Пасхальное чудо — Яйца Фаберже

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Пасхальное

чудо

Слайд №2
Имя Карла Фаберже стало одной из «визитных карточек» России.
Его время было триумфом российского ювелирного искусства.
Слайд №3
Основателем производства, прославившего Россию на весь мир, был Густав Фаберже, который в 1842 году в Петербурге открыл ювелирную фирму.
В 1870 году его старший сын Карл становится во главе фирмы.
В 1882 году дом Фаберже впервые выставил свои изделия на выставке «Русского художественного и промышленного искусства», где получил золотую медаль за копии древнегреческих сокровищ.
Слайд №4
Фаберже говорил в одном из интервью о своих конкурентах: “…если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1.500.000 рублей.
Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники.
Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга».
Слайд №5
Яйца Фаберже — знаменитая серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых императорскими являются 54.
Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России.
Слайд №6
Из 71 известных яиц до наших дней дошло 62.
Подавляющее большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54:
до нашего времени сохранились 45 штук, сделанных по царскому заказу;
остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными.
Слайд №7
Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них — Карл Фаберже, не следует).
Особенно велик вклад мастера
Михаила Перхина.
Слайд №8
Яйца изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и т. д. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа.
Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта древесины.

Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.

Слайд №9
Первое пасхальное яйцо 1885 года было выполнено мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин, он в 1886 году становится главным мастером фирмы Фаберже. До 1903 года — года смерти Перхина — его инициалы ставились на всех яйцах-сюрпризах фирмы Фаберже, сделанных для императоров Александра III и Николая II.

Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже.

«Ваше Величество будет довольно» — такой ответ обычно давал знаменитый мастер Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.
Фаберже никогда не делал точных копий. На всех его работах лежит печать неповторимого индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.

