Презентация средства художественной выразительности
Слайды и текст этой презентации
Торяник Я.А., учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа с. Адо-Тымово»
Сахалинской области
Синонимы
Антонимы
Омонимы
Устаревшие слова
Неологизмы
Традиционно-поэтическая лексика
Диалектизмы
Просторечия
Жаргонизмы
Эмоционально-окрашенная лексика
Лексический повтор
Фразеологизмы
Крылатые слова и выражения
(ТРОПЫ – это слова, употребленные в переносном значении)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Олицетворение
Оксюморон
Метонимия
Синекдоха
Гипербола
Литота
Перифраз
(ФИГУРЫ –особые формы высказывания)
Анафора
Эпифора
Антитеза
Градация
Инверсия
Эллипсис
Умолчание
Многосоюзие
Бессоюзие
Синтаксический параллелизм
Риторический вопрос
Риторическое восклицание
Риторическое обращение
ОКСЮМОРОН
СРАВНЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
МЕТОНИМИЯ
СИНЕКДОХА
МЕТАФОРА
ГИПЕРБОЛА
ЛИТОТА
ЭПИТЕТ
образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Как художественную деталь эпитет нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются эпитетом, потому что они дают дополнительную, художественную характеристику.
ОКСЮМОРОН
стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление, например «сухое вино», «честный вор»
СРАВНЕНИЕ
образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.
посредством слов — как, точно, будто, словно и т.д
при посредстве творительного падежа
при помощи родительного падежа
выражающее превосходную степень состояния
МЕТАФОРА
в основе лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.
Если метафорическое выражение как образное подобие какого-то сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения, то такая М. называется развернутой метафорой.
ГИПЕРБОЛА
стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления.
ЛИТОТА
стилистическая фигура, определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. Таковы, например, бытовые Л.: «он неглупый», вместо «он умный»
СИНЕКДОХА
один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии; упоминаются отношения количества: большее вместо меньшего или, наоборот, меньшее вместо большего.
Называется целое вместо части
2) Упоминается часть вместо целого
3) Употребляется определенное большое число, вместо неопределенного множества
4) Называется единственное число вместо множественного
МЕТОНИМИЯ
замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.
Упоминание имени автора, вместо его произведений
2) Упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается данный автор
3) Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета
4) Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ или прозопопе́я
стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью
ИВС
ИРОНИЯ
ПЕРИФРАЗ
СИМФОРА
АЛЛЕГОРИЯ
ИРОНИЯ
тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью; этот стилистический прием называется также антифразис
СИМФОРА
высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредствующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете
ПЕРИФРАЗ
стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета. П. строится на принципе развернутой метонимии
АЛЛЕГОРИЯ
иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа: весы — правосудие
А. Пронесся шум, подобный звуку
Упавшей головни.
Б. И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
В. Воздух там чист, как молитва ребёнка;
И люди, как вольные птицы, живут.
Г. Хранил он подаренное колечко как зеницу ока всю свою долгую жизнь.
А. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
Б. Белый запах нарциссов.
В. … улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать, разговаривать.
Г. Слышу я конское ржанье,
Слышу волков завыванье,
Слышу погоню за мной…
3. Укажите предложение, средством выразительности в котором является ГИПЕРБОЛА.
А. Нет, братцы, так любить, как русская душа… Нет, так любить никто не может!
Б. Горит восток зарею новой.
В. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!
Г. Скажите: скоро ль нам Варшава/ Предпишет гордый свой закон?
В. И в ту же минуту по улицам
курьеры, курьеры, курьеры…
можете представить себе,
тридцать пять тысяч
одних курьеров!
А. Не верь началу, верь концу.
Б. И каждый вздох — волна прибоя.
В. Зачем, златое время, летишь?
Как всадник, ногу в стремя, летишь?
Г. Под вечер, осенью ненастной,
В далёких дева шла местах…
А. И доля настоящего поэта —
Зажечь свою звезду и не сгореть…
Б. Зябнет утренняя рань…
В. Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!
Я гладил всё его; как шёлковая шерстка!
Г. Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
А. Майдан ликует, мутит, гомонит…
Б. Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?
В. Все в ней пленяло: тихий нрав,
Движенья стройные, живые
И очи томно-голубые…
Г. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
А. … Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия.
Б. Вокруг высокого чела,/ Как тучи, локоны чернеют./ Звездой блестят ее глаза;/ Ее уста, как роза, рдеют…
В. И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой…
Г. Ветер, ветер! Ты могуч,/ Ты гоняешь стаи туч…
В. И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.
А. Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
Б. Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
В. Сии светила, как живые очи,
Глядят на сонный мир земной.
Г. Задышит в лицо океан…
А. Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
А. Синий колокольчик спит в тени берёз.
Б. То не конский топ,/ Не людская молвь…
В. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
Г. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.
А. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Б. Слово крошкой в руках улеглось.
В. Аудитория стоя приветствовала лектора.
Г. Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами.
Шаблон презентации Мосиной Г. А., учителя русского языка и литературы, взятый на сайте http//it-n.ru.
Тест, составленный учителем русского языка и литературы, взятый на сайте http//proshkoly.ru.