Литература конца 20-го -начала 21-го веков: жанр фэнтези и фантастики


Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Литература конца 20-го -начала 21-го веков: жанр фэнтези и фантастики
Работа ученицы 12 а класса
Рижской 86 средней школы Виктори Блажновой
2013/2014 уч. год
Рига

Слайд №2
Что же это такое?
Фэнтези – жанр фантастической литературы основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.
 Фантастика – жанр в художественной литературе, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей.
Слайд №3
Но в чём же их отличия?
Изначально был, есть и будет всего один жанр – фантастика. Он делиться на два больших подраздела : фэнтези и научная фантастика. Грань различия между ними очень тонкая, но всё же её можно заметить.
Фэнтези – произведения, в которых возможно абсолютно всё. Магия и реальность тесно переплетаются между собой, создавая одно целое. В этих мирах живут фантастические и мифические существа, колдуют волшебники, властвуют, враждуя, боги, пересекаются параллельные вселенные, строятся заоблачные замки. Однако же иногда сюда приходят элементы научной фантастики, но происходит это крайне редко.
Научная фантастика – это научное допущение и факты, дополненные фантазией автора. Сюда включаются только технологические разработки, исторические реалии, пространственно-временные измерения, космические путешествия и т.д.
Слайд №4
История фэнтэзи
Как отдельный вид литературы жанр фэнтези начал формироваться на рубеже XIX — XX вв. Главные источники жанра — французская «фейная» сказка, скандинавский и кельтский фольклор.
Родоначальниками фэнтези в России (ровно как и прародителем славянского фэнтези) называют Александра Вельтмана с романами «Кощей Бессмертный» (1833) и «Святославович, вражий питомец» (1835). Однако появление русского фэнтези относят уже к послесоветским временам.
Слайд №5
Жанры Фэнтези
Существует несколько вариантов классификации фэнтези. Оно делиться на основные четыре типа:
Мистико-философская фэнтези
Метафорическая фэнтези
«Чёрное» фэнтези
Героическое фэнтези.
Однако же есть и другие:
Эпическое фэнтези
Фольклорно-сказочное фэнтези
Героико-эпическое фэнтези
Мифообразущее фэнтези
Мистическое фэнтези
Романтическое фэнтези
Историческое фэнтези
Игровое фэнтези
Женское фэнтези
Детское фэнтези
Детективное фэнтези
Магический реализм
Технофэнтези
Философский боевик
Каждый подраздел подразумевает под собой своё собственное направление, которое авторы, по их собственному желанию, могут совмещать и добавлять собственные. Каждый «тип» фэнтези именно так появлялся, когда писатель, чувствуя, что его произведение не подходит не под один из уже существующих, добавлял ещё один, тем самым рождая новый подраздел.
Слайд №6
Герои и образы фэнтези
В мире фэнтези живёт много тварей, которых не встретишь в нашем реальном мире (хотя, может они просто прячутся?). Если составлять их полный список, не хватит ни времени, ни места.
Вот основные из них из зарубежного фэнтези:
Эльфы
Драконы
Орки
Гномы (дварфы)
Единороги
Фениксы
Феи
Гоблины
Тролли
Кентавры
Русалки
Мантикоры
Великаны
Оборотни
Вампиры
Привидения
Энты
Дроу (тёмные эльфы)
Сирены
Все существа (разумные и не очень) делятся на ещё три подкасты : «тёмные», «светлые» и те, кто живут между (часто называемые «серые»). «Светлые» естественно борются за добро, «тёмные» стоят на стороне зла. «Серыми» называют тех, кто не относиться ни к первым, ни ко вторым (напр. привидения)
Персонажи русского фэнтези:
Кощей Бессмертный
Баба Яга
Леший
Кикимора
Русские гномы
Метла и ступа бабы Яги
Колобок
Водяной
Жар-птица
Конёк Горбунок
Соловей разбойник
Змей Горыныч
Три богатыря
Тридцать три богатыря и дядька Черномор
Царевна-лягушка
Путеводная нить
Избушка на курьих ножках
Финист ясный сокол
Слайд №7
Герои и образы фэнтези
Слайд №8
Герои и образы фэнтези
Слайд №9
Зарубежное фэнтези
Фэнтези зародилось впервые именно за рубежом, а не на просторах России. Уже оттуда сюда поступали книги, переведённые на русский язык. Это не значит, что на родине русского языка не писали фэнтезийных книг, но их было крайне мало.
Первые книги этого жанра были связанны с рыцарями, замками и драконами. Герои убивали чудищ, спасали принцесс и делали всё, что от них требовалось. Уже позже в произведениях стали появляться гномы, воинственные эльфы, злые и добрые маги и другие, живущие там и по сей день волшебные жители.
Одна из самых первых книг фэнтези «The Wood Beyond the World» или «Древо вне мира» . Книга вышла в свет в 1894-м году. Автором был Уильям Моррис.
Одна из самых знаменитых серий книг три «The Lord of the Rings» («Властелин колец») и «Hobbit» («Хоббит») написанные Дж.Р.Р. Толкиеном.
Слайд №10
Менее известная серия книг английского писателя Роджера Желязны «Хроники Амбера». Однако она относиться к классике фэнтези. «Хроники Амбера состоят из двух серий по пять книг в каждой.
https://www.youtube.com/watch?v=BFp2SQbVuQA

