Слайд №2 |
|
Александр Исаевич Солженицын (1918 — 2008) |
Слайд №3 |
|
» |
Слайд №4 |
|
У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. (А.И.Солженицын) |
Слайд №5 |
|
Почему рассказ называется «Матренин двор»?
Какой смысл здесь имеет слово «двор»? |
Слайд №6 |
|
Каким образом герой-рассказчик оказался в деревне Тальново? «Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию» |
Слайд №7 |
|
«Матрёнин двор» — жизнь русской деревни 50-х годов ХХ века. Маленькие деревни вымирали, появлялись рабочие поселки, грязные, с неустроенным бытом. Таким в рассказе показан поселок Торфопродукт недалеко от деревни. |
Слайд №8 |
|
Посмотрите на репродукцию картины художника В.Попкова «Старость».
Мысленно погрузитесь в жизнь российской деревни. Попробуйте охарактеризовать идею картины, что вас затронуло, о чем подумалось? |
Слайд №9 |
|
|
Слайд №10 |
|
(Картина об одиночестве, привычке работать не покладая рук. На картине изображена опрятная, строгая старая женщина. Стилизованный интерьер, в котором нет ни единой лишней детали, свидетельствует не столько о быте, сколько о мифопоэтической идее дома, в котором главное место занимает печь (тепло) и дверь, ждущая хоть кого-нибудь, способного скрасить одиночество. Фигура хозяйки с тусклым, обращенным внутрь, в душу (и через нее к нам и ко всему миру) взглядом олицетворяет идею сохранения в большом враждебном мире «огонька», защищенного угла, в котором может спастись человек, заплутавший в метелях ненастного времени.)
– Какие проблемы легли в основу данного рассказа?(Безрадостный уклад деревенской жизни, судьба деревенской русской женщины, послевоенные трудности, бесправное положение колхозника, сложные взаимоотношения родственников в семье, истинные и мнимые нравственные ценности, одиночество и старость, душевная щедрость и бескорыстие, судьбы послевоенного поколения др.) |
Слайд №11 |
|
Характеристика образа Матрёны Ключевые цитаты Первое появление в рассказе Портрет героини Мир Матрёны, окружающая обстановка Жизненный путь героини Внутренний мир Матрёны Отношение Матрёны с окружающими Отношения к государству Общение с Богом Смерть Матрёны |
Слайд №12 |
|
Портрет Матрены.
Писатель не дает подробного, конкретного портретного описания героини. Подчеркивается лишь одна портретная деталь – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Автор с симпатией относится к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены», «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Речь Матрены плавная, певучая, исконно русская, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Смысловое богатство «неправильностей» Матрениной речи. |
Слайд №13 |
|
|
Слайд №14 |
|
Мир Матрёны, окружающая обстановка. Живет Матрена в темноватой избе с большой русской печью. Это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Это любимые Матреной фикусы. Что «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы. Что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре, «испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…Эта художественная деталь помогает нам лучше понять образ главной героини рассказа. Матренин двор – некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа. |
Слайд №15 |
|
Жизненный путь героини. «Колотная житенка» Матрены разворачивается перед нами постепенно. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, складывается рассказ о нелегком жизненном пути героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.Таким образом, жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. |
Слайд №16 |
|
Внутренний мир Матрёны Автор пишет: «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна. И все это – «не за деньги, за палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не менее, пенсии ей не полагалось, потому что работала не на заводе – в колхозе. И на старости лет Матрена не знала отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Зла на колхоз Матрена не держала. Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти» рассказывала постояльцу о богатом урожае картошки у соседки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». |
Слайд №17 |
|
Отношение Матрёны с окружающими Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок Матрене. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену. Что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд). Правда, после смерти Матрены, тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне», – в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены, чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с подозрительным сожалением». |
Слайд №18 |
|
Нещадно пользовались все окружающие Матрениной добротой, простодушием и бескорыстием. Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших. Вот об этом – о ложных нравственных основаниях общества – бьет тревогу автор рассказа.Матрена и Игнатьич (рассказчик) о своем прошлом рассказывают друг другу. Их сближает неустроенность и сложность жизненных судеб. Только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. |
Слайд №19 |
|
И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Героев роднит и драматизм их судьбы и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. Язык рассказчика предельно близок к народному языку, литературный в своей основе, он наполнен выразительными диалектизмами и просторечиями (цельно-обмокнутое, лопотно, доброжилая, доточно, менело, беспритульная и пр.) Нередко в речи автора попадаются слова, подслушанные у Матрены. |
Слайд №20 |
|
Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев – «то за точкой, то за запятой». А более опытные соседи подвели итог ее мытарствам: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет».
