Слайд №2 |
|
|
Слайд №3 |
|
Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя. |
Слайд №4 |
|
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру». Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима Успенский собор . Владимир |
Слайд №5 |
|
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. Успенский собор. Сергиев Посад. Лавра |
Слайд №6 |
|
|
Слайд №7 |
|
Иконостас. |
Слайд №8 |
|
|
Слайд №9 |
|
|
Слайд №10 |
|
|
Слайд №11 |
|
|
Слайд №12 |
|
Анал?й- подставка для икон и книг. Канун |
Слайд №13 |
|
Епитрахиль Фелонь Подрясник |
Слайд №14 |
|
Епитрахиль (греч.— то, что вокруг шеи) является принадлежностью богослужебного облачения православного священника и епископа. Ношение епитрахили означает, что священник приобретает двойную, по сравнению с благодатью диакона, дающую ему право быть не только служителем, но и совершателем таинств.
|
Слайд №15 |
|
Поручи предназначаются для стягивании рукавов подризника у священников (иереев, протоиереев) и епископов(архиереев). Поручи олицетворяют собой узы, которыми был связан Иисус Христос. Русское название этого элемента облачения — «поручи» означает, что священник во время службы вверяет (поручает) себя Христу.
|
Слайд №16 |
|
Фелонь или риза — очень древнее облачение православных священников. В древности фелонь (риза) представляла собой плащ-накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служила для защиты от холода и непогоды. Так же, как и архиерейская палица, набедренник символизирует «меч духовный, т.е. Слово Божие». Прямоугольная форма набедренника указывает на Четвероевангелии. В Русской православной церкви набедренник появился в 16 еке. Набедренник является уникальной иерархической наградой РПЦ, которой нет в других православных Церквах. |
Слайд №17 |
|
|
Слайд №18 |
|
|
Слайд №19 |
|
Дьякон |
Слайд №20 |
|
Клобу?к (от тюрк. колпак — шапка) — принадлежность облачения монаха. Для защиты головы во время ненастья в древности. Символическое значение «шлема спасения» и «покрывала послушания». Белые клобуки с крестом полагаются митрополитам и патриарху. Митра- украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа. Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Скуфья – старинный головной убор на Руси. Если присмотреться, то надетая скуфья сшита так, что образует на голове знамение креста. Носили разные слои на Руси. В народе называли скуфейка, ермолка, маковица (вероятно, потому что носилась на макушке). |
Слайд №21 |
|
Куколь белого цвета с сионами (серафимами) носит Патриарх Московский и всея Руси. Белый куколь имеет византийское происхождение, его носили константинопольские патриархи, рукоположённые не из монахов. Мантия — длинная, спускающаяся до земли накидка без рукавов, с застежкой только на вороте. Надевается поверх рясы. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов — голубого. Цвет патриаршей мантии — зеленый. |
Слайд №22 |
|
Епископ |
Слайд №23 |
|
Панагия — медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери — Всесвятая, по-гречески — «Панагия». Называя так Богоматерь, Церковь признает Ее высшей всех святых, превосходящей Своей близостью к Богу даже ангелов.
Такие небольшие иконки или другие знаки носили на груди еще в древности. Часто икону рисовали на маленькой коробочке, куда вкладывали какую-нибудь святыню, и носили тоже на груди. Отсюда греческое название «энколпион», что буквально значит «нагрудник», или «наперсник» (по-славянски «перси» — грудь).
Со временем панагия становится обязательной частью облачения епископов. Она возлагается при посвящении в епископский сан вместе с нагрудным крестом. Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака Патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у Патриарха мы можем видеть одну панагию. |
Слайд №24 |
|
Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха было вполне определенным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние. Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъем в гору, но и помогал погонять овец.
Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасет, знает и любит своих овец. Образ пастуха прочно вошел в христианскую жизнь. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским.
С древних времен известен также жезл. Он являлся символом власти или почетного положения (вспомните царский скипетр — знак верховной власти). Такой жезл — это короткая украшенная палка.
Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.
Патриарх Тихон |
Слайд №25 |
|
Кадило разжигается при помощи раскаленного угля, на который кладется ладан — душистая смола восточных деревьев . При сгорании он образует благовонный дым — фимиам. Кропило — кисть, употребляемая для окропления освященной водой при совершении некоторых христианских обрядов . |