? «Хроники Амбера»
Слайд №11
«The Dark Tower»(«Тёмная башня Стивен Кинг. Цикл из восьми романов американского писателя Стивена Кинга, повествующий о долгих странствиях стрелка Роланда Дискейна. Конечной целью поисков является Тёмная Башня — легендарное место, которое удерживает все миры от разрушения и хаоса.
— 1982 «Стрелок» (англ. The Dark Tower: The Gunslinger) — 1987 «Извлечение троих» (англ. The Dark Tower II: The Drawing of the Three) — 1991 «Бесплодные земли» (англ. The Dark Tower III: The Waste Lands) — 1997 «Колдун и кристалл» (англ. The Dark Tower IV: Wizard and Glass) — 2003 «Волки Кальи» (англ. The Dark Tower V: Wolves of the Calla) — 2004 «Песнь Сюзанны» (англ. The Dark Tower VI: Song of Susannah) — 2004 «Тёмная башня» (англ. The Dark Tower VII: The Dark Tower) — 2012 «Ветер сквозь замочную скважину» (англ. The Dark Tower VIII: The Wind Through the Keyhole)
XVI век. Славная эпоха географических открытий с ее отчаянными первопроходцами и бесчисленными опасностями вдали от родной земли. По неизведанным грозным морям, по враждебным землям судьба носит английского пуританина, чей лик всегда хмур как туча, зато сердце неизменно светится благородством. И какие бы испытания ни посылал Господь своему неистовому рыцарю, с ними совладают острый ум, крепкие мышцы, неколебимая воля и добрый клинок. Впервые на русском языке весь цикл рассказов о Соломоне Кейне, «старшем брате» киммерийца Конана, в переводе Марии Семеновой, автора знаменитого бестселлера «Волкодав».

https://www.youtube.com/watch?v=R6k8tM1ylRg

? Соломон Кейн
Слайд №12
Русское фэнтези
Русское фэнтези взяло своё начало уже на постсоветском пространстве, когда были сняты почти все ограничения по книгопечатанью. Тогда стали появляться много начинающих авторов, выпускающих свои творения на свет. Так, после 80-90 годов мир увидел русское фэнтези.
«Волкода?в» — серия романов российской писательницы Марии Семёновой. В серию входит 6 книг. Первая была издана в1995 году, последняя — в 2014.
Серия романов повествует о молодом воине из рода Серого Пса по прозвищу Волкодав. Когда он был ещё мал, на его родное селение напали. Всех представителей веннского рода Серых Псов предали мечу, однако оставили мальчика живым и продали его в рудники под названием Самоцветные горы. Но Волкодав вышел из рудников (единственный раб, сумевший сделать это по своей воле). Его первоочередной целью стала месть за свой род.
На страницах книги сошлись в непримиримой, смертельной схватке волшебные, магические, колдовские силы. Силы эти, даже будучи могущественными, предпочитают, тем не менее, жить среди людей, а город Санкт-Петербург издавна был сосредоточением всего сверхъестественного. Два главных героя, два кронпринца враждующих сил — юноши Леха и Денис, обречены воевать друг с другом, ареной же этой мрачной войны становятся улицы и площади современного Санкт-Петербурга.
Слайд №13
«Ночно?й Дозо?р» — первый из серии романов о жизни Иных
В романе рассказывается об Иных — людях, обладающих врождёнными возможностями к использованию магии. Чтобы Иной мог полноценно использовать свои возможности, он должен быть инициирован. При этом он, независимо от своего желания, присоединяется к стороне, с которой он будет — Светлых или Тёмных.
«Дневно?й Дозо?р» — фантастический роман Сергея Лукьяненко и Владимира Васильева второй из серии романов о жизни сообществ людей с магическими способностями — Иных.
Он делиться на три части : Посторонним вход разрешён; Чужой для иных; Иная сила.В каждой из трёх частей рассказывается своя история, дополняя предыдущую.