Отношение Матрёны к государству
Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого главного в жизни – нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько размышляет автор, «что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». |
Слайд №21 |
|
Общение с Богом
Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
Вспомните случай с котелком.
Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?
С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было — просьба о помощи, жалобы или слова благодарности? |
Слайд №22 |
|
(Матрёна всё делала с открытой душой – работала, любила, молилась… Жизнь научила её стойко переносить все неурядицы, не жаловаться, не стонать даже в минуты тяжёлой «немочи». Поэтому, обращаясь к Богу, Матрёна скорее прошепчет слова благодарности, чем пожалуется на свою жизнь. Каждый день начинала словами: «С Богом»). |
Слайд №23 |
|
Смерть Матрёны.
В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». |
Слайд №24 |
|
Известно, что у Матрены был реальный прототип – Матрена Васильевна Захарова, жизнь и смерть которой легли в основу рассказа. Всем повествованием автор убеждает. Что смерть Матрены неизбежна и закономерна. Ее гибель на переезде приобретает символический смысл. В этом виден некий символ: уходит из жизни именно Матрена-праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются, даже не за свои грехи. Да, смерть Матрены – это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. |
Слайд №25 |
|
Один день из жизни Матрёны Когда и как начинался Матренин день?
Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?
В чём находила Матрёна смысл повседневного существования? |
Слайд №26 |
|
В чем заключается духовно-нравственный смысл этого рассказа, его основная идея?Первоначальное название (авторское) рассказа – «Не стоит село без праведника». А Твардовский предложил ради возможности опубликовать рассказ более нейтральное название – «Матренин двор». Но и в этом названии таится глубокий смысл. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и «Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчива и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника, мир духовности, добр, милосердия. Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. Все жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, «Не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». |
Слайд №27 |
|
Матрёна и Фаддей Миронович Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
(Работа с ресурсами сети Интернет) Выйти на сайт
www.gramota.ru, работая с толковым словарём, ответить на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? |
Слайд №28 |
|
Матрёна Васильевна:
http://festival.1september.ru Трудолюбивая,
честная,
Добрая,
терпеливая,
сохранила свою душу и внутреннюю свободу.
мудрая,
рассудительная,
умеющая ценить добро и красоту,
улыбчивая и общительная по нраву,
Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».
Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника: мир духовности- добра, милосердия. |
Слайд №29 |
|
http://festival.1september.ru/articles/585612 Матрёна Васильевна: живущая по Заповедям Христа,
сумевшая сохранить чистоту, святость души в самых тяжелых жизненных обстоятельствах. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
А.И.Солженицын |
Слайд №30 |
|
Использованные ресурсы и источники: Литература:
Н. Локтионова «Не стоит село без праведника». К изучению рассказа А. Солженицывна «Матренин двор».– Литература в школе , № 3, 1994 г., стр. 33-37
А. Солженицын «Жить не по лжи!» – Литература в школе № 3, 1994г., стр. 38-41. Фото дедушки http://www.liveinternet.ru/users/chudo1909/post166752907/page1.html Интерьер кухни деревенского дома… http://best.9vds.ru/interer-malenkoj-kuhni-derevenskogo-doma-foto.html Деревня
http://festival.1september.ru/articles/586973/ Фото дома
http://lori.ru/3298012 Фото Солженицына http://swidok.bestpersons.ru/feed/post1468204/ |