Слайд №2 |
|
Пейза?ж (страна, местность) — жанр изобразительного искусства
(а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. |
Слайд №3 |
|
Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости. |
Слайд №4 |
|
Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности.
В зависимости от направления — растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования. |
Слайд №5 |
|
Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа. |
Слайд №6 |
|
Стаффа?ж (украшать картины фигурами) — в пейзажной живописи, небольшие фигуры людей и животных, изображаемые для оживления вида и имеющие второстепенное значение.
Стаффаж получил распространение в 16—17 вв., когда пейзажисты часто включали в свои произведения религиозные и мифологические сцены.
Нередко стаффаж вписывался в картины не автором пейзажа, а другим художником. И. И. Левитан. «Осенний день. Сокольники». 1879 г. |
Слайд №7 |
|
В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж.
Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина.
При этом пейзаж может быть как камерными, так и панорамными.
Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер. |
Слайд №8 |
|
Веду?та ( «вид») — жанр европейской живописи,
Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Васнецов, Аполлинарий Михайлович
«Каменный мост (Калинкин мост) в петровские времена», 1902 г. |
Слайд №9 |
|
Марина (морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид,
а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа.
В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.
Маринист (фр. mariniste) — художник, пишущий марины. Иван Константинович Айвазовский «Золотой рог. Босфор» |
Слайд №10 |
|
В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Его основоположником принято считать Семёна Щедрина (1745—1804).
Пейзажные произведения Щедрина построены на стилистических канонах классицизма (использование кулис в композиции, трехплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма). Пейзаж в русском и советском искусстве живописи Семён Щедрин. «Вид на Гатчинский дворец с серебряного озера». 1798 |
Слайд №11 |
|
Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля Пейзаж в окрестностях Петербурга Произведения Семёна Щедрина значительно отличаются от существовавших до того «живописных видов» городов и достопримечательных мест своей художественно-эмоциональной выразительностью. |
Слайд №12 |
|
Семён Фёдорович Щедри?н Сын солдата лейб-гвардейского Преображенского полка. В 1759 поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств и в 1765 окончил её с золотой медалью и приглашением продолжить обучение за границей. Щедрин решается поехать в Париж, а затем в Рим. В Париже он изучал работы старых и современных художников. Под влиянием эпохи Просвещения, идея существования красоты не только в классических направлениях искусства, но также и в повседневной жизни и природе, Щедрин работал больше на пленэре. В Риме он попал под влияние идей классицизма, что искусство должно отражать работы древности, и таким образом продолжая их успех. Он так и не смог побороть это влияние. (1745—1804) |
Слайд №13 |
|
Другими пионерами этого жанра стали художники Фёдор Матвеев (1758—1826)
Одни из лучших работ художника выполнены в типичной для классицизма манере письма.
Вид в Тиволи близ Рима. 1782 Вид Рима. Колизей. 1816 |
Слайд №14 |
|
Фёдор Михайлович Матвеев
(1758—1826)
— русский художник-пейзажист, мастер классицистического пейзажа. В Италии Матвеев прожил сорок семь лет.
В 1806 году за картину, Вид в окрестностях Неаполя,
присланную художником на родину,
Академия Художеств удостоила его звания академика.
Матвеев умер в Италии в преклонном возрасте. Мало что известно о ранних годах художника, и его детстве. Известно лишь, что художник был сыном солдата лейб-гвардии Измайловского полка. В шестилетнем возрасте мальчика определили в Воспитательное училище при Петербургской Академии Художеств. Заканчивал он обучение в пейзажном классе. В 1778 году получил большую золотую медаль и через год отправился пенсионером в Рим. |
Слайд №15 |
|
Ти?воли (итал. Tivoli) — город в итальянской провинции Ла?цио, на реке Анио, в 24 км к северо-востоку от Рима. Около 66 тыс. жителей. |
Слайд №16 |
|
Колизей (громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев амфитеатр («вокруг», «театр») , памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени.
Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний (римский писатель, историк и учёный-энциклопедист.)