«Сумеречный Дозор» третья книга Сергея Лукьяненко. Цели существования Ночного и Дневного дозоров вызывают с некоторых пор у Антона Городецкого, светлого мага Ночного дозора, большие сомнения. И очередное задание начальства, показавшееся поначалу незначительным, вызывает череду событий, навсегда изменивших не только его мировоззрение, но и саму жизнь.

Слайд №14
«Мефодий Буслаев» — серия приключенческо-фэнтезийных романов Дмитрия Емеца главным героем которой является наделенный магическим даром юноша по имени Мефодий Буслаев.
Мефодий Буслаев в двенадцать с половиной лет узнает, что он — будущий повелитель мрака, получивший силу ещё в момент рождения — в час солнечного затмения. По приглашению ведьмы Улиты Буслаев приходит в московскую резиденцию мрака, где его берёт в обучение барон мрака — мечник Арей. В день своего тринадцатилетия Мефодию предстоит пройти лабиринт храма Вечного Ристалища и добыть то, что хранится там с рождения мира.
Всего в серию входит 18 книг, выпуск которых не закончен до сих пор. Они подходят скорее для подростков, нежели для более взрослого поколения. Книги на любителя.
Что делать, если потомка славной династии не привлекает карьера волшебника? Томас Тангор предпочел рискованной, но доходной профессии черного мага предсказуемость и красоту алхимии. Вот только у судьбы на этот счет другие планы. Что делать? Глупый вопрос! Не рожден еще тот черный, что не сможет усидеть на двух стульях разом. Вот только и проблем он себе при этом заработает вдвое…
Немного странная книга написанная Ириной Сыромятниковой в 90-е годы 20 века.
Слайд №15
Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией.
Научная фантастика (история)
Вопрос о происхождении аналогичного русского термина «научная фантастика» не совсем ясен. Иногда считается, что впервые он был использован в журнале «Природа и люди» в 1914 году, когда был опубликован рассказ Якова Перельмана «Завтрак в невесомой кухне». 
 Однако до этого похожий термин — «фантастически научные путешествия» — в отношении Уэллса и других авторов употребил Александр Куприн в своей статье «Редиард Киплинг» (1908)
Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д. Часто описывался — как правило, в виде утопии — мир будущего. Классическим примером такого типа фантастики являются произведения Жюля Верна.
В ХХ веке значительный вклад в развитие научной фантастики как жанра внесли американские писатели — представители наиболее технологически развитого государства. В работах всемирно известных авторов, таких как Рей Бредбери,  Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн поднимаются философские проблемы путей развития человечества, обсуждаются последствия внедрения технологий.
Слайд №16
Определение научной фантастики
Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика).
Делиться она на два, официально принятых подраздела : НФ и мифология и НФ и футурология.
Жанры:
Твёрдая НФ (старейший)
Социальная фантастика
Хронофантастика
Альтернативно-историческая
Апокалипстическая и постаокалипстическая
Утопия и антиутопия
Космическая опера
Киберпанк
Стимпанк
Технофэнтези
Научная фэнтези
Слайд №17
Персонажи (жители)
В мире научной фантастики живут учёные, роботы, жители самых дальних галактик и параллельных вселенных, гиперкомпьютеры, путешественники во времени, иногда заползающие сюда жители фэнтезийных миров, природные организмы не поддающиеся описанию и все, кого могут выдумать авторы.
Почти невозможно перечислить конкретных жителей этого жанра, так как они часто принадлежат какому-то конкретному произведению и систематизировать их очень сложно.
Самые популярные, которых знают многие это: R2D2, Громозека, Склиф, капитан Нэмо (как создатель подводного корабля «Наутилус»), мастер Йода, Артур Дент, Дарт Вэйдер, птица Говорун, Алиса («Гости из будущего») и т.д.
Слайд №18
Книги
Книга Кира Булычева о девочке Алисе, бороздящей просторы космоса со своим отцом Селезнёвым и его другом Зелёным.
«Автостопом по галактике» (англ. The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy, «Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом», 1979) — юмористический фантастический роман английского писателя Дугласа Адамса.
«Сто лет тому вперёд» — книга Кира Булычова, по которой позже был снят фильм «Гостья из будущего».
https://www.youtube.com/watch?v=OI-rtdt_o-o

