Б. Пастернак — Жизнь и творчество


Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
«Свеча горела…»
Б.Пастернак. Жизнь и творчество.

Слайд №2
Цели презентации:
1. Познакомить с основными периодами в жизни и творчестве поэта.
2. Познакомить с основными литературными трудами Б.Пастернака.
3. Рассказать о романе «Доктор Живаго» и о его судьбе.
Слайд №3
Борис Леонидович Пастернак1890 – 1960 г.г.
Слайд №4
Борис Леонидович Пастернак
Поэт
Прозаик
Переводчик
Лауреат Нобелевской премии по литературе
( 1958 г.)
Слайд №5
Борис Леонидович Пастернак.Семья поэта.
Родился в Москве 29 января (по старому стилю) – 10 февраля ( по новому стилю) 1890 года.
Родители:
Леонид Осипович – один из первых русских художников – импрессионистов, академик, профессор Училища живописи .
Розалия Исидоровна Кауфман – выдающаяся пианистка.
Брат Александр ( 1893-1982), сестры Жозефина (1900-1993) и Лидия ( 1902-1989)
Слайд №6
Семья Бориса Пастернака
Леонид Осипович,
Борис Пастернак,
Розалия Исидоровна,
Александр,
Берта Кауфман,
Жозефина Пастернак,
Лидия Пастернак.
Слайд №7
Детство Б.Пастернака.
1901 год – поступил во второй класс 5-ой московской гимназии ) ныне московская школа № 91).
1908 год – закончил гимназию с золотой медалью.
В детстве, под влиянием А.Н.Скрябина, увлекся музыкой
Слайд №8
Период учебы.
Борис Пастернак оставляет мысль о композиторстве и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.
Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в университете в Марбурге.
И хотя изучение философии идет у него успешно, он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой.
Слайд №9
«Мы с жизнью на один покрой»(ранее творчество поэта)
Первые шаги в литературе – шаги поэта –символиста.
1914 год – Пастернак входит в футуристическую группу «Центрифуга»
1-й сборник стихов поэта «Близнец в тучах» (1914 г.).
2-й сборник стихов «Поверх барьеров» (1917 г.)
Слайд №10
Особенности ранней лирики Пастернака.
В стихотворениях этого периода появляются основные черты пастернаковского видения мира, мира, где все переплетено и взаимосвязано, любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом.
В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!» поэт заявляет о своих поэтических принципах : подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Слайд №11
«Сестра моя – жизнь» (1922 г.)
Сборник посвящен весне и лету 1917 года, периоду между двумя революциями.
И хотя это сборник о любви, природе и творчестве, Б.Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил все , что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого».
Поэт ощущал свое родство со всем окружающим миром и это объединило его историю любви с историей страны.
Слайд №12
«Сестра моя – жизнь» Б. Пастернак
 
Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе.
 
У старших на это свои есть резоны.
Бесспорно, бесспорно смешон твой резон,
Что в грозу лиловы глаза и газоны
И пахнет сырой резедой горизонт.
 
Что в мае, когда поездов расписанье
Камышинской веткой читаешь в купе,
Оно грандиозней святого писанья
И черных от пыли и бурь канапе.
Что только нарвется, разлаявшись, тормоз
На мирных сельчан в захолустном вине,
С матрацев глядят, не моя ли платформа,
И солнце, садясь, соболезнует мне.
 
И в третий плеснув, уплывает звоночек
Сплошным извиненьем: жалею, не здесь.
Под шторку несет обгорающей ночью
И рушится степь со ступенек к звезде.
 
Мигая, моргая, но спят где-то сладко,
И фата-морганой любимая спит
Тем часом, как сердце, плеща по площадкам,
Вагонными дверцами сыплет в степи.
Слайд №13
Поэт и эпоха.1920 – 1950 г.г.
На Первом съезде Союза советских писателей (1934 г.) Пастернак выступил с речью.
С середины 30-х годов до самого конца жизни он занимается переводами Шекспира, Гете и других зарубежных авторов.
В 40-е годы пишет цикл «Стихи о войне», которые составили книгу « На ранних поездах» (1943)
Слайд №14
Главная книга Пастернака.
Итогом своего творчества Борис Леонидович считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с1946 по 1955 г.г., хотя и задумал его еще в 1917 году.
Слайд №15
Основные темы романа.
Смерти и бессмертия,
взаимоотношения человека и природы,
добра и зла,
человек и его роль в истории своей страны,
быстротечность человеческой жизни в культуре и истории,
тема любви и верности,
тема дружбы,
роли искусства в жизни человека,
христианство и человек.

