-то рисунок рук в азербайджанских танцах исключительно отшлифован и доведен до высшей степени совершенства, руки в азербайджанских танцах вполне справедливо считаются самыми мягкими и красивыми». Обычно азербайджанский женский танец состоит из трех частей: сперва ход по кругу, затем лирическая часть — «сюзмэ», во время которой артистка, почти не сходя с места, все внимание уделяет движениям рук, корпуса, головы, эмоционально окрашивая эти движения; затем опять ход по кругу, но уже с большим эмоциональным порывом.
Слайд №35
К числу наиболее популярных одиночных женских танцев Азербайджана относятся: «Иннабы», «Узундара», «Джейраны», «Таракяма». «Иннабы» — танец девичий, построен на легких, грациозных движениях, иногда с обыгрыванием платка. Он может исполняться также и двумя девушками. Если танец исполняют две девушки, то он начинается с того, что одна из них стремится вовлечь в танец свою подругу, которая вначале шутливо сопротивляется, но затем весело и задорно вступает в танец. Старинный танец «Узундара» (дословно — «длинное ущелье») зародился в Нагорном Карабахе как танец девушки-невесты, которая прощается с днями своего девичества и с горечью думает о тяжелой доле, ожидающей замужнюю женщину в чужой семье. В настоящее время, утратив свое обрядовое значение, «Узундара» часто исполняется в народе и является одним из популярнейших женских танцев Азербайджана.
Слайд №36
Слайд №37
Слайд №38
Мужской народный танец построен на технически сложных движениях, дающих возможность исполнителям демонстрировать свою ловкость, силу, мастерство.
«Газахы» выполняется жизнерадостно, бодро, темпераментно. Юноши, выстроившись в одну линию, в ряде фигур, почти не сходя с места, четко, дружно выполняют одинаковые движения. К концу танца темп убыстряется, однако без ущерба для четкости исполнения. Определенной последовательности фигур танец не имеет, он может видоизменяться по усмотрению самих исполнителей, которые танцуют, импровизируя. Предлагаемая схема рассчитана на четырех исполнителей, но легко может быть перестроена для 6, 8 и боль­шего четного числа исполнителей.
Слайд №39
Очень популярен в Азербайджане массовый хороводный танец «Яллы», исполняемый на свадьбах,,гуляньях и народных торжествах. В нем участвуют и мужчины и женщины. Танец возглавляет «яллы-баши» — глава хоровода, вожак. Он выходит на середину круга, играя шелковым платком. Постепенно к нему один за другим присоединяются все желающие и, соединяясь мизинцами, образуют полукруг. Все следят за движениями «яллы-баши», за его платком. Взмах платка — приказ главы хоровода, и все танцующие следуют за ним по кругу, точно повторяя его движения.
Слайд №40
Женский костюм традиционно женский национальный костюм состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало чадру и лицевую занавеску рубенд, которые женщины надевали при выходе из дома. Верхнюю одежду шили из ярких цветных тканей, качество которых зависело от финансового положения семьи. Одежду также дополняло множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т.д. Молодые женщины в отличие от пожилых носили более светлую одежду ярких цветов.
Азербайджанская женская одежда 19 — начала 20 веков состояла из нательной и верхней одежды, которая в свою очередь, подразделялась на плечевую и поясную.
Верхняя плечевая женская одежда состояла, в основном, из уст кейнейи (верхняя рубаха), архалук, чепкен, леббаде, кьюлече, кьюрду, эшмек и бахари.
Уст кейнейи. Рукава верхней женской рубашки в основном были длинными, широкими и прямыми. Часть рукава до плеча в большинстве случаев была прямой, а в некоторых случаях с мелкой оборкой. В районе подмышек обычно пришивался клин из ткани другого цвета. Рубашка застегивалась на шее одной пуговицей. Верхнюю рубашку, как правило, шили из тканей «гановуз» или «фай». Шея, воротник, лацкан и нижняя часть рубашки обшивалась тесьмой. Нижняя часть рубашки спереди обшивалась серебряными или золотыми монетами с ушками.
Чепкен. Поверх рубашки одевали чепкен, который плотно прилегал к телу. С боковых сторон чепкен имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. Иногда к рукавам пришивали пуговицы. Чепкен шили из тканей «тирме», велюр и различных блестящих тканей.
Азербайджанский головной убор состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них обычно надевали еще несколько платков. В «чутгу» — специальный накосный мешок — женщины прятали волосы. Голову они покрывали специальной цилиндрической шапочкой. Чаще всего она шилась из бархата. Поверх нее повязывали чалму и несколько платков.
На ноги женщины надевали чулки «джорабы». Женские туфли были такие же, как и мужские — без задников.
