Рококо в гравюре

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва,
Рококо в гравюре

Слайд №2
Стиль рококо, изысканный и сугубо камерный, получил распространение во Франции в XVIII веке. Его отличают игривость, капризная грация, праздничность, театральность. Лозунг стиля — «искусство как наслаждение». Рококо оказался особенно хорош в прикладных видах искусства. Об этом свидетельствуют хрупкие, чуждые монументальности формы, изгибы очертаний, асимметричный орнамент, тонкая разработка деталей.
Образец рококо — живописный
и скульптурный декор отеля «Субиз»
В Париже.
Отель «Субиз». Декор плафона. Архитекторы П. Деламер, Ж.Боффран. 1705–1709. Париж
Стиль рококо прославился своей роскошью в моде благодаря любовнице короля Людовика XV мадам де Помпадур и королеве Марии Антуанетте.
Э. Виже-Лебрен. Портрет королевы Марии-Антуанетты
с розой. 1783
Ф. Буше. Портрет маркизы де Помпадур. 1754
Слайд №3
Гедонизм рококо проявляется в нарочитой чувственности сюжетов, жеманности персонажей, утонченности пропорций и сладковатой нежности цветовых оттенков — розовых, зеленоватых, голубых. Этот галантный стиль воплощали Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жозеф Натуар, Пьер Шарль Тремольер, Карл Ванлоо, Жан Марк Натье, Оноре Фрагонар.
Н. Делоне. Счастливые возможности качелей. 1768.
По живописному оригиналу Ж.О. Фрагонара
На выставке «Галантные игры», где представлены французские гравюры рококо из запасников музея, можно погрузиться в мир образов галантного века, понять, в чем своеобразие стиля рококо.
Beep-plie. Семья в парке. 1770-е. Франция
Слайд №4
Гравюры эпохи рококо выполнены в технике офорта, акватинты,
в карандашной манере, что позволяло передавать с мельчайшими подробностями ту или иную историю. В разделе «Галантное общество в парке» исследуется жанр галантных празднеств, ставший модным после создания Ватто картины «Отплытие на остров Киферу» (остров любви, неги и счастья).
А. Ватто. Отплытие на остров Киферу. 1717
Ж. Демарто. Немецкий танец (Аллеманда). Вторая половина XVIII в. По рисунку Ф. Буше
Слайд №5
В разделе «Модные прихоти» на гравюрах подробно показана жизнь модников: утренний туалет, приход продавщицы модной одежды, приобретение модных украшений.
М. Обер. Кокетка. 1732
Р. Гайяр. Продавщица модной одежды. 1746
П.А. Мартини. Утренний туалет. 1783
Слайд №6
Ш.Н. Кошен специализировался на больших гравюрах с изображением праздников и церемоний: фейерверков, балов, театральных представлений. На его гравюрах, которые демонстрируются в разделе «Театр», множество мелких персонажей изображены группами на фоне фантастической архитектуры.
Ш.Н. Кошен младший. Любовь в итальянском театре. 1734
Ш.Н. Кошен младший. Любовь во французском театре. 1734
Слайд №7
Э. Брион. Весна. 1732
Ф.А. Авенлин. Полдень. 1740-е
Ф.А. Авелин. Вечер. 1740-е. По композиции Ж. Мондона-младшего
Слайд №8
Представить светскую жизнь, нравы галантной
эпохи можно, рассматривая гравюры в разделах «Салоны» и «Будуар».
Ж.-Б. Пати. Объяснение в любви.
1775–1780
Ф.-Н. Мартине. Воздух. 1770–1780-е
Ф.Триер. Галантный хирург. 1770–1780-е
Слайд №9
П.А. Авелин. Прекрасная горничная. 1740-е
Л.-М. Бонне. Слушая возлюбленного. 1783–1785
Слайд №10
Стиль рококо возник в «эпоху женщин». Идеалу этого периода роскоши, галантных игр, стремления к удовольствиям соответствовала мода с ее изящными формами, большим количеством аксессуаров — сумочек, перчаток, муфт, лент, цветов. Нарядные шелковые туфли украшались пряжками, лентами, даже драгоценными камнями. Богато украшалось вышивкой, кружевной отделкой и нижнее белье.
Силуэт женщин в платьях с расширяющимися юбками, которые поддерживались металлическими обручами, обтянутыми полотном, напоминал огромный колокол. Элегантные одеяния с кружевами, позументами, лентами, дополнял шлейф.
Н. Делоне. Прощание. Лист из серии «Памятное свидетельство о житейских и нравственных порядках в конце XVIII века». 1777. По рисунку Ж.М. Моро-младшего
Слайд №11
Ж.-Ф. Леба. Игра в трик-трак. 1740-е
Б. Леписье. Городская любовь или любовь кокетливая. 1732
Слайд №12
А.-Ж. Дюкло. Случай на балу.1775.
По рисунку С. Фрейдеберга
Презентация подготовлена Е. Князевой
по материалу В. Хан-Магомедовой
Журнал «Искусство» № 7–8/2014