? «Автостопом по галактике»
Слайд №19
Цикл произведений Кира Булычева про персонажа врача Владислава Владимировича Павлыша. Доктор Павлыш работает в дальних космических экспедициях в качестве судового врача.
«Последняя война»
«Тринадцать лет пути»
«Великий дух и беглецы»
«Половина жизни»
«Закон для дракона»
«Белое платье Золушки»
«Посёлок»
«Пленники долга»
«Садовник в ссылке»
Слайд №20
Научно-фантастическая повесть «Трудно быть Богом»
Действие повести разворачивается в будущем на другой планете в государстве Арканар, где существует гуманоидная цивилизация, представители которой физически неотличимы от людей. Цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному позднему Средневековью. На планете негласно присутствуют сотрудники земного Института экспериментальной истории, ведущие наблюдение за развитием цивилизации.
«Сталкер»
Действие книги происходит в вымышленном времени и пространстве; у героев нет имён — только прозвища.
Приблизительно за двадцать лет до начала действия в книге, было зарегистрировано падение метеорита. В этом районе начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди.  Место получило название «Зона», и поползли слухи о некоей таинственной комнате, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Зону оцепили военными кордонами и колючей проволокой.
Главный герой книги — недавно вышедший из тюрьмы человек, которого называют «Сталкер» .Он живёт в бедности с больной дочерью и женой. Сталкер зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону, несмотря на протесты своей жены. 

