Литературный процесс 50 — 60-х (обзорная лекция)

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Литературный процесс 50 — 60-х (обзорная лекция)
Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы
МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга

Слайд №2
Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Е.Евтушенко
Слайд №3
«Оттепель»
«То было странное и обманчивое советское время, когда после нескольких десятилетий сплошного обморожения вдруг что-то начало таять, капать и осыпаться с монументов государственной доблести.
(А.Гольдштейн Прощание с Нарциссом).
Слайд №4
«ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ» – название литературы Советского Союза периода 50-х– начала 60-х ХХ века. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», реабилитация тысяч репрессированных, смягчение цензурных и идеологических ограничений – на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве.
Слайд №5
Ф. Абрамов
Ф. И. Панфёров
В. Панова
В журнале « Новый мир» появились статьи
В. Овечкина, Ф. Абрамова, И. Эринбурга,
В.Пановой, которые впервые поставили
вопрос о губительности той атмосферы,
которая сложилась в стране.
Слайд №6
«Бронзовый век» русской литературы.
На больших сквозняках хлопоча,
Наши тени бросают на стену,
Наши души сжигает свеча.
Поколенье выходит на сцену!
Слайд №7
«Бронзовый век» русской литературы.
подъем литературы ,популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;
— возникают новые литературные объединения, поэтические школы;
— расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;
— романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям;
— гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);
— возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой).
Слайд №8
«эстрадная» поэзия
Е.Евтушенко,
А.Вознесенский,
Б.Ахмадулина,
Б.Окуджава,
Р.Рождественский и др.,
Слайд №9
«тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни)
Н.Рубцов,
Н.Яшин,
Ю.Кузнецов.
Слайд №10
«деревенская» проза: А.Солженицын, Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Белов, В.Шукшин и др.
*проблема жизни на селе,
*сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности,
*человек и природа, *недовольство преобразованиями в деревне, «раскрестьяниванием»,
*интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру,
*идеализация патриархальности, неприятие современного города, «цивилизации»,
*экологическая проблематика.
Слайд №11
«городская» проза: — В.Астафьев, Ю.Трифонов и др.
* проблемы жизни городской интеллигенции, герой – человек рефлектирующий;
* анализ внутреннего мира человека, его проблем;
*проблемы одиночества и неустроенности жизни;
*тема разочарования в прежних идеалах;
*герои раскрываются через бытовые ситуации, когда идут на компромисс с совестью;
*проблема нравственности человека и обстоятельств.
Слайд №12
популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – Высоцкий, Ким, Визбор, Окуджава,А.Галич, позже И.Тальков, В.Цой, А.Башлачев и др.
Слайд №13
драматургия (Виктор Розов «Вечно живые»; «В поисках радости»; Александр Вампилов «Старший сын», «Утиная охота» и др.). Обращение к вечным темам и проблемам общественной жизни, борьба с мещанством и пошлостью (романтик Олег в пьесе «В поисках радости»), В.Розов обратился к теме любви на войне и показал историю Вероники и Бориса в «Вечно живых» (тема памяти); Вампилов обратился к чеховским традициям гуманистического театра, его герои часто порочны эгоистичны, поступают непорядочно, оправдываясь несовершенством самой жизни, но они страдают и некоторым удается стать лучше (Владимир Бусыгин в «Старший сын»). Вампилов верил, что человек способен изменяться к лучшему и что «все люди – братья».
Слайд №14
Возвращение«неофициальной литературы»
Слайд №15
Лейтенантская проза
Лучшими представителями «лейтенантской прозы» были Г.Бакланов («Мертвые сраму не имут»1961, «Июль 41 года» 1964), В.Быков («Третья ракета»1961, «Мертвым не больно» 1966, «Атака с ходу» 1968, «Круглянский мост» 1969). Ю.Бондарев («Батальоны просят огня»1957, «Горячий снег» 1969, «Тишина» 1962). К.Воробьев («Крик» 1962; «Убиты под Москвой» 1963) Б.Васильев «А зори здесь тихие…» (1969)

.
В литературе заявили о себе писатели фронтового поколения (те, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм».

Б.Окуджава Баллада о Лёньке /

Слайд №16
Спасибо за внимание!