Слайд №10
Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 г.
Оно было заказано царём Александром III, как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи было гладким и эмалированным, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка.
Слайд №11
Слайд №12
Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Федоровне, новой императрице.
Слайд №13
Пятьдесят четыре императорских яйца
Царствование Александра III
Слайд №14
«Курочка» 1885 г.
Наиболее простое и
классическое яйцо: белое, внутри желток, потом курочка, а внутри
неё рубиновая корона (не сохр.)
Мария Федоровна
Слайд №15
Слайд №16
«Несессер» 1889 г.
Содержал маникюрный набор из 13 предметов.
Последняя известная цена $3,000,000
Мария Федоровна
Слайд №17
«Датские дворцы» 1890 г.
Внутри: 12 миниатюрных картин на перламутре — виды дворцов в Дании и России.
Мария Федоровна
Слайд №18
«Память Азова» 1891 г.
Внутри: модель фрегата «Память Азова», на котором плавали в этот момент сыновья Марии.
Ювелиры — Михаил Перхин и Юрий Николай.
Изготовлен из нефрита, в стиле рококо.
Мария Федоровна
Слайд №19
Слайд №20
«Алмазная сетка» 1892 г.
Утеряна подставка в виде державших яйцо херувимов. Жадеит. Утерянный сюрприз — слон (датское гербовое животное).
Мария Федоровна
Слайд №21
«Кавказское яйцо» 1893 г.
Внутри: миниатюры с видами Кавказа тех мест, где жил сын императрицы великий князь Георгий.
Мария Федоровна
Слайд №22
«Ренессанс» 1894 г.
Ювелир — Михаил Перхин. Агат. Использован тип ларца Ле Роя 17 в., хранившийся в «Зеленых сводах» в Дрездене, на родине Фаберже. Сюрприз неизвестен, существует предположение, что им было хрустальное яйцо «Воскресение».
Мария Федоровна
Слайд №23
Слайд №24
Царствование
Николая II
Слайд №25
«Двенадцать монограмм (Серебряный юбилей)» 1895 г.
Ювелир —
Михаил Перхин.
Яйцо было заказано
новым императором для своей матери, привыкшей за десятилетие к подобным подаркам.
Изделие украшено инициалами
Марии Федоровны и умершего Александра III, которые повторены
по 6 раз.
Сюрприз утерян.
Мария Федоровна
Слайд №26
«Яйцо с бутоном розы» 1895 г.
Первое яйцо, подаренное Александре Федоровне. Сюрприз — роза (в память о Дармштате, родине императрицы, гордившемся своими цветами). Внутри цветка корона, внутри которой кулон (утеряны).
Стиль неоклассицизм.
Александра Федоровна
Слайд №27
Слайд №28
Слайд №29
«Яйцо с вращающимися миниатюрами» 1896 г.
Яйцо из горного хрусталя
с 12 миниатюрами — видами
памятных мест
для императрицы.
Александра Федоровна
Слайд №30
«Коронационное» 1897 г.
Копия Императорской кареты
при коронации Николая II.
Ювелир — Михаил Перхин, Георг Штейн. Самое знаменитое из яиц.
Александра Федоровна
Слайд №31
Слайд №32
Слайд №33
Слайд №34
«Вдова (Пеликан)» 1898 г.
Яйцо разворачивается
на 8 пластин-миниатюр
с учреждениями,
основанными Вдовой Императрицей Марией Федоровной.
Пеликан — символ благотворительности.
Мария Федоровна
Слайд №35
«Ландыши» 1898 г.
Выдвигающиеся вверх три
медальона с портретами
императора и двух его старших
дочерей Ольги и Татьяны.
Мастер Михаил Перхин.
Стиль модерн.
Как утверждают,
самое любимое яйцо императрицы.
Александра Федоровна
Слайд №36
Слайд №37
Слайд №38
«Анютины глазки» 1898 г.
Из нефрита.
Внутри «мольберт» с медальончиками в виде открывающихся сердечек — генеалогическое древо с портретами.
Мария Федоровна
Слайд №39
Часы («Букет лилий») 1898 г.
Яйцо-часы.
Ювелир — Михаил Перхин.
Рубиновый пандан с розами утерян.
Александра Федоровна
Слайд №40
Слайд №41
Слайд №42
«Петушок»1900 г.
Ювелир —
Михаил Перхин.
Поющие часы
с выскакивающим
заводным
петушком.
Мария Федоровна
Слайд №43
Слайд №44
Слайд №45
«Транссибирская магистраль» 1900 г.
Сюрприз — модель поезда.
Ювелир — Михаил Перхин.
Александра Федоровна
Слайд №46
Слайд №47
«Гатчинский дворец» 1901 г.
Изображение
главной
загородной резиденции
вдовой императрицы.
Не вынимается.
Ювелир — Михаил Перхин.
Мария Федоровна
Слайд №48
«Корзинка цветов» 1901 г.
Ножка была утрачена и реставрированна позже.
Сюрприз утерян.
Александра Федоровна
Слайд №49
Царствование
Николая II
(1902—1914 гг.)
Слайд №50
«Клевер» 1902 г.
Ажурное.
Сюрприз утерян, предположительно портретные миниатюры великих княжон.
Александра Федоровна
Слайд №51
Слайд №52
«Датский юбилей» 1903 г.
Сюрприз —
двусторонний портрет
короля Кристиана
и королевы Луизы,
родителей императрицы,
в честь 40-й годовщины
их восшествия на престол.
Мария Федоровна
Слайд №53
«Петр Великий» 1903 г.
Внутри модель
Медного всадника.
4 миниатюры по бокам с видами Петербурга.
К 200-летию основания города.
Стиль рококо.
Александра Федоровна
Слайд №54
«Лебедь»1906 г.
Раскрывается
не ровно,
а будто по линии
скола.
Сюрприз — лебедь.
Мария Федоровна
Слайд №55
«Кремль» 1906 г.
Самое большое из яиц.
Изображен
Успенский собор.
Через окна виден
интерьер храма.
Заводные часы.
Александра Федоровна
Слайд №56
Слайд №57
Слайд №58
«Колыбель с гирляндами» 1907 г.
Также называется
«Трофеи любви».
Сюрприз утерян.
Стиль Людовика XVI.
Мария Федоровна
Слайд №59
«Яйцо с решеткой и розами» 1907 г.
Сюрприз утерян, предположительно
медальон с портретом царевича Алексея.
Александра Федоровна
Слайд №60
«Павлин» 1908 г.
Павлин может сниматься с веток. Ювелир — Дорофеев. Вдохновлен знаменитыми часами-павлином
в Эрмитаже.
Мария Федоровна
Слайд №61
«Александровский дворец» 1908 г.
Сделано из нефрита. Ювелир Генрих Вигстрем. Сюрприз —
модель
Александровского дворца в Царском селе. Миниатюры —
пять портретов
дочерей.
Александра Федоровна
Слайд №62
Слайд №63
Слайд №64
«Памятное Александра III» 1909 г.
Сюрприз —
миниатюрный бюст.
Мария Федоровна
Слайд №65
«Яхта «Штандарт» 1909 г.
Изображение яхты императора
Александра III.
Александра Федоровна
Слайд №66
Слайд №67
«Конный памятник Александра III» 1910 г.
Внутри модель
памятника
императору
работы Паоло Трубецкого.
Мария Федоровна
Слайд №68
Слайд №69
«Колоннада» 1910 г.
Изображение храма любви.
Купидон символизирует
цесаревича Алексея.
Александра Федоровна
Слайд №70
«Лавровое дерево» 1911 г.
Известно и как «Апельсиновое дерево».. Внутри — заводная птичка.
Мария Федоровна
Слайд №71
Слайд №72
Слайд №73
«15-я годовщина царствования» 1911 г.
Миниатюры —
7 портретов членов семьи
и 9 сцен царствования, включая коронацию,
открытие музеев и памятников,
обретение мощей
Серафима Саровского. Ювелир — Генрих Вингстрем.
Александра Федоровна
Слайд №74
Слайд №75
«Наполеоновское яйцо» 1912 г.
К 100-летней годовщине
Отечественной войны.
Сюрприз —
ширма с 6 миниатюрами,
изображающими представителей полков, почётным полковником
которых была
императрица.
Мария Федоровна
Слайд №76
«Царевич» 1912 г.
В стиле Людовика XV. Сюрприз —
алмазный двуглавый орел
с миниатюрным портретом
царевича Алексея (предположительно копия
с утерянной миниатюры).
Александра Федоровна
Слайд №77
«Зимнее»1913 г.
Из хрусталя,
опалов и бриллиантов. Сюрприз — корзина
с анемонами. Самое дорогое из яиц,
оплаченных Романовыми
(24 тыс. руб).
Мария Федоровна
Слайд №78
«300-летие дома Романовых» 1913 г.
Внутри —
глобус с отмеченной территорией Российской империи.
По яйцу —
18 миниатюр с портретами
представителей царствующей династии.
Александра Федоровна
Слайд №79
Слайд №80
Слайд №81
«Екатерина Великая» 1914 г.
Также известен
как «Гризайль»
или «Розовые камеи».
Cюрприз утерян —
носилки с императрицей
Екатериной внутри.
Мария Федоровна
Слайд №82
«Мозаичное» 1914 г.
Сюрприз —
камея
с профилями детей. Ювелир
Альберт Хольстром. Последнее яйцо предвоенного времени.
Александра Федоровна
Слайд №83
Царствование Николая II,

