Одежда и религия — Форма и содержание
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1 |
|
Одежда и религия
Форма и содержание Религиозное искусство |
Слайд №2 |
|
Облачение религиозных служителей и одежда последователей того или иного вероучения представляют собой целостный ансамбль, в котором соединяются символическое и утилитарное. Цвет и фактура ткани, специфика кроя, особенности отделки, головные уборы являются способами декларации веры. Барух Агадати исполняет танец хасида с талесом. Конец 1920-х Одежда хасидского раввина – черный шелковый или сатиновый кафтан, белая рубашка и широкополая шляпа для будней или меховой штраймл для субботы и праздника. Э. Абжинов. Хасид. 2004 |
Слайд №3 |
|
«Внезапно мимо прошел какой-то мужчина. У него были окладистая борода, пейсы, на голове широкополая шляпа, под пальто традиционная одежда с кистями. Моя соседка взглянула на него и усмехнулась. В ее взгляде сквозило недоумение и презрение. Именно тогда я понял, что без пейсов и традиционной одежды нельзя стать настоящим евреем. Солдат, служащий императору, носит мундир – то же относится к солдату, который служит Всемогущему». Л. Крестин. Портрет хасида.
1898 И. Зингер. «Раскаявшийся» А. Ройтбурд. Пушкин хасид. 2010 Кадр из фильма «Приключения раввина Якова».
Реж. Ж. Ури. 1973 |
Слайд №4 |
|
Одежда православного священника призвана постоянно напоминать о том, что церковь есть «царство не от мира сего», что она по своей природе отлична от обыденности и суеты мира. Своей многослойностью и архаичностью одежда ограничивает и самого священнослужителя, и окружающих, призывая к степенности, скромности, строгости. Такая одежда была широко распространена две тысячи лет назад, во времена земной жизни Христа, и в наше время ее подчеркнутая несовременность возвращает к мыслям
о вечном. Об этом же говорит и черный цвет повседневных одежд духовенства. Это цвет покоя, отсутствия страсти, цвет отречения от внешней жизни
и сосредоточенности на внутреннем, духовном. И. Крамской. Христос в пустыне. 1872 М. Нестеров. Монах. 1913 |
Слайд №5 |
|
М. Нестеров. Философы (С. Булгаков и о. П. Флоренский).
1917 На о. Павле Флоренском белый холщовый подрясник
и скуфейка. П. Корин. Местоблюститель Патриаршего престола Сергий, митрополит Московский
и Коломенский. 1937 Будущий патриарх облачен в белый клобук
с бриллиантовым крестом, фиолетовую мантию и шитый золотом омофор. |
Слайд №6 |
|
Во время богослужений священники и дьяконы облачены в особые одеяния — ризы. Главные из них — стихарь и фелонь. Стихарь — это длинная одежда из светлой материи, символ духовной чистоты и света спасения. Обычно ее носят дьяконы. Фелонь же похожа на плащ с отделкой и напоминает о древнейшей богослужебной одежде Христа и апостолов. Фелонь. Фотография
С.М. Прокудина-Горского. 1910 Стихарь из парчи и шелка Фелонь и подризник |
Слайд №7 |
|
Священники и епископы во время службы надевают епитрахиль — длинную ленту, огибающую шею и обоими концами спускающуюся на грудь. Она обозначает Божественную благодать и в то же время большое бремя трудов. Епитрахиль символизирует ярмо (хомут) — ведь служитель церкви «впрягается» в духовную работу. Об этом говорит и вышивка: шесть крестов на епитрахили – это шесть церковных таинств, которые может совершать священник, а седьмой крест – на шее – обозначает, что он слуга церкви и Христа. Епитрахиль Нельзя использовать костюм для простой «показухи». Роскошь должна быть оправданной. Так, шитые золотом ризы и дорогие наперсные кресты с тяжелыми золотыми цепями, которые мы видим на православных архиереях, символизируют истинное сияние веры, роскошь Рая и человечество — заблудших овец, которых Христос взял на свои плечи. |
Слайд №8 |
|
Костюм большинства активных последователей
и служителей религиозных культов несет на себе наследие традиционной культуры с ее принципом декоративной драпировки тела, скрывающей формы. Крой большинства таких одеяний имеет в своей основе прямоугольник, полукруг, овал, крест. Ф. Бек. Старый мулла. Около 1615 Принципами выбора одежды в большинстве религий являются избегание излишества и соответствие статусу (прежде всего возрасту и общественному положению). Мулла Бакир, поверенный.
Из «Альбома занятости».
Конец XIX в. Иран Мулла. Турецкая миниатюра XVII в. Г. Гагарин. Мулла из Шемахи (Азербайджан). XIX в. |
Слайд №9 |
|
Муллы в мечети Азизия, Батум. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1910-е Одежда должна защищать тело человека и скрывать то, что нельзя показывать. Наиболее регламентировано в этом смысле женское одеяние. Как и любое порождение традиционной культуры, религия строго регламентирует межполовое различие в одежде. В. Фролова. Мулла. 2013 |
Слайд №10 |
|
Ислам и иудаизм гораздо жестче регламентируют повседневную жизнь своих последователей, чем христианство — и западное, и восточное. Непременными требованиями к женской одежде в исламе являются закрытость всего тела, кроме лица и кистей рук, отсутствие видимых украшений, привлекающих внимание мужчин, неприемлемость прозрачных тканей и облегающего кроя. М. Сарьян. Идущая женщина. 1916 Разработка современной исламской моды – купальники-буркини. Ахеда Занетти – модельер, разработавшая в 2007 г. купальник для мусульманок, со своей моделью, демонстрирующей буркини Женщина в буркини |
Слайд №11 |
|
Презентация подготовлена Е. Князевой
по материалу Т. Воронцовой
Журнал «Искусство» № 7–8/2014 Женщина, намеревающаяся пойти в Такийе-йе-доулат. Из «Альбома занятости». Конец XIX в. Иран |
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Большой сборник презентаций в помощь школьнику.
закрыть
Скопируйте этот код и вставьте его на своем сайте: