Слайд №2 |
|
План урока Крестьянство
Города, ремесла, торговля
Россия и Запад
Соперничество церкви и государства за власть
Церковь и еретики
Василий III
|
Слайд №3 |
|
1. Крестьянство В 15 – первой половине 16 в. в сельском хозяйстве трехполье заменяет старые методы расчисти и гари. Совершенствовались пахотные орудия труда — появилась соха-косуля (легкая и оснащенная крепким металлическим лемехом). Стабильно развивалось животноводство: выводились новые породы скота, быстрыми темпами росло конское поголовье. |
Слайд №4 |
|
1. Крестьянство Еще в 14 в. появляются новые виды поселений деревня (от 3 до 8 дворов) и починок (1 – 3 двора). Преимущество перед старыми большими селами в том, что теперь на один двор приходилось значительно больше земли. Жители починков стали первопроходцами безлюдных мест, активно шло освоение новых земель. |
Слайд №5 |
|
1. Крестьянство Лично свободный труженик с достаточным наделом (и правами на него) стал главной фигурой в сельской местности. Он был членом сельской общины и участвовал в ее жизни. Он платил налоги, отбывал повинности в пользу государства и феодала- владельца земли, как свободный человек участвовал в судебных разбирательствах. Именно таких сельских жителей стали называть КРЕСТЬЯНАМИ (от слова «христиане»). Свободное крестьянство обеспечило процесс внутренней колонизации (освоение) страны, подъем сельского хозяйства, укрепление военной мощи государства. |
Слайд №6 |
|
2. Города, ремесла, торговля После свержения монгольского ига начинают активно развиваться русские города.
В городах возрождались старые и возникали новые ремесла. В первую очередь производство оружия, деревообработка и строительство. Доля городского населения составляла всего 5% (в Европе 10-15%), городов с населением более 10 тыс.чел. было не более десятка (Москва, Новгород, Псков, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и др.) |
Слайд №7 |
|
2. Города, ремесла, торговля Заметно оживилась торговля. Она велась не только с Крымом, Литвой и Скандинавией, но и со странами Западной Европы. Торговцев называли гости, а торговлю – гостьба.
В городах началось объединение торговцев, ремесленников и огородников в территориальные организации — сотни и полусотни. Крупное купечество создавало корпорации. Способствовавшие зарождению городского самоуправления (как и на Западе) |
Слайд №8 |
|
2. Города, ремесла, торговля Экономическая и политическая власть в городах принадлежала князьям и боярам. Их богатые усадьбы были главными городскими постройками. |
Слайд №9 |
|
Одежда русской знати 3. Россия и Запад Церковь и великие князья были ярыми противниками расширения контактов с католическим Западом. Со времени образования Русского централизованного государства оно стало для Запада закрытым. Въезд и выезд из страны жестко контролировались. Православная икона |
Слайд №10 |
|
Поле зимой 3. Россия и Запад Климатические условия, отсутствие плодородных земель не позволяли российскому сельскому хозяйству развиваться так успешно как в Европе. Города не стали вольными сообществами, городское самоуправление играло подчиненную роль при княжеском наместнике. |
Слайд №11 |
|
Освещение Благовещенского собора Кремля в 1489 г. 4. Соперничество церкви и государства за власть Православная Церковь всеми силами поддерживала объединение земель вокруг Москвы, великокняжескую власть и создание централизованного государства. Благодарные князья предоставляли Церкви земельные владения, налоговые льготы, жертвовали значительные суммы денег. |
Слайд №12 |
|
Благовещенский собор 4. Соперничество церкви и государства за власть Авторитет Церкви значительно вырос после падения Константинополя : Русская Православная Церковь стала самой крупной, богатой и могущественной Православной Церковью. Митрополит Геронтий |
Слайд №13 |
|
Иван III 4. Соперничество церкви и государства за власть Великие князья Иван III и Василий III не хотели мириться с независимостью и особым положением Церкви в государстве. Во время их правления избрание митрополита стало проводиться по указке князя, началось сокращение налоговых и судебных льгот, ограничено расширение земельных владений. Василий III |
Слайд №14 |
|
5. Церковь и еретики В конце XIV – начале XV в. на Русь через торговые города Новгород и Псков начинают проникать еретические учения. Стригольники (лишенные духовного сана) критиковали церковь, отрицали существование души и загробную жизнь, выступали против угнетения одних людей другими. Расправа со стригольниками Церковь при поддержке власти жестоко преследовала и карала еретиков. Руководители стригольников в Новгороде были утоплены в реке Волхов. Святой старец |
Слайд №15 |
|
5. Церковь и еретики Следующей ересью распространявшейся из Новгорода стала ересь жидовствующих. Они отрицали божественное происхождение Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым. Ересь получила поддержку не только среди простого народа, но и части духовенства, бояр, дьяков и людей близких Ивану III. Церковь к этому времени погрязла в стяжательстве, погоне за богатством, во многом потеряла ореол нравственной и патриотической силы. |
