Фламандская живопись из собрания князя Лихтенштейнского


Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Фламандская живопись из собрания князя Лихтенштейнского
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Слайд №2
Философ Ипполит Тэн описывает жизнь и культуру Фландрии XVII в., когда доминировали ощущения оптимизма и гармонии, интерес к жизни и потребность в мире и благополучии. Тогда и атмосфера старинных соборов становилась светской и чувственной: «Cложные и затейливые орнаменты, лиры, помпоны, кружева из пестрого мрамора, алтари, похожие на фасад оперы, причудливые кафедры с нагромождением множества изваянных животных. Во многих церквях можно было видеть самую цветущую и откровенную наготу роскошных Магдалин, мясистых святых Себастьянов».
П.П. Рубенс.Сатир и служанка с корзиной фруктов. Около 1615
Ф. Снейдерс. Львенок. Без даты
Слайд №3
Выставка «Рубенс. Ван Дейк. Йорданс. Шедевры фламандской живописи из собрания князя Лихтенштейнского» показывает одно из самых значительных частных собраний в мире: более 1700 произведений крупных европейских мастеров XV–XIX в. – от Ренессанса до бидермейера.
П.П. Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника. Ок. 1616
Рембрандт. Амур с мыльным пузырем. 1634
Слайд №4
Выставка, посвященная двадцатилетию установления дипломатических отношений с Лихтенштейном, приурочена к государственному визиту в Россию Князя и Наследного принца Лихтенштейнского.
И. Риго. Портрет принца Жозефа Венцеля
фон Лихтенштейна (1696–1772). 1740
Ф. фон Амерлинг. Портрет принца Иоганна II Лихтенштейна на белом коне. 1845
П.П. Рубенс. Трофеи. 1617
Слайд №5
Рубенс занимал высокое положение в обществе, был образованнейшим и обаятельным человеком, много путешествовал по Европе. У него была огромная мастерская, в которой работали талантливые художники. Мастер делал эскиз, а над картиной, как правило, трудились его ученики. Но лучшие работы были выполнены им самим.
П.П. Рубенс. Венера перед зеркалом. 1612–1615
П.П. Рубенс. Нахождение младенца Эрехтония. Ок. 1616
С изумительным мастерством передает Рубенс лоснящуюся поверхность тела, используя прозрачные голубовато-серые тени и тонкие розоватые мазки, наложенные вместо бликов.
Слайд №6
П.П. Рубенс. Похороны Публия Деция Муса. 1617
П.П. Рубенс. Марс и Рея Сильвия.
Ок. 1616
П.П. Рубенс. Речь Деция Муса о своей мечте. 1617
Слайд №7
П.П. Рубенс. Оплакивание.
Ок. 1614
П.П. Рубенс. Успение Пресвятой Богородицы. 1626
Э. Квеллинус II. Встреча Соломона и царицы Савской. Середина XVII в.
Слайд №8
Блестящий портретист Ван Дейк создал свой стиль в искусстве портрета, популярный в аристократических кругах многих европейских стран.
А. ван Дейк. Портрет Марии де Тассис.
Около 1629–1630
А. ван Дейк. Портрет пожилого мужчины. Ок. 1618
А. ван Дейк. Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении (1566–1633), наместницы Нидерландов
Слайд №9
А. ван Дейк. Портрет мужчины с медальоном. Без даты
А. ван Дейк. Портрет Джеймса, 3-го маркиза Хэмильтона. 1640
Слайд №10
Х. Тербрюгген. Браво со своей собакой. 1628
М. Стомер. Лютнист и флейтист. 1640-е
К. Массейс. Сборщики налогов. Без даты
П. де Греббер. Портрет юноши. Без даты
Слайд №11
Х.Г. Пот. Портрет девушки. Ок. 1635
Г. Шалькен. Портрет Франсуазы
ван Димен. 1679
И. Ангермейер. Букет цветов и животные. 1704
О. Беерт.
Натюрморт с цветами и фруктами
Слайд №12
Представитель фламандской школы Якоб Йорданс никогда не был в Италии, и потому он теснее связан с реалистическими традициями старой нидерландской школы живописи. Его полотна на религиозные и мифологические сюжеты трактуются в жанровом плане. В творчестве художника проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм.
Я. Йорданс. Бобовый король. 1640–1645. Музей истории искусств, Вена
Сюжет «Бобового короля» – традиционная пирушка в канун праздника трех волхвов. Участники праздничного пира получают по куску пирога. Кому попался запеченный в нем боб, объявляется бобовым королем – главой стола.
Я.М. Моленар.
Король пьет.
1636–1637
Слайд №13
На грандиозных полотнах Ф. Снейдерса представлено, кажется, все богатство земли и изобилие морских глубин. В необычных сочетаниях громоздятся на его картинах туши мяса, груды битой птицы, морской и речной рыбы, горы фруктов и овощей. И всегда обнаруживаются организующие пространство красочные акценты.
Я. Йорданс, Ф. Снейдерс. Дары моря.
Около 1640–1650
Слайд №14
Ян Брейгель Старший. Горный пейзаж с пилигримами
у капеллы в гроте. Ок. 1616
Питер Брейгель Младший (1564–1638).
Перепись в Вифлееме. Без даты
Показаны на выставке и работы сыновей Питера Брейгеля Мужицкого. В то время как Ян Брейгель Старший искал новые пути в искусстве — писал утонченные картины на медных пластинах, Питер Брейгель Младший посвятил себя воспроизведению в своих работах творчества отца, повторяя его сюжеты и стиль.
Слайд №15
Г. Конинксло. Лесной пейзаж. 1604
В. ван де Вельде II. Корабли у берега. 1672
Ф. Воуверман. Пейзаж с купальщиками. Ок. 1660
Ф. Воуверман. Нападение на карету. 1644
Слайд №16
Презентация подготовлена Е. Князевой
по материалу В. Хан-Магомедовой
Журнал «Искусство» № 7–8/2014
Х. ван Влит. Интерьер Оуде Керке в Делфте с гробницей Виллема, принца Оранского (1533–1584). 1650–1660
Картины из собрания князя Лихтенштейнского, Вадуц, Вена