Презентация на тему: «Грибоедов. Горе от ума»

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
«Горе от ума»

Слайд №2
ЦЕЛИ:
осмысление проблемы ума в комедии; выяснение смысла заголовка произведения;
ЗАДАЧИ:
развитие умения проводить аналогии, совершенствование логического мышления; обучение видению произведения шире его фабулы; совершенствование умения работать с текстом произведения и справочной литературой; развитие речи и самостоятельности мышления.
МЕТОДЫ:
постановка проблемных вопросов; составление опорных схем; выстраивание логических цепочек;
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация
.«Горе от ума»

Слайд №3

«Горе от ума»

«Горе от ума» — до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы…
Александр Блок

Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных.
А.А. Бестужев.

«Горе от ума» есть… галерея живых типов… (в комедии) нет ни одного белого пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.
И.А. Гончаров.

Слайд №4

Александр Сергеевич Грибоедов

Комедия «Горе от ума»

Въ моей комедіи 25 глупцевъ на одного здравомыслящаго человѣка; и этотъ человѣкъ разумѣется въ противурѣчіи съ обществомъ его окружающимъ, его никто не понимаетъ никто простить не хочетъ, за чѣмъ онъ немножко повыше прочихъ, сначала онъ веселъ, и это порокъ

Слайд №5
А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными.
(А.С. Пушкин)Александр Сергеевич
Грибоедов

Комедия «Горе от ума»

Слайд №6

«Горе от ума»

Фамусов Павел Афанасьевич

управляющий
в казенном
месте

отец

хозяин дома

Фамусов – фр. famux –
всем знакомый,
пресловуто известный

Слайд №7

«Горе от ума»

Продолжите афоризм, вспомните, из чьих уст он звучит в комедии:

1.Умеренность и

2. Дистанция

3. Именьем, брат, не управляй оплошно,

4. И точно, начал свет

5. Кто беден,

6. Шел в комнату,

7. Нельзя ли для прогулок

8. И золотой мешок

9. Что за комиссия, создатель,

10. А впрочем, он дойдет до степеней известных,

аккуратность (Молчалин)

огромного размера (Скалозуб)

А главное, поди-тка, послужи! ( Фамусов)

глупеть. (Чацкий)

тот тебе не пара! (Фамусов)

попал в другую (София)

подальше выбрать закоулок. (Фамусов)

и метит в генералы (Лиза)

Быть взрослой дочери отцом! (Фамусов)

Ведь нынче любят бессловесных! (Чацкий)

Слайд №8

«Горе от ума»

2 действие

Словарь:
Пономарь – низший церковный служитель,
может быть и певцом, и чтецом в церковном хоре
Камергер – (нем. комнатный дворянин) –
старшее придворное звание
Ключ – знак звания камергера (к парадному мундиру камергера полагался золотой ключ)

Езда цугом – езда в карете, запряженной
несколькими лошадьми
Куртаг — приемный день при дворе
Вельможа в случае – фаворит
Тупей – прическа в виде пучка волос,
собранного на затылке, и крепко
закрученный и загнутый кверху хохол

Слайд №9

«Горе от ума»

Словарь:
Календарь – Адрес-календарь – «книжка, ежегодно печатаемая, в которой содержатся штаты духовные, придворные, гражданские и гвардейские; все присутственные места с показанием чиновников, наполняющих оные».
В Адрес-календаре имелись записные (чистые листы) листы для пометок, таким образом, фамусовские дела как бы «вливались» в штатное расписание Российского государства.

Карбонари — (итал. — угольщик) – так назывались члены тайного революционного общества, возникшего в Италии в начале 19 в. Для реакционных дворян слово «карбонарий» значило: бунтовщик, неблагонадежный человек.

2 действие

Слайд №10

«Горе от ума»

2 действие

Монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой…»
В какой момент произносится этот монолог?
О чем «философствует» Фамусов?
Как события, которые он просит записать, характеризуют его жизнь?
Каков темп речи Фамусова?
Кто свидетель этого монолога?

Какова роль монологов Фамусова и Чацкого?
Когда начинается конфликт между Фамусовым и Чацким?
Монолог Чацкого вроде бы перерастает в диалог, но так ли это?