«Предпринял он и новые постройки: … амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом»
(Гай Ю?лий Це?зарь А?вгуст- римский политический деятель)
Считают, что амфитеатр строился за счёт средств, вырученных от реализации военной добычи.
По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее.
|
Слайд №17 |
|
Фёдор Алексеев (1753/55-1824)
и другие художники, как и Щедрин, прошедшие обучение академической живописи в Западной Европе.
Вид города Николаева. Красная площадь. 1801 Сиротский Дом в Москве. |
Слайд №18 |
|
Фёдор Я?ковлевич Алексе?ев русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейший мастер русской ведуты. Сын сторожа Академии наук. В 1764 году принят по прошению отца в обучение в Императорскую Академию художеств, до этого же учился в гарнизонной школе. Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. (1753/55-1824) В 1767 был в числе учеников класса орнаментной скульптуры, в 1773—1777 совершенствовался как театральный художник в Венеции, в 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга.
С 1803 преподавал в Академии художеств. |
Слайд №19 |
|
Классицизм продолжал занимать главенствующее положение в русском искусстве пейзажной живописи и в начале XIX века. Продолжают работать Матвеев (героические ландшафты) и Алексеев (элегические виды Петербурга и Москвы), городские виды привлекают и Андрея Мартынова (1768—1826). Вид Сенатской площади с памятником Петру I в Санкт-Петербурге работы А. Е. Мартынова |
Слайд №20 |
|
Андре?й Ефи?мович Марты?нов
(1768—1826)
— русский живописец-пейзажист.
Учился в Академии художеств с 1773 г., образовался в ней под руководством С. Ф. Щедрина. По окончании курса в 1788 г., со званием художника XIV кл. и с золотой медалью, был отправлен за границу. Довольно долго жил в Риме и вернулся в отечество в 1794 г. Предприняв вторичную поездку в Италию, умер в Риме.
Похоронен на кладбище Тестаччо. Был художником очень плодовитым, и его произведения пользовались в своё время уважением. Сверх картин, писаных масляными красками, Мартынов произвел немало рисунков акварелью и гуашью. |
Слайд №21 |
|
Направление классицизма , однако, постепенно всё более
вытеснялось романтизмом.
Здесь следует отметить
Сильвестра Щедрина (1791—1830) Веранда, обвитая виноградом,
1828 Новый Рим. Замок святого Ангела,
1823—1825 |
Слайд №22 |
|
Сильве?стр Феодо?сиевич Щедри?н русский художник, пейзажист. Родился в Петербурге 2 (13) февраля 1791 года. Отец — Феодосий Фёдорович Щедрин — известный скульптор, ректор Академии художеств, профессор класса скульптуры.
С 1800 по 1811 годы Сильвестр Щедрин учился в Академии художеств. В 1811 году он окончил Академию дипломной картиной «Вид с Петровского острова», получив за неё Большую золотую медаль, что давало ему право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812 года его поездка была отложена, и уехал он из России в Италию лишь в 1818 году.
В Италии он остался до конца своих дней. Умер Щедрин в Сорренто 27 октября (8 ноября)1830 года. (1791—1830) |
Слайд №23 |
|
Василий Садовников
(1800—1879)
В. С. Садовников. Вид Невы и
Петропавловской крепости Vid.Dvorcovoiy.ploshadi.i.zdaniia.Glavnogo.shtaba.v.Sankt-Peterburge |
Слайд №24 |
|
Васи?лий Семёнович Садо?вников
(1800—1879)
Самоучка из крепостных крестьян, принадлежал княгине Н. П. Голицыной — прообразу старой графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. Вольную получил в 1838, после смерти княгини, уже будучи весьма известным художником. По некоторым данным, в Академии художеств всё-таки не учился, но звание свободного неклассного художника получил в том же 1838 году. Самоучка,«занимался перспективной живописью сам собою». Похоронен в Санкт-Петербурге на Митрофаниевском кладбище, могила не сохранилась. /Звания могли также получать художники, не обучавшиеся в Академии, после сдачи экзаменов и представления конкурсных работ./ |
Слайд №25 |
|
Михаил Лебедев
(1811—1837) «Пейзаж»
Вторая половина 1830-х Васильково Аричча близ Рима |
Слайд №26 |
|
Михаи?л Ива?нович Ле?бедев
(1811—1837)
русский живописец.
