Слайд №2 |
|
Содержание:
1. Биография Августина Блаженного.
2. Этапы творчества.
3. Основные работы.
4. Учения Августина Блаженного.
5. Философия Августина Блаженного |
Слайд №3 |
|
Биография Августина Блаженного Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем).
В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр — Мадавру. |
Слайд №4 |
|
Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи — Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 17 лет, будучи в Карфагене, Августин вступил в отношения с молодой женщиной, которая стала его сожительницей на 13 лет и на которой он никогда не женился, т. к. она принадлежала к более низкому социальному классу. Именно в этот период Августин произнес свое изречение: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!». В 372 г. у Августина в конкубинате родился сын Адеодат.
В 373 году, после прочтения «Hortensius» Цицерона, стал изучать философию. Вскоре примкнул к секте манихеев. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. В «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, но там он провёл всего год и получил должность преподавателя риторики в Медиолане.
|
Слайд №5 |
|
Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства.
Во время пребывания Августина в Милане в 384-388 гг. его мать нашла сыну невесту, ради чего он оставил свою конкубину. Однако, он должен был ждать два года до того, как невеста достигнет необходимого возраста, поэтому он завел другую конкубину. В конце концов, Августин разорвал помолвку со своей 11-летней невестой, оставил вторую конкубину и никогда не возобновил отношения с первой.
После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам (13:13). После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. |
Слайд №6 |
|
По образцу цицероновских «Тускуланских бесед», Августин составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 г. он, вместе с Адеодатом и Алипием, крестился в Медиолане принял крещение от руки Амвросия.
После этого, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным, вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце «Исповеди».
Часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, «Житии». Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескуюобщину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры, так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через год умер.
|
Слайд №7 |
|
Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.
Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра.
В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами. |
Слайд №8 |
|
Этапы творчества Первый этап (386—395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» «Против академиков» (то есть скептиков, Contra academicos, 386 г.), «О порядке» (De ordine, 386 г.; первый труд, в котором дано обоснование семи свободных искусств как подготовительного цикла для изучения философии), «Монологи» (Soliloquia, 387 г.), «О жизни блаженной» (De Beata Vita, 386 г.), «О количестве души» (388—389 гг.), «Об учителе» (388—389 гг.), «О музыке» (388—389 гг.; содержит знаменитое определение музыки Musica est ars bene modulandi с подробным толкованием; пять из шести книг против того, что обещает заглавие, трактуют вопросы античного стихосложения), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.), «О свободной воле» или «О свободном решении» (388—395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана (Cassiciacum, это место в нынешней Италии называется Casciago), где Августин работал в 386—388 гг. |
Слайд №9 |
|
Второй этап (395—410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты.
Третий этап (410—430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах». |
Слайд №10 |
|
Основные Работы Основные сочинения философа – «Исповедь» (написана в 400 году), «О Граде Божьем» (412-426 год). Другие известные работы Августина – «О жизни блаженной», «Против академиков», «О бессмертии души», «О свободной воле», «Об истинной религии».
Известный христианский теолог оставил также наследие в виде проповедей, известно более пятисот проповедей Августина.
|
Слайд №11 |
|
Учение Августина Блаженного — понятие Бога, творения, времени Согласно учению Августина – все сущее является благом, так все сущее создано Богом. При этом зло является порчей, недостатком субстанции бытия, небытием и повреждением его формы.
Благо же – это форма, субстанция, которой присущи такие элементы, как порядок, мера, вид и числа. Бог – чистая форма и источник бытия, источник блага, высшая красота. Бог поддерживает бытие мира, постоянно творя его снова. Мир един, и если бы вдруг иссякла творческая сила бога, он сразу же перестал бы существовать. Августин считал точку зрения о наличии параллельных миров игрой воображения. Достойными познания объектами для Августина являются душа человека и Бог. Из самопознания человеком себя можно вывести божье бытие, бытие вещей можно вывести из обобщения полученного опыта. |
Слайд №12 |
|
Августин разработал философскую антропологию, сделал очень тонкий анализ человеческой жизни. По Августину душа не является свойством тела, это отличная от него нематериальная бессмертная субстанция. Августин полагал, что либо Бог творит души для новорожденных, либо родители передают младенцу душу вместе с телом.
В центре учения Августина находится Бог, т.е. учение это теоцентрично. Главная проблема – проблема отношения Бога к миру. Для Августина, так же как и для других философов, Бог — Абсолют за пределами материального мира, мир и человек – его творения.
Свое учение Августин противопоставляет пантеистическим учениям, согласно которым, мир и Бог едины. Он говорит о сверхприродности Абсолюта. Человек, мир, природа – это Божьи творения, следовательно, они зависят от воли Творца.
Бог в учении Августина – личность, творец всего сущего. Он не связывает понятие фортуны, судьбы с Богом, постоянно подчеркивает, что Бог всемогущ.
Если Бог заберет у созданных им вещей свою производящую силу, они прекратят свое существование. Бог каждому земному существу дает согласно его потребностям, в этом его благодеяние. |
Слайд №13 |
|
Размышляя о природе Бога, его творениях, Августин приходит к проблеме времени и вечности. Естественным образом возникли вопросы : чем занимался Бог до сотворения мира и что такое время?
