Слайд №2 |
|
Цели занятия. Познакомится с русским народным костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и традициями.
Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре.
Развивать эстетический и художественный вкус.
Прививать интерес к русскому народному творчеству.
|
Слайд №3 |
|
Одежда на Руси. Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
|
Слайд №4 |
|
Праздничная и будничная одежда. Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. |
Слайд №5 |
|
Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. |
Слайд №6 |
|
Праздничная одежда, север России |
Слайд №7 |
|
Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний |
Слайд №8 |
|
Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии |
Слайд №9 |
|
В народе русский костюм описывают так: Заговор-заклятье.
Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга. |
Слайд №10 |
|
Украшения костюма Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:
Слава божеству! Праздник.
Просьба плодородия.
Благодарность богу за содеянное.
|
Слайд №11 |
|
Вышивка Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен. |
Слайд №12 |
|
Вышивка Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
|
Слайд №13 |
|
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. |
Слайд №14 |
|
Женский костюм Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан. |
Слайд №15 |
|
Женский костюм Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей. |
Слайд №16 |
|
Рубаха Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица. |
Слайд №17 |
|
Сарафан Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,
серебряным кружевом, узорными пуговицами. |
Слайд №18 |
|
Епанечка Епанечка — короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
Душегрейка.
Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей. |
Слайд №19 |
|
Понёва Понева — древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском — гашником; ее носили только замужние женщины. |
Слайд №20 |
|
Передник Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.
Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. |
Слайд №21 |
|
Головной убор Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,
птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани. |
Слайд №22 |
|
Женские головные уборы |
Слайд №23 |
|
1. «Сорока» с рогатой «кичкой»-Тамбовская губ., 2 пол.19в. 2. «Сорока с мохрами»-Орловская губ., 2 пол.19в. 1. 2. |
Слайд №24 |
|
1. Кокошник -Московская губ., 2 пол.18в. 2. «Сборник»-Вологодская губ., 2 пол.19в. 3. «Повязка»-Нижегородская губ., нач.19в. 4. «Повязка»-центр России, 18в. |
Слайд №25 |
|
Женские украшения Девичьи накосники Гайтан |
Слайд №26 |
|
Свадебный костюм Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами,
утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство. |
Слайд №27 |
|
Свадебные головные уборы |
Слайд №28 |
|
Мужской костюм Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.
Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки,
завязывались на талии шнурком – гашником. |
Слайд №29 |
|
Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний |
Слайд №30 |
|
Рубаха украшалась вышивкой |
Слайд №31 |
|
Верхняя мужская одежда. Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные нагольные шубы.
Кафтан, надевали поверх зипуна. Для его отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.
|
Слайд №32 |
|
Пуговица Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
|
Слайд №33 |
|
Русский народный костюм в произведениях известных художников И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике. И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике. |
Слайд №34 |
|
Русский народный костюм в произведениях известных художников В.Е. Маковский. Крестьянка А.Г.Венецианов. На пашне. |
Слайд №35 |
|
Спасибо за внимание! |