Слайд №2 |
 |
Исторические условия формирования Наследие восточных славян (древние мифы и сказания,традиции резьбы по дереву и камню,искусство кузнецов )
Достижения соседей ( финноугорских, балтских племен, кочевников, хазар)
Влияние Византии ( принятие христианства, каменное строительство, иконопись, фрески)
Патриотическая идея (объединение народных сил против внешних врагов) |
Слайд №3 |
 |
Устное народное творчество Былина – поэтическое сказание о подвигах русских богатырей ( идея освобождения родной земли, ее защита от врагов; нелегкий труд пахаря-земледельца) |
Слайд №4 |
 |
«Вы постойте-тко за веру, за отечество,Вы постойте-тко за славный стольный Киев град» Герои древнерусских былин – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.. Васнецов. Микула Селянинович |
Слайд №5 |
 |
Письменность и грамотность Византийские монахи Кирилл Философ и Мефодий – создатели славянской азбуки Глаго?лица — одна из первых славянских азбук для записи церковных текстов на славянском языке.
|
Слайд №6 |
 |
Кириллица 43 буквы (19 гласных). Каждая буква имеет своё название, похожее на обычные слова: |
Слайд №7 |
 |
Крещение Руси – развитие грамотности Скрипторий – мастерские по переписыванию книг и оформлению их в переплеты Ярослав Мудрый – развитие просвещения в Киевском Соборе (около1037 г.) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание памятников Древней Руси. Здесь была представлена не только богослужебная книга, но и нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая литература. Каждая книга была шедевром. Двух одинаковых книг быть не могло.
Святая София |
Слайд №8 |
 |
Школа в Древней Руси |
Слайд №9 |
 |
Первые русские книги – произведение искусства Материал – пергамент
Шрифт – каллиграфия
Правила написания – устав
Иллюстрации – миниатюры
Орнамент
Красная строка
Переплет – кожаный, деревянный ( прочесть «от корки до корки»)
Инкрустация – золото, драгоценные камни |
Слайд №10 |
 |
Древнерусская литература Летописи – запись исторических событий по годам. Житие кн.Владимира Слово – торжественное и поучающее обращение
Жития – литературные описания жизни людей, причисленных к лику святых
|
Слайд №11 |
 |
Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу IX в. – выписки из летописи князя Аскольда
Летопись Ольги и Святослава
997 г. – летописный свод князя Владимира Святославовича
1113 г. — «Повесть временных лет» |
Слайд №12 |
 |
«Слово о законе и благодати»1049 г. митрополит Илларион 1 часть – восхваление идеи христианства
2 часть – «Похвала князю Владимиру», крестителю Руси
3 часть – Ярослав Мудрый – достойный продолжатель дела христианизации
Общая идея: величие Руси, особая роль Руси в христианском мире
|
Слайд №13 |
 |
Русь – страна городов «Гардарики» Киев 12 в. |
Слайд №14 |
 |
Торжок, торг |
Слайд №15 |
 |
Зодчество – искусство строить и украшать здания Деревянное зодчество |
Слайд №16 |
 |
Жилые помещения — хоромы Боярские хоромы
Княжеские хоромы ( каменные) Чернигов. |
Слайд №17 |
 |
Избы крестьян |
Слайд №18 |
 |
Каменное стоительство. к.X в. — приезжие византийские мастера
византийская архитектурная традиция
989 г. – Десятинная церковь Успения Богородицы ( Владимир Святославович)
1036 г. – Софийский собор ( Ярослав Мудрый) |
Слайд №19 |
 |
Софийский собор в Новгороде Киево-Печерский монастырь Золотые ворота в Киеве Стены древнего Изборска |
Слайд №20 |
 |
Искусство украшения храмов Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку разноцветных стекляных камушков ( смальты)
Фрески – роспись водяными красками по сырой штукатурке
Иконопись – изображение Бога, Богородицы , святых апостолов
|
Слайд №21 |
 |
Художественное ремесло Скань – (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей) орнамент, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, напаянной на металлическую. поверхность Ювелирное дело – тонкая обработка драгоценных металлов и камней «Трактат о разных ремеслах» историограф, пресвитер Теофил, XI-XII вв |
Слайд №22 |
 |
Скань, зернь, филигрань (от латинских слов filum – нить и granum – зерно.) |
Слайд №23 |
 |
Височные кольца Колты – полые височные кольца гривны |
Слайд №24 |
 |
Рясны (цепи из круглых или квадрофолийных бляшек) и колты – головной убор |
Слайд №25 |
 |
Техника черни Обычно черневые украшения делали из тонкого листа серебра. Для получения из тонкого листа полого изделия применялся очень древний способ — ручная выколотка, когда лист серебра под ударами деревянного молотка принимал необходимую форму. Вторая стадия в изготовлении ювелирного произведения с чернью — гравировка на металле |
Слайд №26 |
 |
Перегородчатая эмаль На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволокой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастера. |
Слайд №27 |
 |
… широкие браслеты, за которыми неверно закрепилось название «наручей» (вместо древнерусского обруча) с их богатой орнаментацией, круглые медальоны нагрудного украшения типа мониста или барм, перстни — принесли славу русским серебряника.
Техника золочения, украшение камнями – так создавались изделия для знати.
Колты, декорированные перегородчатой эмалью в сочетании с разноцветными драгоценными камнями и орнаментом из сканных завитков.
Чаще всего на колтах встречаются геральдические птицы-сирины и древо жизни. Эти изображения ученые связывают с символикой свадебного обряда, с охраной от злых духов и идеей плодородия. Птицы трактуются как символ брачной пары, а дерево или росток между ними – как символ появления новой жизни. Позднее на колтах появляются образы христианских святых. |
Слайд №28 |
 |
Кузнечное дело, оружейники |
Слайд №29 |
 |
Одежда простонародная Понева. Лапти Рубаха. Порты Сарафан. Свадебный сарафан. Кика, кичка |
Слайд №30 |
 |
Одежда боярская и княжеская |
Слайд №31 |
 |
Быт Древней Руси |
Слайд №32 |
 |
Вахабова Ольга Владимировна
Учитель истории, обществознания, МХК
казенная муниципальная Пеньковская основная общеобразовательная школа
2012 г. http://rudocs.exdat.com/docs/index-9751.html
|