Сын крепостного.
В 1826 году отец вместе с семьей записался в «мещанский оклад», и юноша получил возможность учиться при Дерптском университете. Блестящие способности, обнаружившиеся в нём уже в эту пору, были причиной перевода его, по представлению попечителя университета графа П. А. Палена и Высочайшему повелению Николая I от 7 февраля 1829 года, с 19 марта 1829 г. в Санкт-Петербург и к помещению в ученики Императорской академии художеств за счёт Кабинета Его Величества. Плодом этих трудов было несколько десятков картин, поставивших его имя в ряду лучших пейзажистов того времени.
К прискорбию, смерть рано похитила его у искусства.
Он умер в Неаполе, от холеры, в июле 1837 г. |
Слайд №27 |
|
Григорий Сорока
(1823—1864) Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии. 1840-е Вид в Спасском.
Вторая половина 1840-х |
Слайд №28 |
|
Григо?рий Васи?льевич Соро?ка
(настоящая фамилия Васи?льев(«Васильев сын»);
— русский крепостной живописец. Грамоте его обучал Василий Матвеевич Владимиров, в благодарность которому Сорока подарил альбом с рисунками, изображавшими местных крестьян.
В 1842—1847 гг. учился живописи у А. Г. Венецианова, был одним из любимейших его учеников. После обучения, отправляя Сороку обратно к барину Милюкову.Венецианов просил Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого. После реформы участвовал в крестьянских волнениях против помещика. Писал жалобы от крестьянской общины на Милюкова. По жалобе последнего 5 апреля 1864 г. Сорока был подвергнут трехдневному аресту. Возможно, этот арест послужил причиной самоубийства художника.
10 апреля Сорока повесился. |
Слайд №29 |
|
Алексей Венецианов
(1780—1847), одним из первых показавшего очарование неяркой природы Среднерусской полосы. На пашне. Весна, 1820 Гумно, 1821 |
Слайд №30 |
|
Алексе?й Гаври?лович Венецианов
(1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизниоснователь так называемой венециановской школы. Род Венециановых происходил из Греции . Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы. Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского.
В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра
Венецианов погиб в результате несчастного случая по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. |
Слайд №31 |
|
Искусство русской пейзажной живописи второй половины XIX века сложилось чрезвычайно разнообразным по художественным направлением.
По-прежнему широко создавались пейзажные произведения в духе романтизма такими мастерами, как Максим Воробьёв (1787—1855) Восход солнца над Невой, 1830 Вид Иерусалима, 1821 |
Слайд №32 |
|
Макси?м Ники?форович Воробьёв (1787—1855) Сын отставного солдата, который служил вахтёром в академии, в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию, и показал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре и пейзажной живописи. Род живописи, избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный. Он хорошо рисовал и группировал человеческие фигуры, оживлявшие его картины. Воробьёва; потеряв нежно любимую жену, он стал перерождаться морально в худшую сторону, впал в излишества, развившие в нём болезнь, от которой он скончался в 1855 г.; в тот же период понизилась и художественная его деятельность. |
Слайд №33 |
|
Братья Григорий (1802—1865)
и Никанор (1805—1879) Чернецовы. Григорий Чернецов.
«Парад в Кремле» Григорий Чернецов «Парад на Царицыном лугу . Никанор Чернецов «Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море» |
Слайд №34 |
|
Братья Чернецовы —
Григорий Григорьевич Чернецов (1802-1865) и
Никанор Григорьевич Чернецов (1805-1879) —
русские пейзажисты 1-й половины XIX века.
Братья родились в городе Лух (Костромская губерния) в семье иконописца. Переехали в Петербург при содействии П. П. Свиньина, где учились в Академии Художеств.
В 1827 году, окончив Академию, оба были командированы этим обществом в Ревель. Затем Григория зачислили на службу при «Кабинете его величества», Никанор отправился путешествовать — по Кавказу (1829—1831) и Крыму (1833—1836).
