Слайд №2 |
|
«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны, могучи богатыри.» |
Слайд №3 |
|
Богатырь — от «сила данная Богом» Дела давно минувших дней и события нашей современной истории имеют много общего. Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, в литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с давних времён со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ.
Герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову “богатырь” соответствовали “храбр”, “храбор”, “удалец”. Слово “богатырь ” встречается в летописях начиная с XII в. |
Слайд №4 |
|
Былины …Уж витязь под горой стоит,Призывный рог, как буря, воет,Нетерпеливый конь кипитИ снег копытом мощным роет…
Былинным напевам уже более 10 веков, но интерес к этим живым строкам истории не угасал никогда: пересказывали, дописывали, изучали, возрождали, создавали на основе услышанного замечательные произведения искусства… Наш путь сегодня будет обратным: мы попробуем сквозь музыкальные и живописные портреты вернуться к первоисточнику и осмыслить бесконечную мудрость наших предков, сделавшую образы русских богатырей практически бессмертными. |
Слайд №5 |
|
Так изображен в былине русский богатырь:
Как далече – далече, во чистом поле,Тут и пыль столбом да поднимается:Едет во поле добрый молодец,Едет русский могучий богатырь;Конь да будто лютый зверь, У богатыря плечи да во косу сажень,Он и едет во поле потешается:Он бросает палицу булатную,Выше лесушки бросает да стоячего,Ниже облака бросает да ходячего,Улетает та палица, вниз спускается,Он подхватывает да одной рукой… |
Слайд №6 |
|
Два вида искусства музыка и живопись Существуют независимо друг от друга. Но на самом деле между ними существует тесная, неразрывная связь. Как же осуществляется эта связь?
У человека, помимо слуха и зрения, есть ещё и «внутренний слух» и «внутреннее зрение». Что это значит?
То есть способность мысленно, в своём воображении увидеть ту или иную картину, тот или иной образ, услышать ту или иную музыку. В этой способности человека проявляется связь музыки с изобразительным искусством. Когда мы слышим музыку – видим, представляем то, о чём она нам рассказывает, а когда видим картину – можем услышать «мысленно, внутри себя» музыку. |
Слайд №7 |
|
Человек, с его чувствами, настроением, миром, который его окружает, то есть жизнь — в центре любого искусства. И художник, и композитор – музыкант видит мир по-своему и выражает его средствами своего искусства композитор – звуками художник — линиями, красками |
Слайд №8 |
|
Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» |
Слайд №9 |
|
Кого мы видим на картине? Героев народных былин. Попробуем «прочесть», почувствовать интонации этой картины. В живописи мы улавливаем интонации через соотношение характера линий и красок.
В центре картины – три фигуры всадников. Неподвижно застыли в дозоре русские воины. Богатыри впечатляют своим единством. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в их позах: уверенная посадка, величественная осанка, гордо поднятая голова, устремлённый вдаль пристальный взгляд.
Художник изобразил богатырей на переднем плане картины, очень крупно. За их спинами раскинулись необъятные дали русской земли. В картине преобладают суровые, неброские краски, сумрачная облачность, свинцовые облака. Тяжелые металлические доспехи олицетворяют силу богатырей. |
Слайд №10 |
|
«Правда и песня, ожившая былина, действительность и сказка, — всё в этой картине соединилось в образах любимых народных героев – могучего и мудрого Ильи Муромца, благородного и душевного Добрыни Никитича и лукавого и находчивого Алёши Поповича».
«Я часто, когда глядел на них, явственно слышал бетховенские или баховские звуки» (В.М. Васнецов.)
Вдумайтесь в эти слова замечательного художника. Они ещё раз подтверждают связь музыки и живописи (способность услышать музыку своим внутренним слухом, глядя на ту или иную картину). |
Слайд №11 |
|
Вторая симфония Александр Порфирьевич Бородин В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич Бородин заканчивает свою Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской симфонической музыки. Обсуждение после прослушивания было бурным: Модест Петрович Мусоргский предложил её назвать «Славянская героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал: «Не вообще славянская, а конкретно – русская, богатырская!». «Богатырская» — это название Второй симфонии А.П.Бородина носит и по сей день. Сам же композитор говорил о своём произведении, что в медленной части “желал нарисовать фигуру Баяна, в I части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гусель, при ликовании народной толпы”. |
Слайд №12 |
|
В музыке композитор выразил могущество, силу русского народа, величие русской земли.
Эта музыка вводит нас в мир, наполненный могучей исполинской силой. Она уверенная, мощная, грозная, сильная, очень устойчивая. Строгая, сочная…Характер музыки – величественный, богатырский.
Необычные интонации – сочетание мажора и минора в одной фразе (светлое и затемнённое звучание) образует своеобразную интонацию – сочное звучание. |
Слайд №13 |
|
Картина «Три богатыря» и «Богатырская» симфония – это совершенно разные произведения музыки и живописи. Но насколько они близки. Композитор и художник выразили одно и то же, но разными средствами, композитор – звуками, художник – красками. В обоих произведениях воплощены те черты народного характера, которые всегда были присущи русскому народу. |
Слайд №14 |
|
Кантата «Александр Невский». Сергей Сергеевич Прокофьев Художник хотел показать, за могучей фигурой Александра Невского лежат огромные просторы России, которые охраняет могучий защитник. Кантата прозвучала, как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решит напасть на нашу Родину. |
Слайд №15 |
|
Этой музыкой Прокофьев предвещал победу русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. |
Слайд №16 |
|
Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве «Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Модест Петрович Мусоргский |
Слайд №17 |
|
Проект Гартмана был сделан в древнерусском стиле — тяжелые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником со звонницей в виде богатырского шлема. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов.
Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов. |
Слайд №18 |
|
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа! |
Слайд №19 |
|
Итак, это вовсе не случайно, что так много произведений искусства посвящено героической теме. Искусству всегда интересен характер человека, который раскрывается именно в критической ситуации. Отсюда очень много произведений посвящено теме войны, защиты Родины, подвига.
Богатыри всегда были олицетворением русского народа, который в самые трудные моменты не склонял головы перед бедой. |
Слайд №20 |
|
Очень хочется обратить ваше внимание на финальный текст всеми любимого мультфильма «Алёша Попович и Тугарин – змей». Осмыслите его с точки зрения нашего сегодняшнего времени. Теперь вы тоже храните эту информацию о героях нашей земли. Передайте её в нужные руки.
|
Слайд №21 |
|
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую, не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся! |
Слайд №22 |
|
|
Слайд №23 |
|
Спасибо за внимание |