Слайд №41
Мужской костюм
Головной убор. В рассказе о традиционном азербайджанском костюме, прежде всего, следует начать с главной детали — головного убора — символа достоинства кавказца. На протяжении всей азербайджанской истории шапка для мужчины была практически материальным воплощением его чести, и потерять ее считалось страшным позором. Если в ходе спора или перебранки с головы мужчины сбивали шапку — это означало нанесение унизительного оскорбления, причем не только этому мужчине, но и всему его роду, что могло положить начало многолетней войне между семьями. Шапку не снимали даже за едой. Для сна существовал особый головной убор — тескулах. Лишь во время омовения перед намазом азербайджанец оставался с непокрытой головой.
Основным головным убором у азербайджанцев была овчинная папаха. О технике ее изготовления можно прочесть в хрониках Географического общества. Там говорится следующее: «Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на голой стороне вату, чтобы сделать папах мягким. Сверх ваты кладут лист сахарной бумаги, чтобы папах сохранял приданную ему форму; Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папах на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается его изготовление». Зачастую папахи отличались по форме, они были конусообразные, круглые, с плоским матерчатым дном и другие.
Папаха, ее форма и качество материала являлись определяющим фактором социального положения мужчины. Самыми простыми и наиболее распространенными были папахи конусообразные, сшитые из овчины с длинным ворсом: «мотал папах» или «чобан папахы». Мотал папах в основном носили небогатые селяне. В остроконечных «щищ» или «бей папахах» ходили люди зажиточные, преимущественно бекского сословия, их с удовольствием носила городская знать. Мех для изготовления таких головных уборов доставлялся из Бухары, так что в обиходе их также называли «бухара папах».
Другими видами головного убора были башлык — суконный капюшон с длинными хвостами, арахчыны — круглые шапочки для домашнего пользования (выходя на люди, сверху на них надевали папах) и тюрбан (зеленые тюрбаны предназначались для высшего духовенства, белые — для духовных лиц рангом пониже).
Слайд №42
Рубаха. Помимо шапки, азербайджанский национальный костюм состоял из нижней рубахи, кальсон, верхней рубашки, шаровар (позже — брюк) и архалука.
Составной частью верхнего мужского костюма был архалук. Существовало два типа архалука — однобортный (онурсуз) и двубортный (онурлу), со строченым стоячим воротником. Однобортный архалук застегивался посередине на груди с помощью крючков, а двубортный — на пуговицы. Шили архалуки из домотканой либо покупной ткани — сукна, бязи, атласа, ластика, кашемира, сатина и других, в зависимости от финансового положения хозяина.
Иногда поверх архалука надевали суконную чуху (род черкески) с украшенными чеканным серебром или шитьем газырями — гнездами для патронов, которые в Азербайджане называли везне. Разрезные рукава чухи, отделанные галуном и подбитые яркой материей, в теплую погоду забрасывали за спину.
В холодных предгорных и горных местностях в качестве верхней одежды носили кюрк — непромокаемый овчинный тулуп длинной до пят, или бурку (япынджы).
Сведения об азербайджанском костюме можно найти в работе одного из русских этнографов: «Нижнее белье состоит из прямой и короткой бязевой, белого или чаще синего цветов рубахи и подштанников из этой же материи, которые застегиваются у пояса на тесемки; в зимнее время надеваются поверх шерстяные широкие штаны, также собирающиеся на тесемке. Поверх рубахи надевается т.н. архалыг (архалук), всегда на вате. Архалыг — это вроде русской поддевки с короткою талией и короткою сборчатою в поясе юбкою; застегивается он всегда наглухо или спереди посреди груди или сбоку ее. Поверх архалыга надевается чуха с короткой талией и длинною, ниже колен юбкою, а голова покрывается круглый год невысокою конической шапкой из овчины. На ноги надевают короткие шерстяные носки».
Пояс. И последним атрибутом мужского азербайджанского костюма является пояс — серебряный или кожаный, или иногда шелковый кушак (гуршак). Популярны также были парчовые пояса с каймой и бахромой по концам, изготовлявшиеся на фабриках России или Польши (так называемые слуцкие пояса). Пояса обычно завязывали по-турецки — несколько раз оборачивая вокруг талии, оставляя украшенные бахромой концы висеть сбоку. За поясом помещали табакерку, нож и другие мелкие предметы, которые современные мужчины хранят в карманах.
Обувь. Обувью служили чарыхи, сшитые из сыромятной кожи (их носили с высокими носками, перевязанными полутораметровыми шерстяными шнурками), бархатные или кожаные башмаки, иногда — сапоги. Позднее азербайджанцы стали носить блестящие резиновые калоши. Дома носили сафьяновые чувяки без каблука. В Баку и на Апшероне бытовали также мужские легкие летние чусты без каблука под названием — дубенди, шитые из юфти.
Слайд №43