Истоки песни бурят Наин-Нава

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Докладчик: Куклин Е., уч-ся 11 класса МБОУ «Эрхирикская сош»
Научный рук-ль: Жигмитова С.Б., учитель русского языка и литературы
К вопросу об истоках
песни бурят «Наин Нава»

Слайд №2
Цель: рассмотреть историю древней песни хори-бурят «Наин Нава».

Поставленные цели определяют решение следующих задач:
-рассмотреть существующие версии о местонахождении страны Наин- Нава,
-исследовать историю хоринцев эпохи завоеваний Чингисхана.

Объектом исследования является старинная песня хоринцев «Наин-Нава».

Предметом исследования становится история хоринского народа времен покорения монголами Юго-Западной Азии.

Нами выдвигается гипотеза о том, что происхождение песни хоринцев Наин –Нава связана с историей похода хана Хулагу в западные области Иранской земли.
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части и заключения.

Слайд №3
Песня «Наин-Нава»
Аян(хан) заяа заяанай
Наи –Нава мини лэ(миниеэ лэ гу?)
Байдан, Баидан байдалай
Бада – Ёго мини лэ(миниеэ лэ гу?)
Походная жизнь от судьбы
Наи – Нава ты моя (моя ли?)
Байдан – байдан от жизненной ситуации
Бада – Ёго ты моя? (моя ли?)
Слайд №4
Провинция НАИНАВА
Слайд №5
Хулагу-хан
Слайд №6
Топонимы
В этой провинции Ирака сегодня обнаруживается немало топонимов, удивительно совпадающих с упоминаемыми в бурятских преданиях.
Например, немного севернее города Мосул (Могул) – административного центра провинции Наи Нава, есть населенный пункт Айн-Зьала (в бурятской песне – Аян Заяла), к западу от Мосула расположен городок Эль-Бади, т.е. Бада (Эль — приставка в арабском написании названий) (ст. Бада в Читинской области). На севере города Мосул течет река Кяхта. Стоит городок Аршан. Там же, в Наи Нава, протекают реки Заб(а), Хабур (Хабар), а на северной окраине провинции есть город Заху (Заха).
На реке Заба стоит городок Алтын кёпрю, есть город Майдан (Байдан).
Слайд №7
Заключение.
Все вышеизложенное, а также фактологические данные, сохранившиеся в народной памяти в форме преданий и исторической песни «Наян-Нава», дают очень веское основание для рассмотрения версии о местонахождении «загадочной» родины многих (7-9) поколений бурят XIII-XV вв.
Подводя итоги, мы заключаем, что, во-первых, в преданиях сохранились названия края, где жили хоринцы в XIII-XV вв. Совпадение названия географической области Наи-Нава с его топонимами, с названиями из преданий и песни не случайно. Именно здесь располагались кочевья монголов, в том числе хори, во времена улуса.
Во-вторых, в преданиях говорится о том, что в тех краях «бывало кони топтали своими копытами изюм», т.е. виноград; что днище конских копыт, бывало забито этим «узумом». Об этом же, например, пишет известный монгольский писатель, лауреат Государственной премии Монголии С.Эрдэнэ .
Как видно, все вышеперечисленное указывает на территорию улуса хулагуидов — Монгольского государства XIII-XIV вв. в Юго-Западной Азии. Потому неудивительно, что до настоящего времени у бурят ещё сохранились отдельные слова в языке, элементы быта и культуры, родственные с некоторыми средневековыми традициями народов Среднего Востока.
Это является очевидным результатом длительных и близких контактов и взаимовлияния в историческом прошлом.