Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Поэтика заглавия пьесы.

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Поэтика заглавия пьесы

Слайд №2
Цели урока:
понять поэтику заглавия комедии;
проанализировать, раскрывает ли заглавие идею или основной конфликт пьесы.
Слайд №3
1. Теоретическая разминка (Осмысление данных определений)
Заглавие – название, наименование литературного произведения. Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя, либо идея произведения, либо основной конфликт.
Заглавие – название литературного произведения, издания, серии, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ.
Слайд №4
2. Аналитический вопрос: к какому виду относится заглавие комедии «Горе от ума»? (Дополните схему примерами…)
Слайд №5
3. Задание-эксперимент
Назовите русскую пословицу – «перевертыш» заглавию комедии «Горе от ума».
Слайд №6
Ключ к заданию-эксперименту:
«Дуракам счастье».
Слайд №7
4. Комментированное сопровождение учителя…
Но разве Чацкого окружают одни дураки?
Много ли глупцов в пьесе?
Разобраться в этом помогают художественные
приемы и детали:
реплика;
монолог;
диалог;
психологический портрет.

Слайд №8
5.Теоретическая разминка: восстановите пропуски в определениях
Реплика (в переводе с латинского …) – краткий ответ действующего лица в произведении, … фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера.
Монолог (в переводе с греческого …) – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или ….
Слайд №9
5.Теоретическая разминка:Восстановите пропуски в определениях (Продолжение)
Диалог (в переводе с греческого …) – … между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в … раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события.
Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого …) – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.
Слайд №10
Ключ к теоретической разминке
Реплика (в переводе с латинского – «возражаю») – краткий ответ действующего лица в произведении, ответная фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера.
Монолог (в переводе с греческого – «один» + «слово») – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или самому себе.
Диалог (в переводе с греческого – «беседа») – разговор между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в диалоге раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события.
Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого – «изображение») – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.
Слайд №11
6. Литературный коллоквиум
Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету:

1) «Человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут…
При нем остерегись, переносить горазд,
И в карты не садись: продаст!»

2) «Тогда не то, что ныне:
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд…
Раскланяйся, тупеем не кивнут.
Вельможа в случае, тем паче,
Не как другой, и пил и ел иначе».

3) «А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных…»

Слайд №12
6. Литературный коллоквиум (Продолжение)
Определите, кому принадлежат реплики:

«Счастливые часов не наблюдают…»;
«Ученостью меня не обморочишь…»;
«Служить бы рад, прислуживаться тошно…»

Слайд №13
Ключ к литературному коллоквиуму
Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету:

Загорецкий;
Максим Петрович;
Молчалин.

Определите, кому принадлежит реплика:
Софье;
Скалозубу;
Чацкому.

Слайд №14
7. Творческая работа«Литературное рисование»
Форма работы: групповая.
Задание для 1-ой группы: «нарисовать»
психологический портрет Фамусова.
Задание для 2-ой группы: «нарисовать»
психологический портрет Софьи.
Задание для 3-й группы: «нарисовать»
психологический портрет Чацкого.
Задание для 4-ой группы: «нарисовать»
психологический портрет Молчалина.
Слайд №15
«Литературное рисование»
Психологический портрет Фамусова
Фамусов – целостная натура. Он раскрыт всесторонне – и как
помещик, и как чиновник, и как отец. По своим взглядам он
«старовер». Фамусов – поклонник дворянской Москвы, ее
обычаев. У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин,
остроумный и находчивый рассказчик, любящий отец, властный
барин. На службе он строгий начальник, покровитель своих
родственников. Он не лишен практического житейского ума,
добродушия, но в то же время ворчлив, вспыльчив. Льстив
перед теми, в ком заинтересован или кого побаивается.
Особенности его натуры с замечательной полнотой
выражаются в репликах, диалогах, где встречаются народные слова («откудава», «бьют баклуши», «в ус никого не дуют» и др.); попадаются иноязычные слова (симфония, карбонарий и
др.). Как ласково обращается Фамусов к дочери: «Софьюшка», «мой друг», «дочка». Также не прочь и пофилософствовать.
Каков полет мысли, какова глубина философских размышлений
этого государственного мужа!

Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй – ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Слайд №16
«Литературное рисование»
Психологический портрет Софьи
Реплики Софьи полностью раскрывают ее образ, ясно показывая, что,
несмотря на то, что ей 17 лет, – это не застенчивая девушка, а полновластная хозяйка дома, привычная к общему подчинению. Она с малых лет росла без матери и чувствует себя госпожой. Отсюда ее властный тон, ее самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. В ее речи есть что-то и от крепостных, с которыми ей постоянно приходится иметь дело, и, с другой стороны, от французских книг и мадам. Именно Софья в комедии говорит ключевые, определяющие основной конфликт пьесы слова о разных типах ума, об их столкновении (сравнивая Молчалина с Чацким):

Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;
Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Слайд №17
«Литературное рисование»
Психологический портрет Чацкого
Чацкий – передовой человек своего времени, с волевым
характером, цельный в чувствах, борец за идею. Идеал
Чацкого – независимая, свободная личность, чуждая рабской
приниженности. Он вступает в борьбу с фамусовским
обществом. Критикует все старые, «отжившие» устои жизни.
Но общество признает его сумасшедшим.
«Безумный по всему», – выносит приговор фамусовский
мир устами шута Загорецкого. К Чацкому начинают
относиться снисходительно, даже проявляют внимание,
как к больному, слабоумному. Почему?
Чацкий-сумасшедший обществу не так страшен. Не так страшны и его речи, монологи:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!
Слайд №18
«Литературное рисование»
Психологический портрет Молчалина
Речевая манера Молчалина раскрывает нам внутренний мир
героя: его стремление к карьере, умение подслужиться,
лицемерие. Он немногословен, «не богат словами». Это
объясняется боязнью высказать свое суждение. В его речи нет
иностранных слов и выражений. Молчалин старается выбирать
слова деликатные, не простонародные, прибавляет
почтительно «с»: «с бумагами-с», «нет-с». Он говорит
преимущественно короткими фразами; слова и интонации
подбирает в строгой зависимости от того, с
кем беседует. С Фамусовым, своим начальником,
он обращается почтительно, с Хлестовой –
льстиво и вкрадчиво, с Софьей – с великой
скромностью, с Чацким – с насмешкой, а с
Лизой он не стесняется в выражениях.
Слайд №19
8. Комментированное сопровождение учителя…
«Литературное рисование» психологических портретов
помогло нам увидеть главное: пьеса А.С. Грибоедова
построена не на столкновении ума и глупости (это было
бы слишком слабо, слишком упрощенно для «высокой»
комедии), она строится на конфликте различных типов ума.

Типы ума:
ум критический
ум «для себя»

Слайд №20
9. Игра-задание «Оторвите лепесток». Охарактеризуйте свое отношение к уму героя, персонажа, указанного на лепестке
Чацкий
Софья
Скалозуб
Молча-
лин
Фамусов
Слайд №21
10. Творческое задание: письменный ответ на вопрос
Какой «тип ума» вы предпочитаете?
Обоснуйте свой ответ.

Обсуждение.

Слайд №22
11. Заключительное слово учителя
Столкновение в комедии «Горе от ума» различных типов ума –
столкновение Чацкого с фамусовским обществом – показывает их
полнейшую несовместимость. Они живут как бы в разных
измерениях. Свет видит в Чацком сумасшедшего, почитая себя
разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои
убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь
средоточие пороков. Прием комического – «разговор глухих» –
помогает нам понять, как попытаться избежать этого конфликта:
для начала – научиться слушать и слышать друг друга…
Слайд №23
12. Домашнее задание
«Нарисуйте» литературный психологический портрет Вашего любимого героя.
Слайд №24
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!