Зачем Фамусов рассказывает Чацкому о
Скалозубе?
Как ведет себя Фамусов со Скалозубом?
Какую цель преследует?
За что Фамусов хвалит Москву?
Какой видит Москву Чацкий?
Кто же из двоих патриот?

Слайд №11

«Горе от ума»

Когда на сцене появляется полковник Скалозуб?
О чем он говорит, какие слова и выражения
употребляет в речи?
Каковы его взгляды
на жизнь,
на службу
на карьеру
на образование?

К какому поколению по возрасту
ближе Скалозуб? А по мировоззрению?
После «оды» Фамусова Москве звучит
полный гнева монолог Чацкого
«А судьи кто?»
Чем вызван гнев Чацкого?
Что понял из монолога Скалозуб? А вы?

Слайд №12

«Горе от ума»

2 действие

Чацкий

Фамусов

Почему Чацкий не
вызывает
у Фамусова доверия?

Что каждый из героев ценит в людях?
Какие наставления дает Фамусов Чацкому?
Как Чацкий комментирует каждое из них?

Чацкий охарактеризовал Фамусова как человека
«века минувшего».
Что это значит в вашем понимании?

Слайд №13

«Горе от ума»

3 действие

Чацкий снова в доме Фамусова. Зачем на этот раз?
Как встречает его Софья?
Что отталкивает ее от Чацкого?
Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним,
говоря, что хорошо относится к Молчалину?
Какие недостатки Молчалина перечислил Чацкий?
Почему Софья, девушка довольно умная, предпочитает Молчалина?
Какие достоинства видит в Молчалине Софья?

Диалог Чацкого и Молчалина
раскрывает характеры двух
персонажей ( используется
прием самохарактеристики)

Каким видит Чацкий Молчалина?
Каким видит Молчалин Чацкого?
Что мы узнаем нового о Чацком?

Слайд №14

«Горе от ума»

3 действие

Анализ сцены
Проанализировать сцену (эпизод) — это значит:
определить роль данной сцены в развитии всего действия и конфликта пьесы
выяснить значение сцены в идейном замысле произведения
определить взаимоотношения
персонажей их душевное состояние
показать, с помощью каких приемов
драматург раскрывает характеры
персонажей

Слайд №15

«Горе от ума»

3 действие

Каково место сцены бала в сюжете
комедии?
Какие события предшествуют сцене
бала?

5 явление

Кто из гостей появляется первый?
Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца?
Что с ним произошло?

Что важно для родителей и дочерей Тугоуховских?
Что представляет собой графиня «внучка» Хрюмина?
Какой вы видите свояченицу Фамусова Хлёстову?
Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова?

Кто автор сплетни о Чацком? Почему?

Почему все подхватывают сплетню?

Как развивается сплетня?

Слайд №16

«Горе от ума»

3 действие

Монолог Чацкого
«Французик из Бордо»
В чем смысл этого монолога?
В чем трагизм и комизм
ситуации?

Комизм
Чацкого, оказывается, никто не слушает «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря тратил весь пыл своего красноречия.
И на кого?
На княжон?
На Хрюминых?

Трагизм
Чацкий поднимает
действительно важные
вопросы, пытается
«открыть глаза»
московскому
обществу.

Слайд №17

«Горе от ума»

Монолог Чацкого
«Французик из Бордо»

Каких очень серьезных
тем касается Чацкий в
своём монологе?
Как Чацкий оценивает фамусовское
общество?

обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства;
на само государственное устройство (устраивает «гоненье на Москву»)
противопоставляет высокое служение общественному благу («делу») прислуживанию влиятельным «лицам»
выступает за оценку людей по их нравственным
качествам, а не по чину
высмеивает поверхностное образование, примитивное
воспитание, подражание всему иностранному
призывает с уважением относиться к национальной
культуре, русской истории

Слайд №18

«Горе от ума»

4 действие

Какие события составляют содержание 4 действия?
Кто такой Репетилов? Оправдывает ли от свою
фамилию?
Как его изображает Грибоедов?

Сцена из спектакля

В каком монологе развязка общественной и личной
драмы Чацкого?
Какими чувствами, эмоциями окрашен этот монолог?

Особенность комедии в открытом финале.
Что могло бы произойти дальше?
Как, по-вашему, сложится судьба героев
комедии?

Назовите внесценические персонажи.
Какова их роль в комедии?