Августин говорил, что пока его никто не спрашивает о природе времени, она понятна ему, но когда он стоит перед необходимостью ответа на вопрос «Что есть время?», он становится в тупик. Средневековый мыслитель пришел к выводу, что мир в своем выборе ограничен.
Только в мире и с миром существуют пространство и время, и начало времени является также началом творения мира.
Августин замечательно определил понятие времени: время – мера изменения и движения.
Это определение актуально и сегодня. Стремясь установить, как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее, философ пришел к гениальному выводу – истинное бытие существует только в настоящем, прошлое и будущее лишены реального существования. Пребывая в настоящем, человек думает о будущем и о прошлом, от того, каково его настоящее, зависит прошлое и будущее. Прошлое – это наша память, а будущее – наша надежда. |
Слайд №14 |
|
Для настоящего характерна стремительность течения. Если мы не уповаем на будущее, то вспоминаем о прошлом.
О вечности Августин мыслит следующим образом — в мире идей и мыслей Абсолюта все существует всегда. Вечность от Бога неотделима. Идею времени философ связал с движением сущего – моменты движения не совпадают, сменяются более краткими или более долгими промежутками, это и образует время. Время, согласно Августину – это некая протяженность. Через настоящее будущее становится прошлым.
Августин не настаивает на истинности своих утверждений, говоря о том, что он ничего не утверждает, а лишь пытается найти истину и узнать ее.
Августин задается вопросом – как могли видеть будущее пророки, если бы оно не существовало? Ведь нельзя видеть то, чего не существует. Значит, следует полагать, что и прошлое и будущее непостижимым для человека образом все же существуют.
Философ приходит к такому заключению: ни прошлого, ни будущего не существует, только в душе человека, а не где-либо еще в предметном мире, существуют эти три основных формы восприятия мира человеком. При этом для прошлого у нас имеется память, для будущего – надежда, упование. |
Слайд №15 |
|
Учение Августина Блаженного. Добро и зло, свобода и божественное предопределение, истина Добро и зло
Все религиозные философы задумывались о сути таких основополагающих категорий, как добро и зло. Бог есть благодать, мир — Божье творение, тогда почему в мире творится столько зла? Как Бог допускает это?
Августин в своих рассуждениях опирался на Священное Писание. Весь мир как Божье творение причастен к абсолютной доброте, творя мир, Бог запечатлел в нем вес, меру и порядок. Во всякое творение вложен неземной образ, неземной смысл. Поэтому добро заключено во всем творении – и в природе, и в людях.
Зло не существует само по себе, согласно учению Августина. Оно не является самостоятельной силой, зло – это отсутствие добра. Подобно тому, как болезнь является отсутствием здоровья, тишина – отсутствием шума, нагота – отсутствием одежды, а тьма – отсутствием света.
Многие находят неубедительной попытку Августина снять ответственность с Бога за мировое зло. Это слабое утешение для страдающего человека, но немало философов рассуждает и таким образом: как человек узнал бы о сущности добра, если бы не знал, что такое зло?
|
Слайд №16 |
|
Свобода и божественное предопределение
Учение Августина Блаженного о божественной благодати и божественном предопределении оказало существенное влияние на христианскую философию.
Суть учения такова. У первых людей, до грехопадения, была свобода воли. Они могли бы не грешить, но Адам и Ева выбрали запретный плод, тем самым совершив грехопадение и потеряв свободу воли. Иисус пришел для совершения искупительной жертвы и после этого избранники Божьи грешить уже не могут.
Одни люди от рождения предопределены к блаженству, добру и спасению, другие – к злу, мучениям и гибели. Добрая воля дается человеку по предопределению божественной благодати. По этому поводу Августин ожесточенно полемизировал с Пелагием (один из церковных писателей), по мнению которого спасение человека находится в прямой зависимости от его нравственных усилий. Эта полемика длится среди представителей противоположных точек зрения и по сей день.
|
Слайд №17 |
|
Где найти истину? Августин полагал, что самое достоверное знание – это знание человека о собственном сознании и бытии. Человек знает, что он мыслит и существует, следовательно, он знает о возможности познания.
По Августину познание основывается на внутреннем чувстве, разуме и ощущениях. Человек может познать предметы, доступные разуму и пониманию. Хотя это понимание и малое, но оно достоверно. Тот, кто полагает, что чувствам нельзя доверять, обманывается жалким образом. Истина – это норма познания.
Бог – вот неизменная, вечная истина, которую нужно познать.
Августин говорит об участии воли в акте познания. Для того, чтобы познать нечто, следует использовать волю, то есть познание – это волевой процесс. Волевое начало присуще природе человеческих чувств.
«Человек страдает настолько, насколько поддается страданиям» — это гениальное утверждение Августина известно сегодня любому человеку на пути самосовершенствования.
|
Слайд №18 |
|
Разум и вера. Душа, познание, воля. Августин в своих работах полемизирует со скептиками, которые уверились в том, что истину найти нельзя.