Слайд №16 |
|
5. Церковь и еретики Многие священнослужители уходили из мира и жили отшельниками в скитах. Они призывали Церковь отказаться от имущества, а монастырям от владения землей и крестьянами. Их называли нестяжатели. Их учение получило широкое распространение и поддержку в обществе. Православный отшельник Православные монахи |
Слайд №17 |
|
5. Церковь и еретики С критикой нестяжателей выступил игумен Боровского монастыря Иосиф Волоцкий. Его последователей стали называть иосифляне. Они отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления широкой просветительской и благотворительной деятельности, и необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконами и образами. Иосиф Волоцкий |
Слайд №18 |
|
5. Церковь и еретики Первоначально на сторону нестяжателей склонялся и Иван III. Но позже он поддержал иосифлян, а нестяжателей объявили еретиками и начали их жестокое преследование. Сторонников нестяжателей отправляли в ссылку, на плаху, сжигали. Нил Сорский |
Слайд №19 |
|
5. Церковь и еретики Концепция «Москва – Третий Рим» впервые была выдвинута старцем Псковского Елиазарова монастыря Филофеем. Он утверждал, что первый Рим погиб из-за католической веры, второй Рим (Константинополь) погиб из-за нарушения православных канонов, а Москва – Третий Рим. Православная икона Филофей |
Слайд №20 |
|
5. Церковь и еретики Для укрепления своего авторитета и власти московские князья, начиная с Ивана III стали считать себя потомками римского императора Августа. Август получил власть божьей милостью, и власть его потомков тоже от Бога и непререкаема. Василий III в Царском титулярнике, конец XVII в. Иван III в Царском титулярнике, конец XVII в. |
Слайд №21 |
|
6. Василий III Василий III продолжал начатое Иваном III создание централизованного Русского государства. Территория Московского княжества за время его правления значительно увеличилась (Псков, Рязань). Территориальный рост Московского княжества |
Слайд №22 |
|
6. Василий III Все подданные Великого князя от простого люда до князей и бояр считались холопами великого государя. Воля государя считалась волей Бога. Василий III Во времена противостояния с врагами народ сплотился вокруг Великого государя. И простой народ, и знатные люди считали, что все, что у них есть они имеют благодаря воле великого государя. |
Слайд №23 |
|
6. Василий III При Василии III Московское государство управлялось скорее как восточная деспотия (золотоордынское наследие), чем как европейское государство. В России не было Генеральных штатов или сейма. Боярская дума при государе в большей степени являлась совещательным органом. Великий князь и бояре |
Слайд №24 |
|
6. Василий III Власть великого князя не была неограниченной. Существовала Боярская дума, значительной властью обладали кормленщики (наместники), сложилась система местничества (право каждого феодала занимать то место в системе управления, которое принадлежало ему по праву знатности рода). Великий князь и его окружение |
Слайд №25 |
|
6. Василий III При Василии III возникли приказы, которые стали прочной системой управления страной. Зародилась бюрократия (круг людей, состоявших на службе великого князя и решавшие вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т.д.). Вместе с бюрократией появилась система взяточничества. Дьяк |
Слайд №26 |
|
Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию (с поурочным планированием и проверочными работами) Вы можете скачать на сайте:http://www.presentation-history.ru/ |
Слайд №27 |
|
Презентации по истории России с древнейших времен до конца правления Ивана Грозного Вы можете бесплатно скачать по следующим ссылкам: Список презентаций: Адрес в интернете:
Происхождение славян http://hitfile.net/nl2k
Восточные славяне в 8-9 вв. http://hitfile.net/psdV
Зарождение Древнерусского государства. Первые князья http://hitfile.net/seix
Правление Святослава http://hitfile.net/mNoO
Древнерусское государство при Владимире http://hitfile.net/ngul
Правление Ярослава Мудрого http://hitfile.net/7SAh
Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах http://hitfile.net/bgOK
Русь при внуках Ярослава Мудрого http://hitfile.net/zB2B
Политическая раздробленность Руси http://hitfile.net/mHfu
Монголо-татарское нашествие ч.1 http://hitfile.net/CCpI
Монголо-татарское нашествие ч.2 http://hitfile.net/pHjx
Противостояние натиску с Запада http://hitfile.net/YUyu
Русь и Золотая Орда при Александре Невском http://hitfile.net/KWSF
Начало собирания земель вокруг Москвы http://hitfile.net/xLXm
Борьба Руси за независимость http://hitfile.net/3nLB
Феодальная война на Руси http://hitfile.net/dVyL
Правление Ивана III http://hitfile.net/sLEv
Хозяйство, власть и церковь в XV в http://hitfile.net/CPXt
Начало правления Ивана Грозного http://hitfile.net/baDh
Внешняя политика Ивана Грозного http://hitfile.net/yx2y
Внутренняя политика Ивана Грозного http://hitfile.net/Yz8b
|
Слайд №28 |
|
Домашнее задание Изучить параграф 18
Ответить на вопросы на стр. 255-256 (устно)
|