Образ незнакомки в мировом искусстве

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
«ОБРАЗ НЕЗНАКОМКИ В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ»
Автор – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 81 г.Ярославля,
кандидат педагогических наук,
Фролова Любовь Сергеевна

Слайд №2
Ассоциации философа Льва Шестова
Расточительность, простор,
свобода («вольный мир»),
непоследовательность, всевероятность,
возможность невозможного,
разнообразие, алогичность,
мгновенность (не временность и не вечность), прерывность, необычность,
необязательность, новизна,
негарантированность,
беззаконие и творческое «да будет»,
бессмысленность, непостоянство
(Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. С.74.)
Слайд №3
В дружбе, как и в любви, чаще доставляет счастье то, чего мы не знаем, нежели то, что нам известно. (Франсуа Ларошфуко, 1613-1680)
Неизвестность — самая мучительная из всех пыток. (Альфред де Мюссе, 1810-1857)
Неизвестность есть убежище надежды. (Анри Амьель, 18821-1881)
Все неизвестное представляется величественным. (Тацит, ок.56-ок.117, “Агрикола”).
Слайд №4
Слайд №5
Вопросы для обсуждения
Кто прототип героини каждого произведения?
С какой целью авторы «отказали» своим героиням в Имени? (Джоконда и Мона Лиза – лишь условные имена, данные для того, чтобы скрыть настоящее, а может быть, ввести в заблуждение).
Каковы они – незнакомки да Винчи, Крамского и Блока? Что объединяет их?
Слайд №6
Леонардо да Винчи «Джоконда» («Мона Лиза»)
Слайд №7
Иван Крамской «Портрет неизвестной»
Слайд №8
СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ
Берег — новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии.
Весна – символ любовного опьянения.
Вечер — ассоциация с Крестной Жертвой Иисуса Христа ( В.И. Иванов), символ времени мистической встречи» с Прекрасной Дамой
Вино – символ преображения (при перефразировании: «влага терпкая и таинственная»), символ откровения, ключа к тайнам прекрасного; у символистов вино соотносится с солнцем, это его метафора-символ, как бы его манифестация и энергия.
«Диск» — именование солнца в поэзии Андрея Белого. («Кривится», конечно, допустимо понимать как указание на «кривизну» лунного серпа, месяца (в отличие от солнечного круга), но для символистской поэтики визуальная, «зрительная» мотивировка метафоры совершенно необязательна. А вот такая деталь, как золотящийся «крендель булочный» магазинной вывески, указывает именно на солнечный, уже закатный, не сильный («чуть золотится») свет; будь лучи, подсвечивающие вывеску, лунными, крендель бы «серебрился»).
Жёлтый цвет – символ враждебных сил, пошлости, неустойчивости, сумасшествия.
Золото и золотой цвет обозначали высочайшую интенсивность солнечного свечения, лучения, и обладали устойчивым положительным смыслом.
Земная «пыль» противопоставлялась лучам солнца, которые поглощала и гасила.
Лодка и весло – символы Прекрасной Дамы.
Рестораны – символ пошлости.
Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви.
Солнце — Христос.
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Д/З: на выбор:
Философское эссе о неизвестности
Художественное произведение на тему «Знакомая незнакомка» (название может быть свое)
Коллаж по теме урока
Стенгазета по теме урока