В 1838 году братья совершили путешествие по Волге и оставили много этюдов;
в 1838—1851 — создали уникальную панораму берегов Волги (более 700 м, не сохранилась). Посетили страны Европы и Ближнего Востока (1840—1843). |
Слайд №35 |
|
Ива?н Константи?нович Айвазо?вский
(1817—1900) «Лунный пейзаж с кораблекрушением». 1863 «Радуга». 1873 «Морской пейзаж» 1870г. |
Слайд №36 |
|
Ива?н Константи?нович Айвазо?вский (1817—1900) — всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. После окончания феодосийского уездного училища, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.
На надгробие из цельного блока белого мрамора,
на древнеармянском языке написаны слова армянского историкаМовсеса Хоренаци:
«Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»
Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении. |
Слайд №37 |
|
Лев Лагорио (1826—1905) «Возка льда (Зимний вид бывшего винного городка на Васильевском острове в Петербурге на Черной речке)», 1849г. «В горах Кавказа», 1879г. |
Слайд №38 |
|
Лагорио, Лев Феликсович
(9 декабря1826 — 17 ноября 1905) —
один из самых известных русских художников-маринистов.
Выпускник петербургской Академии художеств. Первый ученик Айвазовского.
Родился Лев Феликсович в Феодосии, в семье купца, негоцианта, масона Феликса. Окончил Феодосийскую гимназию.
В 1839–1840 годах занимался в Феодосийской мастерской И. К. Айвазовского .
В 1842 году поступил в Императорскую Академию Художеств. В 1852 году, после окончания Академии приняв российское подданство, отправился в пенсионерскую поездку в Европу, где пробыл восемь лет .
По возвращении в Россию в 1860 году получил звание профессора за привезённые картины «Фонтан Аннибала, в Рокка-ди-Папа», «Капо-ди-Монте, в Сорренто» и «Понтинские болота». |
Слайд №39 |
|
Алексей Боголюбов
(1824—1896) Боголюбов А. П. Открытие Петербургского Морского канала в 1886 г. Синоп. Турция. 1856 |
Слайд №40 |
|
Алексей Петрович Боголюбов —
русский художник-маринист, мастер русской батальной марины. Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 марта 1824 года в семье помещика.
В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств , закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком.
Умер 27 октября 1896, Париж, Франция |
Слайд №41 |
|
В жанре пейзажа работали также Пётр Суходольский
(1835—1903) «В Дубках, близ Москвы». 1862 «В-деревне-зимой» 1893 «Троицын день». 1884 |
Слайд №42 |
|
Суходольский, Петр Александрович
(1 мая, 1835 с. Владимирское Мосальского уезда Калужской губ. — 7 января 1903 Санкт-Петербург) —
русский художник, живописец, рисовальщик, работал в технике сепии.
Писал пейзажи, портреты, автор батальных композиций. Учился в Академии художеств. Его рожденные многими путешествиями по России пейзажи («Весенний разлив реки Оки», «В деревне», «Дубки», «Болото», «Берег моря») являются примерами русской пейзажной живописи, с чётким рисунком и хорошо подобранной тональностью. |
Слайд №43 |
|
Владимир Орловский
(1842—1914) В. Д. Орловский. «Хаты в летний день». 1870-е гг. Музей украинского изобразительного искусства (Киев) |
Слайд №44 |
|
Влади?мир Дона?тович Орло?вский
(1842, Киев — 1914,Италия) —
украинский художник-пейзажист.
Умер в Италии, похоронен в Киеве. Начальное художественное образование получил во Второй киевской гимназии у И. М. Сошенко.
Писал масляными красками ещё до поступления в 1861 году в Академию художеств, где стал делать быстрые успехи, так что в 1863 году уже получил большую серебряную медаль 1868 год — окончил Академию художеств со званием классного художника 1-й степени, а за крымские виды получил золотую медаль и право поездки за казённый счёт за границу.