Первая мировая война

Слайд №84
«Красный крест c портретами» 1915 г.
Сюрприз —
5 портретов двух дочерей,
сестры,
жены
и кузины царя в
форме медсестёр.
Мария Федоровна
Слайд №85
«Триптих Красный крест» 1915 г.
Раскладывающееся яйцо.
Портреты великих княгинь Ольги и Татьяны.
Внутри изображение Сошествия в ад
и изображения святых
Ольги и Татьяны.
Александра Федоровна
Слайд №86
«Орден Святого Георгия» 1916 г.
В честь награждения
царевича Алексея медалью. Сюрприз —
портрет императора Николая. Последнее яйцо,
полученное Марией Федоровной
и единственное,
которое ей удалось увезти.
Мария Федоровна
Слайд №87
Слайд №88
«Военное стальное»1916 г.
Сюрприз —
миниатюрная картина,
изображающая визит императора и наследника к войскам.
Отсутствие роскоши — результат того,
что многие из мастеров фирмы Фаберже были призваны на фронт,
и запрета ювелирам на работу с драгметаллами в условиях кризиса. Стальное яйцо —
самое простое из императорских яиц,
и последнее,
полученное императрицей Александрой. Предположительно,
сегодняшняя блестящая полировка
стали была cделана во время советской власти,
чтобы не появилась ржавчина.
Александра Федоровна
Слайд №89
Слайд №90
«Березовое»1917 г.
Согласно некоторым версиям,
в 1917 г. было изготовлено именно это яйцо. Изготовлено
из карельской березы. Сюрприза нет.
Впервые выставлено в 2001 г.
Предназначалось
Марии Федоровне
Слайд №91
«Cозвездие» 1917 г.
«Синее созвездие царевича».
Незакончено, не подарено.
Драгоценных камней нет,
только синее стекло
и хрустальная подставка.
Гравировка — положение звезд
на небе во время рождения Алексея.
Часы и бриллиантовые звезды
исчезли или не были сделаны.
Обнаружено в 2001 г. в фондах минералогического музея,
куда, видимо попало
из-за недостаточной ценности сырья.
Предназначалось
Александре Федоровне,
не было закончено.
Слайд №92
Прочие императорские яйца