Братья Стругацкие
https://www.youtube.com/watch?v=IoAfFJi18pk

? «Трудно быть Богом»
https://www.youtube.com/watch?v=TUMXyvFDm88

? «Сталкер»
Слайд №21
Братья Стругацкие
Братья Стругацкие (Аркадий Стругацкий и Борис Стругацкий) были и остаются русскими классическими писателями научной и социальной фантастики. И на данный момент они остаются одними из самых читаемых авторов этого жанра. Братья внесли огромный вклад в русскую литературу, написав достаточное количество разнообразных произведений, чтобы каждый смог на свой вкус выбрать то, что ближе легло ему по душе.
Считается, что у братьев Стругацких есть главные пять книг, выделенные из ряда других преданными читателями.
«Трудно быть Богом» (1964)
«Понедельник начинается в субботу» (1965)
«Улитка на склоне» (1966-1968)
«Пикник на обочине» (1972)
«За миллиард лет до конца света» (1977)
Их произведения сочетают в себе научную фантастику, реальность и некую сказку, приправляя всё это частицей философии и слишком правдивого юмора. Многие не могут читать эти книги, считая их слишком «тяжёлыми» по смысловой нагрузке. Однако именно это и заставляет задуматься над тем, что ты читаешь. Стругацкие пишут о правде жизни, красиво завуалировав это под фантастические миры.
Слайд №22
Станислав Лем
Небольшой роман был написан ещё в период оккупации Польши германскими войсками, и публиковался с продолжением в журнале Nowy ?wiat Przyg?d (1946, № 1—31). До 1985 года не переиздавался, пока не вышло «пиратское» (фэнзиновское) издание.
«Человек с Марса»
Действие романа происходит в Нью-Йорке, США приблизительно в конце 1944 или начале 1945 года (в тексте упоминается, что идёт зима и война с Японией ещё не закончена). Молодой безработный репортёр случайно оказывается в засекреченной группе ведущих мировых учёных, и становится свидетелем попыток наладить контакт с ареоантропом, чей корабль потерпел катастрофу на территории Дакоты. Пришелец оказался агрессивным телепатом, подчинил своей власти одного из членов исследовательской группы и лишь с большим трудом его смогли одолеть и уничтожить.
«Глас Господа»
Это роман в жанре научной фантастики с философским подтекстом. Рассказывает об усилиях учёных над раскодированием, переводом и пониманием космического сигнала. «Глас Господа», наряду с «Солярисом» и «Кибериадой», является одним из самых известных произведений писателя.
Повествование ведётся от первого лица, в стиле мемуаров математика, профессора Питера Э. Хогарта, который был привлечён к секретному проекту Пентагона, проводимому в невадской пустыне, где учёные работали над раскодированием того, что выглядело как сигнал, посылаемый из дальнего космоса. По ходу повествования, Хогарт — или скорее сам Лем — раскрывает перед читателем множество споров на стыке космологии и философии
Слайд №23
Заблуждения НФ
Космос не океан — Чего бы они там не рисовали в «звёздных войнах» и сериале «стартрек», космос не океан. Слишком многие шоу оперируют научно неточными предположениями, отображая перемещение в космосе похожим на плавание по морю. Это не так.
Космос трёхмерен — Космос трёхмерен, он не двухмерный. Двухмерность — последствие заблуждения «космос это океан». Космические аппараты движутся не как лодки, для них доступно перемещение «вверх» и «вниз» Это нельзя сравнивать даже с полётом самолёта, поскольку у космического аппарата нет «потолка», его маневр теоретически никак не ограничен.
Ракеты не корабли – Забудьте, как выглядит планировка корабля «Энтерпрайз» или «Боевой Звезды Галактика». В научно правильной ракете «вниз» — это в сторону выхлопа ракетных двигателей

В космосе звука НЕТ – ЗАБУДЬТЕ сколько вы видели фильмов с ревущими двигателями и громыхающими взрывами. Звук передаётся атмосферой. Нет атмосферы — нет звука. Никто не услышит ваш последний «бабах». Правильно этот момент отображался в крайне немногих сериалах, среди которых Babylon 5 и Firefly.
В космосе нет невидимок — В космосе нет никакого практического способа спрятать корабль от обнаружения.
Взрыва не будет — Оказавшись в вакууме без защитного костюма вы НЕ ЛОПНЕТЕ как шарик. Доктор Джеффри Лэндис провёл достаточно подробный анализ этого вопроса.
Вкратце: Вы останетесь в сознании на протяжении десяти секунд, не взорвётесь, всего проживёте около 90 секунд.
Слайд №24
Конец XX
начало XI века
В конце XX и начале XXI века фантастика снова коммерциализируется. Большим спросом пользуется подростковая развлекательная фантастика, например серия «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Бум переживают сперва настольные, а затем и компьютерные игры, основанные на фантастике. Фантастические вселенные — часть популярной культуры, воплощающаяся в литературе, кино, играх, комиксах.
Всё чаще какие-то определённые сюжеты фантастических книг перекидываются на компьютерные или PS2 игры. Жанр фантастики и фэнтези становится на пик своей популярности, обретая своих поклонников даже у тех, где о книгах и слышать не желают. Однако на книжных полках тоже появляется пополнение в лице таких «молодых» авторов, как, Дмитрий Емец («Мефодий Буслаев», Йон Колфер («Артемис Фаул»), Стефанни Майер («Сумерки»), Кристофер Паолини («Эрагон»), Пьердоменико Баккаларио(«Секретные дневники Уилиса Мура»), Наталья Александрова («Клинок князя Дракулы») и др. Авторы фантастики и фэнтези больше ориентируются на подростковую публику, оставив взрослым сравнительно небольшой выбор выпущенных в начале XI века книг.
Слайд №25
http://www.livelib.ru

http://www.ru.wikipedia.org

http://www.ria.ru/

http://www.antisochinenie.ru

https://www.youtube.com

Использованные ресурсы
Слайд №26
THE END