Каргопольская игрушка
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1 |
|
Каргопольская игрушка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Автор: Демидович Елена Геннадьевна – учитель Шушенской начальной
общеобразовательной школы, 2009 год |
Слайд №2 |
|
Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад.
С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в
меру своих сил украсили эту землю. |
Слайд №3 |
|
Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гринёве, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.
Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети.
Каргопольская посуда пользовалась большим спросом её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Изготовление глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарному ремеслу.
|
Слайд №4 |
|
Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.
Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево:
Ивану Васильевичу Дружинину (1887 — 1949г.г.) — талантливому мастеру — классику каргопольской игрушки
и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 — 1977г.г.) — самой знаменитой мастерице. |
Слайд №5 |
|
Жила Ульяна Ивановна в маленькой деревеньке Гриневе недалеко от села Печникова по Пудожскому тракту.
Вокруг простирается «каргопольская сушь» -неширокие поля, невзрачные леса.
Избушка мастерицы была ветхой, покосившейся — одинокое старушечье житье.
Сама Ульяна Ивановна маленькая, сухонькая, с лицом, как печеное яблоко. Этакая северная бабушка-задворенка.
Но не так проста была Ульяна Ивановна, свойственны ей были и юмор, старческое лукавство, и достоинство народной умелицы.
|
Слайд №6 |
|
|
Слайд №7 |
|
|
Слайд №8 |
|
«Полкан» — знак Солнца Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце.
Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы-бога Солнца. |
Слайд №9 |
|
Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла.
Он наполовину бравый генерал:
грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой,
а туловище-как у коня, и на ногах копыта.
На груди Полкана-лучистое солнышко. |
Слайд №10 |
|
В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом.
Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне «богатыря — Полкана», тормошили и «роняли» его на землю, пели обрядовые песни. |
Слайд №11 |
|
Человек здесь — образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.
Полкан в каргопольской игрушке — это образ неодолимо могучего богатыря.
Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек». |
Оцените статью:
(3 голоса, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Большой сборник презентаций в помощь школьнику.
закрыть
Скопируйте этот код и вставьте его на своем сайте: