И.С. Тургенев «Бежин луг»

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
И.С.Тургенев
«Бежин луг»

Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Бежин луг
Обратимся к рассказу «Бежин луг». Он вошел в сборник «Записки охотника» и был опубликован в 1851г. Называться он стал так потому, что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик. Сам Тургенев страстно любил охоту, поэтому об охоте он пишет с таким увлечением: «…русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да и где же охотиться, как не у нас: кажется, есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Вообще охота свойственна русскому человеку…» и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью. По определению Герцина, «ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда».
Случай, который однажды произошел с Тургеневым, был положен в основу рассказа «Бежин луг». В прекрасный июльский день, когда погода установилась надолго, Тургенев провел весь день на охоте. Но возвращаясь домой он заблудился. Долго блуждал он по ночному лесу, пока не вышел на Бежин луг. Здесь, у костра, он познакомился с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное время пасти лошадей.
Слайд №6
Слайд №7
И.З.Суриков «В ночном»
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается:
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыплю искры,
Змей летит крылатый;
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонек разводят…
Слайд №8
Слайд №9
Викторина
Кто рассказывал о домовом?
Илюша
Кто рассказывал о Гавриле и русалке?
Костя
Кто был самым смелым из ребят?
Павел
Кто рассказывал о Васе, утонувшем в реке?
Костя
Кто рассказывал о псаре Ермиле?
Илюша
Кого автор не заметил сначала?
Ваню
Кто рассказывал о водяном?
Костя
Кто рассказывал о «предведенье», о Тришке-антихристе?
Илюша
Слайд №10
«…старший изо всех…лет 14. стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами..?
Федя
«..волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное , рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…»
Павлуша
«лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало…тупую, болезненную заботливость..»
Илюша
«…лет 10-ти…задумчивый и печальный взор. Лицо было невелико, худо в веснушках, книзу заострено, как у белки…большие, черные..глаза
Костя
Слайд №11
Примерный план
I «Прекрасный июльский день».
II Охотник заблудился.
III У костра в ночном.
IV Рассказы мальчиков:
1.Рассказ Илюши о домовом.
2.Рассказ Кости о Гавриле и русалке.
3.Рассказ Илюши о псаре Ермиле.
4.Рассказ Илюши о покойниках.
5.Рассказ Илюши о «педиведенье», о Тришке-антихристе.
6.Рассказ Кости о водяном.
7.Рассказ Кости о Васе, утонувшем в реке.
V Непонятные ночные звуки.
VI Прощание с мальчиками.
VII Эпилог. Смерть Павлуши.

Слайд №12
Беседа с классом
-Какие истории рассказывали мальчики?
-Как сам Тургенев называл их рассказы?
Он старательно искал слово, чтоб назвать. В журнальной публикации рассказа он назвал их россказнями, в издании 1852г. – преданиями, а позже – поверьями. Современная фольклористика нашла удачный термин – такие истории теперь называют «былички»
-Какой мир открывают нам 11 быличек-поверий?
Рассказы ребят открывают нам мир, который окружает их, таким, каким он жил в их представлении. Ребята искренне верят в поверья, так как ежедневно сталкиваются с неожиданными для них и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового и лешего, водяного и русалку, оборотней и вставших из гроба мертвецов, небесное предвидение и гадание о смерти, таинственные голоса погибших людей.
Слайд №13
-О чём свидетельствовало такое представление ребят об окружающем мире?
Оно свидетельствовало о стремлении невежественного ума осмыслить окружающее, всё, что происходит с человеком. Крестьянские дети в те времена нигде не учились, были неграмотные, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд.
-Как получилось, что сами Илюша, Павлуша и Костя стали участниками событий, которые подтверждают их верования?
Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное4 а затем они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся фактом.
-Что можно сказать о крестьянских ребятах, выступающих в роли рассказчиков?
Каждый из рассказчиков умеет увлечь и заинтересовать слушающих.
Слайд №14
вывод
Их рассказы помогают понять характер и миропонимание рассказчиков. Об одном и том же событии ребята рассказывают по-разному. Историю о солнечном затмении Павлуша рассказывает неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь ребята смеются, слушая этот рассказ, включающий несколько забавных историй. Иное дело – Илюша, он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Рассказы ребят поэтичны и таинственны, в них используется народный юмор.
Слайд №15
Спасибо за урок