Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.
Слайды и текст этой презентации
В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:
симфонический оркестр (большой и малый),
камерный, оркестр народных инструментов,
духовой,
эстрадный,
джазовый.
2-труба
3-сурдины
4-горн
5-корнет
6-корнет альтовый
7-валторна
8-трамбон
9-трамбон басовый
10-альт
11-тенор
12-баритон
13-туба
15-туба геликон
16-геликон бас
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Медные духовые инструменты отличаются от всех остальных музыкальных инструментов ярко выраженной направленностью. Медные духовые отличаются также довольно большой громкостью звука и полным отсутствием шума Подробнее …Медные духовые инструменты
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Подробнее …Ярким представителем объединения медных духовых инструментов является труба
Медные духовые инструменты
Туба — басовый инструмент, способный охватить самый низкий отрезок диапазона в медной группе. Подробнее …
Медные духовые инструменты
Большой барабан имеет широкое применение и в симфоническом, и в духовом оркестре. Особенно велика его роль в строевых маршах, где он регулярно подчеркивает (обычно в сочетании с тарелками) обе доли такта. Подробнее …
Тарелки обладают очень ярким тембром.Основной прием игры на тарелках — удар (чаще скользящий, чем встречный) одной тарелки о другую. Существуют и другие приемы игры — палочкой или колотушкой. Подробнее …
Ударные инструменты
2-виола де гамба
3-скрипка
4-смычок
5-альт
6-вилончель
7-контрабас
8-мандалина
9-лютня
10-гитара
11-электрогитара
12-банджо
13-балалайка
14-гусли
15-пимбалы
Скрипку по праву называют потомком других, более ранних струнно-смычковых инструментов.
Все, что сказано о технике струнных, относится именно к скрипке: она — самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых.
Ее технические возможности росли вместе с искусством таких виртуозов, как Витали, Торелли и Корелли в 17 веке, а позже — Тартини, Виотти, Шпор, Вьетан, Берио, Венявский, Сарасате, Изаи и, конечно, Н.Паганини.Неотразимый эффект дает соло скрипки, исполняющей главную тему, — в качестве примера можно привести «Шехерезаду» Римского-Корсакого.
За все свои качества скрипка, наряду с фортепиано, издавна играет ведущую роль среди солирующих концертных инструментов. Подробнее …
Струнные инструменты
Виолончель вошла в музыкальный быт во второй половине 16 века. Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как Маджини, Гаспаро де Сало, а позже — Амати и Страдивари.Как и альт, виолончель долгое время считали в оркестре второстепенным инструментом. Вплоть до конца 18 века композиторы использовали его в основном как басовый голос, а в самом начале позапрошлого столетия в связи с этим партию виолончели и контрабаса писали в партитуре на одной строчке.
Бетховен первым «открыл» красоту тембра виолончели. Вслед за ним композиторы превратили ее звук в поющий голос оркестра — вспомним вторую часть 6 симфонии Чайковского. Подробнее …
Струнные инструменты
Внешний вид альта и способ игры на нем очень напоминают скрипку, так что, если не заметить разницы в размерах (а сделать это очень сложно: альт заметно больше скрипки), то их легко можно перепутать.
Считается, что тембр альта уступает скрипке в блеске и яркости. Тем не менее, этот инструмент имеет и свои неповторимые достоинства: он незаменим в музыке элегического, мечтательно-романтического характера. В виртуозном отношении альт почти так же совершенен, как и скрипка, однако большие размеры альта требуют от исполнителя соответствующей растяжки пальцев и физической силы. Подробнее …Струнные инструменты
Скорее всего, контрабас, потомок старинной виолы, появился в оркестре в 17 веке. Форма контрабаса до наших дней сохранила черты старинной виолы: заостренный кверху корпус, покатые бока — благодаря этому исполнитель может перегнуться через верхнюю часть корпуса и «дотянуться» до нижней части грифа, чтобы извлечь самые высокие звуки. Инструмент так велик, что исполнитель играет на нем стоя или присев на высокий табурет.
Подробнее …Струнные инструменты
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар.
Основные конструктивные детали гитары:
корпус,
гриф с ладами и головкой,
корпус с плоскими деками и характерной перемычкой, который изготовляется из дерева или заменителей, имеет лады (обычно до 24).
Существует много разновидностей гитар:
акустические
6-струнные (классическая (испанская), акустическая)
7-струнные (русская гитара, романсовая, цыганская)
9-струнные — отличается сдвоенными тремя нижними струнами.
12-струнная — отличается сдвоенными струнами. Парные струны настраиваются с разницей в октаву.
Гавайская
Басовая — 4-струнная Подробнее …Струнные инструменты
Арфа — один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии — она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.
В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Подробнее …Струнные инструменты
2-флейта
3-гобой
4-рожок
5-Малый кларнет
6-кларнет
7-кларнет бас
8-фагот
10-контрофагот
11-саксафон сопрано
12-саксафон альт
13-саксафон тенор
14-саксафон баритон
17-трость
Древностью своего происхождения гобой соперничает с флейтой: он ведет свою родословную от первобытной свирели. Из предков гобоя наибольшее распространение получил греческий авлос, без которого древние эллины не мыслили себе ни пира, ни театрального представления. В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока.
В 17 веке из бомбарды — инструмента свирельного типа — был создан гобой, который сразу стал популярным в оркестре. Вскоре он стал и концертным инструментом. В течение почти целого столетия гобой был кумиром музыкантов и меломанов. Лучшие композиторы 17-18 веков — Люлли, Рамо, Бах, Гендель — отдали дань этому увлечению: Гендель, например, писал для гобоя концерты, трудность которых может смутить даже современных гобоистов. Однако в начале 19 века «культ» гобоя в оркестре несколько угас, а ведущая роль в группе деревянных духовых перешла к кларнету. Подробнее …
Деревянно-духовые инструменты
Флейта — один из самых старых инструментов мира, известный еще в древности — в Египте, Греции и Риме. С древних времен люди научились извлекать музыкальные звуки из срезанного тростника, закрытого с одного конца. Этот примитивный музыкальный инструмент и был, по-видимому, отдаленным предком флейты. В Европе в средние века получили распространение две разновидности флейты: прямая и поперечная. Прямую флейту, или «флейту с наконечником», держали прямо перед собой, как гобой или кларнет; косую, или поперечную — под углом. Поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине 18 века она окончательно вытеснила прямую флейту из симфонического оркестра. В это же время флейта, наряду с арфой и клавесином, стала одним из самых любимых инструментов домашнего музицирования. На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй.Деревянно-духовые инструменты
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.Клавишные инструменты
Клавишный духовой инструмент — орган — был известен еще во времена глубокой древности. В старинных органах воздух нагнетали мехами вручную. В средневековой Европе орган стал инструментом церковного богослужения. Именно в духовной среде 17 века зародилось органное полифоническое искусство, лучшими представителями которого были Фрескобальди, Бах и Гендель.
Орган — гигантский инструмент со множеством различных тембров.
«Это целый оркестр, который в искусных руках может все передать, все выразить», писал о нем Бальзак. Подробнее …
Баян
Тульская гармонь
Баян Этюд
Клавишные инструменты
Первыми клавишными инструментами, известными уже в начале 15 века, были клавесин и клавикорд (по-итальянски — клавичембало). На клавикорде струны приводились в колебание металлическими рычажками — тангентами, на клавесине — вороньими перьями, а позже — металлическими крючками. Звук этих инструментов был динамически однообразным и быстро затухал. Подробнее..