Слайд №2 |
|
Лихачев Д. С. об изучении древней русской литературы «…прогресс культуры невозможен без понимания культурных ценностей, культур других национальностей, умений их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность. » |
Слайд №3 |
|
Понятие о жанре жития Агиография или житие – вид христианской литературы, содержащий жизнеописание лиц, объявленных церковью святыми. Словарь русского языка в четырех томах |
Слайд №4 |
|
Изучаемые произведения «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого (15 век)
«Преподобный Сергий Радонежский» Бориса Константиновича Зайцева (20 век) |
Слайд №5 |
|
Епифаний Премудрый (?-1420) Монах Троице- Сергиевой Лавры. Просвещенный человек, искусный писатель, склонный к ораторству. Рассказы Епифания – главнейший источник наших сведений о Святом. |
Слайд №6 |
|
Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников.
Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. |
Слайд №7 |
|
После смерти родителей
Варфоломей
сам отправился
в Хотьково- Покровский
монастырь. |
Слайд №8 |
|
Стремясь к «строжайшему монашеству», он оставался здесь недолго и, убедив брата Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки, на холме посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь
во имя Святой Троицы. |
Слайд №9 |
|
Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, плотничал.
Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек». |
Слайд №10 |
|
Многие люди приходили издали, чтобы только взглянуть на преподобного, просили его
о молитвенной помощи. |
Слайд №11 |
|
Б. К. Зайцев 1881-1972- «последний» в Русском Зарубежье.
«Ничто в мире зря не делается. Все имеет смысл. Страдания, смерти только кажутся необъяснимыми. Бессмысленного нет». (1939) Штрихи к портрету |
Слайд №12 |
|
Б. Зайцев. 1925 г. «Жизнь Сергия дает образ постепенного, ясного, внутренне здорового движения, святость растет в нем органично» От юности я не был златоносцем , а в старости тем более желаю пребывать в нищете. Преподобный Сергий Радонежский. Из книги Б. Зайцева |
Слайд №13 |
|
После молебна и трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.
— Иди, не бойся. Бог тебе поможет. И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь». 18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. |
Слайд №14 |
|
Пересвет и Ослябя- монахи- схимники.воинами они были в миру, и на татар пошли без шлемов и панцирей-в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. |
Слайд №15 |
|
Почему так почитают Сергия Радонежского?
Всей своей жизнью Святой являл пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, скромности, трудолюбия.
|
Слайд №16 |
|
«В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости – неземной облик Сергия утоляет и поддерживает. Он учит всем обликом своим. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, мужественности, прямоте, благоговению и вере». Б. Зайцев. |
Слайд №17 |
|
Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли. В. Ключевский. |
Слайд №18 |
|
Искренне благодарю за внимание! |