Слайд №16
Главный герой романа
Юрий Андреевич Живаго –
врач по образованию,
поэт по призванию.
Ему характерна открытость, умение любить и ценить жизнь, незащищенность, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению.
Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, сохраняет свободу духа, он видит мир по- своему.

Слайд №17
Стихи Юрия Живого
«Гамлет»

Гул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоскеЧто случится на моем веку.На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Авва Отче,Чашу эту мимо пронеси.Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить — не поле перейти.

Тема Гамлета созвучна роману, трагедия Гамлета, по Пастернаку, — драма долга и самоотречения, и это сближает этот образ с образом Христа.
Это стихотворение и о шекспировском Гамлете, и о Христе, и о герое романа Юрии Живаго, и о самом авторе, трагически ощущающем свое существование.
Долг человека – заплатить муками за чудо жизни.
Евангельские образы, высокий библейский слог соединены с народной пословицей, содержащей простую, но глубокую мысль : «Жизнь прожить – не поле перейти»
Жизнь символична, потому что она значительна во всех своих проявлениях.

Слайд №18
Стихи Юрия Живого
Март.
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует , одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.
Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
И здоровьем пышут зубья вил.

Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!

Настежь все, конюшня и коровник,
Голуби в снегу клюют овес,
И, всего живитель и виновник,-
Пахнет свежим воздухом навоз

Настроение этого стихотворения оптимистическое. Каждое явление природы одухотворено, олицетворено, наполнено высшим смыслом.
Назывные предложения третьей строфы , отмеченные радостной, восклицательной интонацией, передают удивление и восторг перед очередным чудом жизни.
Жизнь прекрасна! Она снова просыпается после зимней спячки.
Нет низкого, нет высокого, есть работа, есть вечная жажда жизни и ее бесконечное обновление.

Слайд №19
Стихи Юрия Живаго.
«Зимняя ночь»
Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела.
Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья со двораК оконной раме.
Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Свеча горела на столе,Свеча горела.
На озаренный потолокЛожились тени,Скрещенья рук, скрещенья ног,Судьбы скрещенья.
И падали два башмачкаСо стуком на пол.И воск слезами с ночникаНа платье капал.
И все терялось в снежной мглеСедой и белой.Свеча горела на столе,Свеча горела.
На свечку дуло из угла,И жар соблазнаВздымал, как ангел, два крылаКрестообразно.
Мело весь месяц в феврале,И то и делоСвеча горела на столе,Свеча горела.
 
 
 
Слайд №20
Судьба романа «Доктор Живаго»
Роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, так как в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции в ней.
В 1957 году роман был напечатан в Италии, затем переведен на другие языки мира.
В 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы « за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы»
На родине Пастернака начали активно травить в газетах и журналах и заставили отказаться от Нобелевской премии.
В России роман был напечатан только в 1988 году, через 33 года после написания.
Слайд №21
Нобелевская премия.
Я пропал, как зверь в загоне.Где-то люди, воля, свет,А за мною шум погони.Мне наружу ходу нет.  Темный лес и берег пруда,Ели сваленной бревно.Путь отрезан отовсюду,Будь что будет, все равно.  Что же сделал я за пакость,Я, убийца и злодей?Я весь мир заставил плакатьНад красой земли моей.  Но и так, почти у гроба,Верю я, придет пора,Силу подлости и злобыОдолеет дух добра.
Слайд №22
Источники информации:
Пастернак Б.Л. Доктор Живаго : Роман.- Изд-во Эксмо, 2004.- 624 с.
Пастернак Е.Б. Борис Пастернак : Материалы для биографии.- М.: Советский писатель, 1989.-688 с.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, 2 полугодие. – 4-е изд.-М.:ВАКО, 2009.-384 с.
http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post117404086/
http://ifolderlinks.ru/knigi/sbornik-sochinenii-borisa-pasternaka.html
http://to-name.ru/biography/boris-pasternak.htm
http://www.epwr.ru/quotauthor/507/
http://www.castanedadzr.ru/forum/viewtopic.php?t=6361
http://forums.drom.ru/ural/t1151641687.html