Эти яйца входят в императорскую серию, но ни точный год их изготовления, ни адресат подарка не известен.

Слайд №93
«Воскресение
Христово»
Слайд №94
«Весенние
цветы»
Слайд №95
«Курочка Кельха»
Слайд №96
«Яйцо
с панелями»
Слайд №97
«Cосновая шишка»
Слайд №98
«Цветы яблони»
Яйцо «Цветы яблони» было изготовлено для Варвары Кельх-Базановой .
Находится в Лихтенштейне, в коллекции мистера Петера Гроопа.
Слайд №99
«Рокайльное»
Слайд №100
«Бонбоньерка»
Слайд №101
«Шантеклер Кельха»
Слайд №102
«Ляпис — лазурное»
Слайд №103
«Яйцо
с полосками
синей
эмали»
Слайд №104
«Скандинавское»
Слайд №105
Слайд №106
« Яйцо
Ротшильда»
Слайд №107
« Яйцо
Герцогини Марлборо»
Слайд №108
« Яйцо
Юсупова»
Слайд №109
« Ледяное яйцо Нобеля»
Слайд №110
«Сумеречное»
Слайд №111
Слайд №112
Традицию выставлять изделия фирмы Фаберже для всеобщего обозрения завели еще Романовы (на фото — выставка изделий из коллекций высочайших особ в Санкт-Петербурге в 1902 году)
Слайд №113
2010 год объявлен годом ювелира Михаила Перхина
В связи со 150-летним юбилеем великого ювелира,
чьи произведения известны всему миру, и принимая во внимание огромный вклад Михаила Евлампиевича Перхина в развитие отечественного ювелирного искусства, Оргкомитет Единой Выставочной Программы «Ювелирная Россия» объявляет 2010 год годом М. Е. Перхина.
Мемориальный фонд Карла Фаберже учредил в 2009 году памятную награду «Почётный знак «150 лет Михаилу Перхину».
Слайд №114
Одна из самых знаменитых фигур в истории фирмы Фаберже – Михаил Евлампиевич Перхин (1860-1903), который пришел в фирму в 26-летнем возрасте и работал в ней до самой смерти.
Русский крестьянин, самоучка, он выполнял свои работы с большим усердием. Все его произведения отличаются высочайшим качеством. Он был мастером, великолепно работавшим в технике гильоше и в технике контрастного золота. Среди исторических стилей мастер отдавал предпочтение стилю барокко.
Именно Перхин отвечал за создание таких выдающихся произведений ювелирного искусства, как Императорские Пасхальные яйца. Клеймо Перхина – «М.П.»
Слайд №115
Изумителен талант Михаила Перхина во всех его изделиях. Изготовлен наперсток примерно в 1900 году.
Наперсток сделан из золота, у него есть серебряный футляр, покрытый голубой эмалью.
Наперсток очень маленький: 1 на 0,8 сантиметра, футляр 2 на 1,2 сантиметра.
На изделии есть пробирные клейма, на футляре имеется клеймо Фаберже.
Слайд №116
В работе использованы материалы Интернета

*Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Презентация подготовлена для уроков
ИЗО и МХК

учителем ИЗО и МХК
Путиловой
Еленой Леонидовной

моу сош № 25
г.Нижний Тагил
*http://www.moscowkremlin.ru/faberge/faberge_r.html
*http://ru.wikipedia.org/wiki
*http://www.paskha.ru/gallery/&gcid=1&show=gallery
*http://blogs.mk.ru/users/oksana_mueller/post100898197/
*http://rusmilestones.ru/day/show/?id=26389