Слайд №2 |
|
|
Слайд №3 |
|
Сократ (др.-греч. ????????, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) Придумал слово «философия» (любовь к мудрости) см.уч. Стр.42.
Пытался восстановить поколебленный предшественниками(софистами) авторитет знания.
давал определения понятиям и категориям (например, добру и злу)
раскрыл значимость духовной сферы как самостоятельной от материального мира.
|
Слайд №4 |
|
Развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми. Развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми. |
Слайд №5 |
|
Приемы обучения — Метод диалектических споров
— Предполагал критическое отношение к догмам («сократовская ирония»)
— Свои мысли не записывал, считая , что это ослабляет память
— С учениками вел диалоги, задавая вопросы, выслушивая ответы и снова задавая наводящие вопросы до получения окончательного (истинного) ответа. См.учеб.стр.42 |
Слайд №6 |
|
Суд над Сократом Был обвинен в неуважении к Богам и плохом влиянии на молодежь
На суде не просил снисхождения
Отказался от уплаты штрафа и побега
предпочел принять яд (считали, что цикуту, но скорее все, болиголов пятнистый)
Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха(обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — еще раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдет.Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.
Платон Жан Луи Давид «Смерть Сократа» |
Слайд №7 |
|
Антонио Канова «Смерть Сократа» XVIII век |
Слайд №8 |
|
Платон (др.-греч. ??????) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) Первым учителем Платона был Кратил.
Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников.
Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.
По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы.
— Основатель Платоновской Академии в Афинах
|
Слайд №9 |
|
Один из основателей идеалистического направления в мировой философии Бытием в подлинном смысле можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющиеся независимо от пространства и времени, т.е. идеи (эйдосы)
Если мы соглашаемся. Что истинное познание качается только вечного неизменного бытия, в остальном не может быть истинного знания. А лишь мнение, то следует признать автономное (независимое) существование идей.
Признавал наличие трех родов сущего –
1) вечные идеи;
2) изменяющиеся конкретные вещи;
3) пространство, в котором вещи существуют. Бытием в подлинном смысле можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющиеся независимо от пространства и времени, т.е. идеи (эйдосы)
Если мы соглашаемся. Что истинное познание качается только вечного неизменного бытия, в остальном не может быть истинного знания. А лишь мнение, то следует признать автономное (независимое) существование идей.
Признавал наличие трех родов сущего –
1) вечные идеи;
2) изменяющиеся конкретные вещи;
3) пространство, в котором вещи существуют. |
Слайд №10 |
|
«Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли.
Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением.
В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно»
Платон |
Слайд №11 |
|
Этика Дал понятие БЛАГО – то, что не удовольствие и не польза только. «Благо само по себе» как отвлеченная категория. Сравнивал БЛАГО с Солнцем.
Утверждал, что ДУША бессмертна. Имеет три начала:
1) Разумное (то, что обращено к познанию);
2) Яростное (то, что стремится к порядку и преодолению трудностей;
3) Страстное (то, что выражается в вожделениях, любви, желаниях, наслаждениях)
После смерти тела ДУША попадает в абсолютное небытие, но там может быть и наказание и награда ДУШЕ за то, что было сделано при жизни тела. |
Слайд №12 |
|
Познание Есть ПОЗНАНИЕ разумом и есть ПОЗНАНИЕ чувством.
Главный метод познания – ДИАЛЕКТИКА – познание путем рассуждений, умозаключений. |
Слайд №13 |
|
Создал модель ИДЕАЛЬНОГО государства (УТОПИЮ). Лучшая форма правления здесь – АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ республика , т.е. правление лучших, мудрейших, знающих. — Несовершенные формы правления:
Тимократия — власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.
Олигархия — власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть.
Демократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.
Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая в конечном счете приводит государство к тимократии.
|
Слайд №14 |
|
«Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях» Одно из первых определений человека. Человек дуалистичен по природе:
Душа – бессмертна и божественна.
Тело тянет человека в животный мир Задача человека:
в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым ;
в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным |
Слайд №15 |
|
Устройство мира по Сократу и Платону . Учебник стр. 42 |
Слайд №16 |
|
Аристотель (др.-греч. ???????????; 384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) Ученик Платона.
С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского.
В 335/4 г. до н. э.[1] основал Ликей (др.-греч. ?????? Лицей, или перипатетическую школу)
Древнегреческий натуралист классического периода, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности;
основоположник формальной логики.
Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
|
Слайд №17 |
|
Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия. |
Слайд №18 |
|
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие.
Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. |
Слайд №19 |
|
Бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — всего 10 .
На первом месте стоит категория сущности
с выделением
первой сущности — индивидуального бытия,
и второй сущности — бытия видов и родов.
— Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание |
Слайд №20 |
|
Аристотель создал иерархию уровней всего сущего — (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):
неорганические образования (неорганический мир).
мир растений и живых существ.
мир различных видов животных.
человек.
|
Слайд №21 |
|
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке.
Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи;
разум же усматривает общее в единичном. |
Слайд №22 |
|
Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике он разработал теорию мышления
и его формы,
понятия,
суждения
и умозаключения. |
Слайд №23 |
|
Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;
2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом. |
Слайд №24 |
|
Он сформулировал логические законы: закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано». |
Слайд №25 |
|
Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами. |
Слайд №26 |
|
Учение о добродетелях Аристотель выделяет 11 этических добродетелей:
мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость.
Последняя — самая необходимая для совместной жизни.
разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.
нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.
|
Слайд №27 |
|
Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком.Добродетель — она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность».Добродетель — это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии. |
Слайд №28 |
|
«Таблицу» добродетелей и пороков в их соотнесенности с различными видами деятельности: мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности).благоразумие — это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса).щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам).величавость — это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию).ровность — середина между гневностью и «безгневливостью».правдивость — середина между хвастовством и притворством.остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью.дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством.стыдливость — середина между бесстыдством и робостью. |
Слайд №29 |
|
Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью.
Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия. |
Слайд №30 |
|
Следует помнить, что названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э.; они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном. |
Слайд №31 |
|
Человек В человеке есть два начала:
биологическое и общественное.
Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой;
он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества.
Жизнь человека вне общества невозможна. Человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни.
Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе. |
Слайд №32 |
|
Формы государственного правления В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства: |
Слайд №33 |
|
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика.
В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй». |
Слайд №34 |
|
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей: Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Отклонение от монархии
даёт тиранию,
отклонение от аристократии — олигархию,отклонение от
политии — демократию.отклонение от демократии — охлократию |
Слайд №35 |
|
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство.
По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане.
Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет. |
Слайд №36 |
|
Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения. |
Слайд №37 |
|
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения. |
Слайд №38 |
|
Рафаэль Санти «Афинская школа» |