Библейские сюжеты и костюмы разных эпох


Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Библейские сюжеты
и костюмы разных эпох
История искусства

Слайд №2
На картинах, иллюстрирующих сцены из Библии или античных мифов, художники часто наряжали героев в костюмы своих современников.
Появление первых произведений такого рода относится к периоду Средневековья. В моде той эпохи еще очень тесно были переплетены античные и византийские традиции.
К.Слютер. Колодец пророков, или Колодец Моисея.
Ок. 1395–1406
Мужской костюм состоял из двух туник: нижняя – камиза, верхняя – котта. Обязательным предметом одежды являлся плащ (как римская тога). Единственной новацией стало появление в мужском гардеробе штанов, заимствованных из костюма варваров.
Женский наряд состоял из камизы и котты, дополняясь плащом. Дамы покрывали голову белым платком, ниспадавшим на плечи, поверх которого надевали повязки или обручи.
Дж. де Фабриано. Мадонна на троне
с Младенцем, святыми Николаем, Екатериной и донатором. 1395–1400
Слайд №3
В период готики костюмы так усложнились, что не могли быть сопоставлены с непритязательными, но благородными античными одеждами. Появилась шнуровка и вставные рукава, юбка приобрела шлейф. Мужчин предпочитали короткие кафтаны-пурпуэны.
Ж. Фуке. Поклонение волхвов. Миниатюра
из часослова Этьена Шевалье. 1461
П. Кристус. Святой Элигий. 1449
Г. Мемлинг. Рака святой Урсулы. Фрагмент. 1489
Слайд №4
Обращение итальянских «модельеров» эпохи Возрождения к чистоте и гармонии линий греческих и римских образцов позволило им выработать стиль, свободный от преувеличенной изысканности готических нарядов. Сложность силуэта уступила место благородной простоте и живописности сочетаний сочных ярких цветов.
Д. Гирландайо. Рождество Марии. 1486–1490
Слайд №5
Пользуясь евангельским сюжетом, художники изображали своих знаменитых современников – членов династии Медичи, философов, поэтов и других знатных флорентийцев, одетых в соответствии с последней модой.
Б. Гоццоли. Шествие волхвов. 1459–1461
Слайд №6
Значительные изменения произошли в прическах времени Ренессанса. Мужчины начали отпускать волосы, покрывая голову небольшими изящными шапочками или беретами. Главным требованием новой моды у женщин стал высокий лоб.
П. делла Франческо. Прибытие царицы Савской к царю Соломону.
1452–1466
Ф. Липпи. Мадонна
с Младенцем. 1460-е
С. Боттичелли. Портрет молодого человека.
1485
Слайд №7
На протяжении XV в. Флоренции удавалось быть законодательницей мод, но к началу XVI она уступила позиции лидера Венеции, которая из-за близости к морю и активным торговым связям привнесла в итальянский костюм черты восточной роскоши.
Дж. Пальма Веккио. Иаков и Рахиль. 1515–1525
П. Веронезе. Обручение святой Екатерины. 1486
Тициан. Любовь земная
и любовь небесная.
1514
Слайд №8
Тенденция к украшательству проникла также и в мужской ренессансный костюм.
П. Веронезе. Пир в доме Левия. 1573
Слайд №9
В XVI в. всю Европу охватило мощное испанское влияние.
Все герои картины Эль Греко одеты в черное. Можно подумать, что это знак траура, однако черный цвет действительно являлся при испанском дворе преобладающим.
Испанские художники редко «одевали» героев религиозных произведений в светские одежды. Исключение – «Погребение графа Оргаса».
Эль Греко. Погребение графа Оргаса.
1586–1588
Несмотря на явное неудобство испанской моды, ее с восторгом приняли представители всех европейских дворов. Особенную любовь заслужил воротник-фреза, ставший настолько огромным, что получил прозвище «мельничный жернов».
Слайд №10
Намного слабее испанское влияние чувствовалось
в Германии и Нидерландах. Библейские героини Яна Скореля и Лукаса Кранаха Мария Магдалина и Юдифь одеты по последней «итальянской» моде.
Я. Скорель. Мария Магдалина. Около 1530
Л. Кранах Старший. Юдифь с головой Олоферна. Около 1530
На голове Юдифи берет – любимый головной убор немецкой знати любого пола и возраста.
Слайд №11
Составить представление об одежде простых горожан в XVI в. можно по картинам Питера Брейгеля.
П. Брейгель Старший. Падение Икара.
Фрагмент. 1558
П. Брейгель Старший. Вавилонская башня. Фрагмент. 1563
Наряд небогатого горожанина в целом повторял очертания дворянского костюма (стеганый короткий пурпуэн, штаны с буфами), хотя и шился из более дешевых тканей.
Слайд №12
В XVII в. нидерландская мода продолжала развиваться самостоятельным путем.
Знаменитый рембрандтовский «Автопортрет» демонстрирует костюм, распространенный в Голландии
в первой половине XVII в.
Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях. 1635
О костюме Фландрии рассказывает картина Рубенса «Сад любви», которую можно принять за картинку из модного журнала.
П. Рубенс. Сад любви.
1632
Слайд №13
Причудливая мода эпохи барокко и рококо с обилием мелких изящных деталей совершенно не подходила для изображения драматических событий древней истории.
Живописцы иногда изображали в библейских сценах своих современников, но преимущественно людей низкого сословия.
Ж. де Латур. Святая Ирина, оплакивающая
святого Себастьяна. 1649
Д. Веласкес. Торжество Вакха. 1629
Слайд №14
Караваджо. Призвание апостола Матфея. 1599
Караваджо. Святая Екатерина. 1598
Слайд №15
Презентация подготовлена Е. Князевой
по материалу Я. Белошапкиной
Журнал «Искусство» № 7–8/2014
Я. Вермер. Диана с нимфами. 1655–1656