Слайд №2 |
|
Истории арабо-мусульманской философии можно разделить на два периода:
1) IX—XI вв. – первый период.
2) Второй период охватывает XII — XIII вв. Периодизация истории развития арабской философии. |
Слайд №3 |
|
Первый (IX—XI вв.):
Связан с деятельностью мыслителей восточных областей халифата: араба из Басры аль-Кинди, выходца из Средней Азии Аль-Фараби и иранца из Хорасана Ибн Сины (Авиценны),а также ученых-энциклопедистов из группы «Чистые братья» (Ихван ас-са-фа, X—XI вв.) |
Слайд №4 |
|
Второй период охватывает XII — XIII вв.
представлен в основном арабскими учеными и мыслителями мусульманской Испании. К этому периоду относится деятельность Ибн Баджжа, Ибн Рушда, Ибн Ту-файля. |
Слайд №5 |
|
Абу Али Хусейн Абдаллах Ибн Сина родился 16 августа 980, Афшана, близ Бухары — 18 июня 1037, Хамадан, Иран. Жизнь и творчество Ибн Сины (Авиценна). |
Слайд №6 |
|
|
Слайд №7 |
|
Ибн Сина
миниатюра |
Слайд №8 |
|
Полное имя его — Абу Али Хусейн Ибн-Сина, через еврейское прочтение, как Авен Сена и получилось современное Авиценна. Родился он близ Бухары в 980 году и прожил до 1037 года. Авиценна снискал себе славу не только как гениального философа, но и как гениального врача, поэта и ученого. |
Слайд №9 |
|
Ибн Сина создал оригинальную классификацию наук.
Он делит науки на теоретические и практические.
Теоретические науки — физика, математика, метафизика. Последовательность, в которой он рассматривает эти науки, воспроизводит постепенный переход от конкретных к отвлеченным знаниям. |
Слайд №10 |
|
«Физику» он подразделяет на «первичную» и «вторичную».
К «первичной» относит учение о материи, о формах движения, о растениях и животных, о минералах.
К «вторичной» — медицину, астрологию, физиогномику, алхимию, науку о волшебстве, объяснение снов. |
Слайд №11 |
|
К «практическим» наукам Ибн Сина причисляет учение об управлении государством, а также весь круг проблем, связанных с семьей, имуществом и хозяйством. |
Слайд №12 |
|
Главная книга Ибн-Сины — это «Книга исцеления», насчитывающая 18 томов. Сокращенный ее вариант сам же Ибн-Сина назвал «Книга спасения», а еще более сократив — до одной книги — он назвал ее «Книгой знания». |
Слайд №13 |
|
В философском учении Ибн Сины сложно переплетаются идеи Аристотеля и неоплатоников с некоторыми общими принципами мусульманской теологии. Вслед за неоплатониками Ибн Сина утверждал, что мир возникает путем эманации из божества, но не по воле последнего, а в силу объективной необходимости. |
Слайд №14 |
|
В учении о душе Ибн-Сина выступал против учения о переселении душ, ибо это учение тесно связывает душу с телом. Согласно Ибн-Сине, цель существования человеческой души состоит в том, чтобы максимально освободиться от чувств, ибо чувства мешают познанию Бога. Ибн-Сина считал, что душа бессмертна и постоянно будет существовать только лишь в своей духовной сущности. |
Слайд №15 |
|
На Страшном суде не будет воскресения человека в его телесном виде; душа будет существовать именно как душа. Отрешившись от чувств и от тела после смерти, душа праведника уподобляется ангелам. В этом состоянии душа человека, лишенная чувств, т.е. того, что мешает познанию истины, становится подобной ангелам и знает всю истину без учителей и без грамоты. |
Слайд №16 |
|
Ибн-Сина считал, что существует четыре вида бытия:
чисто духовные существа, в том числе и Бог,
далее следуют духовные предметы, связанные с материей — это небесные сферы;
далее — предметы, связанные с телесностью, а иногда и не связанные. Как правило здесь находятся все философские категории, такие как субстанция, свойство, необходимость, свобода и т.д., и именно эти предметы третьего уровня составляют основу метафизики.
И четвертый род бытия — это понятия, связанные с материей, существование и сущность индивидуальной конкретной вещи. |
Слайд №17 |
|
Ибн Рушд Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—1198) — араб. философ, ученый, медик.
Был разносторонне образованным человеком, служил в качестве главного судьи г. Севилья и придворного врача у правителя Кордовы. Жизнь и творчество ибн Рушды (Аверроэс). |
Слайд №18 |
|
|
Слайд №19 |
|
|
Слайд №20 |
|
Научное наследие Ибн Рушды включает в себя самостоятельные труды и комментарии чуть ли не по всем известным тогда отраслям знаний.
Большинство сочинений комментаторского характера представляют собой толкования к трудам Аристотеля, написанные в форме малых, средних и больших комментариев. За что Ибн Рушда получил почетное прозвище Великого комментатора. |
Слайд №21 |
|
К основным философским произведениям относятся: «Непоследовательность «Непоследовательности», «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией», «Книга об открытии путей аргументирования догм общения». |
Слайд №22 |
|
В противоположность учению ортодоксального ислама Ибн Рушд считал возможным по-новому интерпретировать мусульманские священные тексты и понимать их метафорически. Однако подобную свободу интерпретации он допускал лишь для избранных, ибо непосвященные способны реагировать лишь на образную риторику, в то время как философы во всем должны искать логику и убедительные доказательства. |
Слайд №23 |
|
Строгое научное доказательство может считаться наиболее достоверным лишь в вопросах, доступных человеческому разуму, но оно бессильно в высших метафизических вопросах. Философия бессильна проникнуть в тайну творения и загробной жизни и постичь атрибуты божества, она способна лишь порождать различные сомнения, в то время как познание «откровением», само по себе более примитивное, дает необходимую «уверенность» в достоверности высших истин. |
Слайд №24 |
|
Учение о душе Ибн Рушды
Ибн Рушда считал, что душа тесно связана с телом, бессмертие души и загробная жизнь — сказка. Бессмертен не отдельный человек, а человеческий род в целом. Бессмертен всеобщий разум как воплощение преемственной связи духовной жизни человеческих поколений, но индивидуальный разум смертен. |