Образ малой Родины в творчестве Григория Сороки

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Образ малой Родины
в творчестве
Григория Сороки
Деревня Молдино
Тверская область Удомельский район
Автор:
Андреянова Наталья Си-Циновна,
МБОУ УСОШ № 4
Заведующая библиотекой

Слайд №2
2
Удомельский район…проселочные дороги… осинники да березовые перелески, шумящая листва все это настраивает нас на грустный и торжественный лад. Между тем дорога вбегает в поселок, раскинувшийся на берегу озера, и пора нам остановиться, потому что это и есть Молдино — деревня, известная и среди сельских тружеников, и среди музыкантов и художников.
Именно в красоте местной природы заключена разгадка притягательной силы этого края.
Слайд №3
3
На удомельской земле родилось много людей, составивших славу и гордость России, сюда за вдохновением приезжало много талантов, в Удомле ими были созданы десятки шедевров общерусского и общемирового значения. Но только Григорий Сорока от первого и до последнего дня прожил на удомельской земле, а именно здесь в Молдино.
Слайд №4
4
Григорий Васильевич Сорока 1823-1864гг — ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых.
В русском искусстве „ Автопортрет» Сороки — один из наиболее искренних, вероятно, художник написал его «для себя».
Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет.
Художник написал себя в возрасте 20-30 лет.
В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею.
Сорока Григорий Васильевич. Автопортрет1840г
Слайд №5
5
Творчество Григория Сороки — одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической — судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина.
Гумно 1843г
Слайд №6
6
Григорий Васильев (Сорока — его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тверской губернии и был «дворовым человеком» помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни — встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым.
А.Г.Венецианов. Автопортрет
Слайд №7
7
Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. «Флигель в «Островках»…» (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX — начала XX в
Дом в Островках ~1844г
Слайд №8
8
Сорока по воле Милюкова становится садовником. Логика помещика понятна. Крепостному заниматься только творчеством — непозволительная роскошь, а художник и садовник – вполне гармоничное сочетание. Очередная картина Сороки “Вид на палисадник” — лучшее тому подтверждение.
В картине очень свежо и убедительно передано впечатление жаркого летнего дня: залитые солнцем дорожки с резкими тенями, яркая на свету и, кажущаяся почти черной в тени, зелень газонов, деревьев, кустов, испещренные бликами и штрихами, вспыхивающие на солнце листья и стебли.
Вид на палисадник в усадьбе Н.П.Милюкова Около 1842 предположительно, одна из самых ранних живописных работ художника.
Слайд №9
9
Документы о Сороке крайне скупы и обрывочны: исповедные книги, пара фраз в письмах Венецианова. Между 1843 и 1847 годами имя Сороки в переписке Венецианова и Милюкова не встречается. 26 июня 1847 года на глазах Сороки происходит невероятное событие, потрясшее, надо думать, все его естество. Тринадцатилетний ученик Венецианова Иринарх Васильев, с которым Сорока жил вместе в Сафонково, из рук Милюкова (владельца усадьбы Всесвятское) получает “вольную”. В эти же годы Сорока пишет портрет Венецианова. Этот портрет – самое позднее изображение Венецианова, и тем он особенно ценен для истории искусства.
Портрет художника А.Г.Венецианова Григорий Сорока
Слайд №10
10
Конец 1840-х гг. – наиболее плодотворный период в творчестве живописца. В Островках им написаны полотна: “Вид на озере Молдино в усадьбе Островки”, “Часовня в парке”, “Вид в Островках”, а также портреты членов семьи Милюковых… Согласно деревенской легенде, между Григорием Сорокой и Лидией Милюковой возникла взаимная любовь, ставшая причиной гибели обоих. Якобы, эта любовь стала одной из причин, почему Милюков не давал “вольную” Сороке – боялся, что, став свободным, тот женится на Лидии. Никакой документальной основы эта легенда не имеет, как нет и документов, опровергающих ее. Однако на пустом месте крестьянские легенды и предания не возникают.
Портрет Лидии
Слайд №11
11
В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляков.
Часовня в парке ~1850г
Слайд №12
12
Манифест об освобождении крестьян из крепостной зависимости объявили в Твери 6 марта 1861 года. Среди ярых противников освобождения крестьян – Николай Петрович Милюков. Милюков продолжал относиться к крестьянам как к своим крепостным. Крестьяне писали жалобы, посылали в Тверь и в Санкт-Петербург ходоков. Вероятно, как человек, владеющий грамотой, Сорока писал от имени крестьянской общины прошения по инстанциям. Отношения Сороки с Милюковым обострились до предела к апрелю 1864 года. Сорока писал жалобы на помещика от крестьянской общины, Милюков — на Сороку «за подстрекательства».
Слайд №13
13
Сорока был обвинен в «распространении ложных слухов» и за «сделанные грубости» приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный «по болезни», он «затосковал», «ходил задумавшись по деревне» и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в «обжигательной избе повесившимся».
Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи. «С гибелью Сороки, – констатирует Г.С. Островский, – в русском искусстве окончилась эпоха крепостных художников. Наверное, он был последним крупным художником, который до самой реформы, а по существу и после нее, пребывал в крепостной зависимости…»  
Слайд №14
14
Слайд №15
15
Источники информации:
http://olia-ialo.livejournal.com/156582.html
http://history-5.narod.ru/rus_kunst_1801-1850/Venetsianov_1.html
http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/42-1-0-1052
http://artmastera.mybb.ru/viewtopic.php?id=197
Знаменитые россияне в истории Удомельского района/Сост. Д.Л.Подушков.-
Тверь:СФК-офис,2009.-416с.