Согласно учению философа, разум – это взор души. Используя его, душа способна созерцать истинное. Человек не должен забывать о внеземной цели жизни, своей внеземной природе и бессмертной душе. Истина содержится в человеческой душе. Приобретенные знания нужно подчинять мудрости. Августин считает разум важной функцией души, по его мнению, душа питается знанием и пониманием вещей, размышлениями, через которые возможно что-либо познать.
Человека к изучению наук ведет разум и авторитет. Авторитет первенствует по отношению ко времени, разум – по отношению к существу дела.
Вера в авторитет труда не требует, значительно сокращает дело. Великие мужи написали немало трудов на подобные темы, считая, что для более примитивно мыслящих людей, которые поглощены делами житейскими, такой тип познания является средством к спасению. Но простого человека, который желает постигнуть истину с помощью разума, очень легко одурачить псевдоразумными доводами, вплоть до впадения во вредный образ мыслей. Если человек подпал под такое влияние, освободиться ему от него будет чрезвычайно трудно.
Поэтому таким людям лучше всего доверять высшим авторитетам и вести жизнь в полном соответствии им.
|
Слайд №19 |
|
Философия Августина Блаженного Биография и темперамент Августина Блаженного наложили глубокий отпечаток на его философско-богословские взгляды. Его взгляд на природу человека материалистичен, греховность человеческой природы – следствие первородного греха. Человек для богослова – прежде всего душа, на службе у которой находится тело. Но душа и тело образуют единство.
Некоторые его идеи внесли заблуждения в развитие западного христианского учения.
Речь идет о его учении о чистилище, как месте для очищения душ грешников между адом и раем, идее предопределенности человеческой жизни, рассуждениях о победе церкви над миром в период тысячелетнего Царства, приведших к войне католиков за утверждение главенствующего положения их церкви.
Августин полагал, что будущее устраивает Бог и устроение это неизменно. Его предопределение отличается от веры язычников в фатум, слепой рок – Бог наказывает грешников, проявляя свою силу и гнев. Арена его деяний – всемирная история. Кто-то удостоен вечного проклятия, другой – вечной жизни. Первородный грех для Августина связан с сексом, так как он передается с его помощью, он неизбежен для каждого человека так же, как и сама жизнь.
|
Слайд №20 |
|
Некоторые положения, сформулированные Августином, породили множество богословских споров. Христианский универсализм, согласно которому Бог всем людям на земле желает спасения, был скомпрометирован учением Августина о предопределении. Августин в течение долгого времени выступал против почитания церковью мучеников. Он не особенно верил в совершаемые святыми чудеса, был против торговли мощами. Но изменил свое мнение после того, как в 425 году в Гиппон были перенесены мощи св.Стефана, за чем последовало немало чудесных исцелений. И в своих проповедях, которые Августин произносит в 425-430 годах, он говорит о почитании святых мощей и чудес, которые от них совершились.
В своих работах Августин осмысливает догматы веры, откуда возникает система христианской философии. Для Августина Бог – основа изучения жизни, так как любое изучение – часть познания Бога. С познанием Бога приходит любовь к Нему. Всякое знание ведет к Богу. У Августина были широкие мировоззренческие взгляды на историю, его вклад в христианское толкование истории имеет большую ценность. Для него Бог – творец истории во времени, он видел единство всех людей, возвышение духовного над мирским, преходящим.
Хотя Августин трактовал разнообразные понятия, его по-настоящему волновали два события: историю человечества определили, привели в действие первородный грех Адама и искупительная жертва Иисуса Христа. По мнению Августина, история линейна, он отвергает теорию вечного возвращения, вечности мира, все, что существует – результат Божьей воли. |
Слайд №21 |
|
Бог имел план до сотворения мира, и план этот частично реализуется во времени – это существование всего земного, и полностью осуществится при участии силы Божьей за пределами исторического развития. Конец истории для Августина – вне ее пределов, в Божьей власти.
Воскресение – второе значимое событие после первородного греха. Спасительную истину возвещает Библия. По мнению Августина судьба еврейского народа иллюстрирует, что ход истории обладает смыслом и конечной целью, коей является спасение человечества. История представляет собой борьбу между духовными потомками Каина и Авеля.
Преступление Каина положило начало возникновению града земного, и все периоды истории относятся к земному граду, противоположностью которого является Град Небесный. В граде Небесном происходит духовное обновление, град же земной, смертный, временный, основывается на воспроизведении потомства. Истинной целью каждого христианина является спасение, а его единственным упованием — триумф Града Небесного.
Вклад Августина Аврелия в развитие христианства высоко оценен Римским католичеством и протестантизмом. Протестанты видят в нем предтечу Реформации, так как он утверждал, что спастись от первородного греха можно, обратившись к Божьей благодати, и Бог спасет своих избранников.
Католическая церковь выстраивает свои догматы согласно мнению Августина. Его суждения, представления для католиков имеют непререкаемый авторитет. Августин признан отцом римской науки о церкви (экклесиологии). |