Три года (1869—72) «пенсионером от Академии» он работал в Париже ,Швейцарии, Германии и Италии.
|
Слайд №45 |
|
Ефим Волков
(1844—1920) Украинский пейзаж |
Слайд №46 |
|
Волков Ефим Ефимович
(1844—1920)
— живописец-пейзажист;
родился в Петербурге в 1844 году; артистическое образование получил в Императорской академии художеств и довершил его усердным писанием этюдов с натуры.
В 1870 году получил от академии звание неклассного художника за представленный на её выставку в этом году «Вид в окрестностях Петербурга».
В 1878 году примкнул к товариществу передвижных художественных выставок и с тех пор ежегодно появлялся на них со своими картинами, пользуясь за них репутацией одного из лучших живописцев русской, преимущественно северной природы.
Умер в Петрограде в 1920 году. |
Слайд №47 |
|
. «Дождь в дубовом лесу». 1891 Повествовательно-конкретные художественные тенденции нашли яркое отражение в творчестве многих живописцев, в первую очередь —
Ивана Шишкина (1832—1898) «Лес вечером»1869. |
Слайд №48 |
|
Иван Шишкин
родился25 января (13 по ст. стилю) 1832 года
в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. |
Слайд №49 |
|
в сказочно-поэтическом в творчестве
Виктора Васнецова (1848—1926) «Царевна-лягушка» (1918) «Три царевны подземного царства» (1881) |
Слайд №50 |
|
Виктор Михайлович Васнецов
родился 15 мая 1848 года
селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии.
С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств.
Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств
(1867—1868),
затем в Академии художеств (1868—1873).
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище. |
Слайд №51 |
|
эмоционально-драматические — в произведениях ещё одного классика русской пейзажной живописи
Фёдора Васильева (1850—1873) «После дождя. Проселок». 1867-1869 «Мокрый луг». 1872 |
Слайд №52 |
|
Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.Ф. А. Васильев скончался 24 сентября 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище. |
Слайд №53 |
|
и других, менее известных мастеров — к примеру,
Льва Каменева
(1833/34-1886).
«Весна», 1866 «У плотины» 1864г. |
Слайд №54 |
|
Лев Льво?вич Ка?менев (1834, по другим сведениям 1833, г. Рыльск, Курская губерния — 14 января 1886, Саввинская слобода, Московская губерния) — русский живописец-пейзажист.Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1854—1857) у К. И. Рабуса иА. К. Саврасова. С 1857 года — классный художник III степени, с 1869 — академик и один из учредителей Товарищества передвижных выставок, участвовавший своими произведениями на этих выставках с 1871 по1884 год. Изображал различные моменты сельской русской природы правдиво и часто с настроением. |
Слайд №55 |
|
Эпическим пейзажем приобрёл известность
Михаил Клодт (1832—1902). «Волга под Симбирском». 1881 «Село в Орловской губернии» |
Слайд №56 |
|
Барон Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург
—(1832—1902). Михаил Константинович Клодт родился в Петербурге в художественно одарённой семье. В раннем детстве Михаил Константинович был нелюдим. Первоначально рисунку обучался в Горном кадетском корпусе , затем учился в Императорской Академии художеств (1851—1858).
Закончил обучение в Академии, получил золотою медаль второй степени за картину «Вид на острове Валааме» и золотую медаль первой степени за картину «Вид в имении Загезаль близ Риги». За эти заслуги был направлен на три года пенсионером в Швейцарию и Францию, в январе 1861 года возвращается в Россию. Скончался Михаил Константинович Клодт 16 (29) мая 1902 года. русский художник-пейзажист второй половины XIX века.
Первым из русских художников объединил жанровую картину с эпическим пейзажем. |
Слайд №57 |
|
Э?пос — «слово», «повествование» — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей. |
Слайд №58 |
|
Некоторые живописцы были увлечены исканиями обобщенного образа, красочностью и декоративностью пейзажа — Виктор Борисов-Муса?тов (1870—1905) «Автопортрет с сестрой», 1898 «Водоём», 1902 «Осенняя песнь». 1905 |
Слайд №59 |
|
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 апреля 1870 года в семье бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Имя деда художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств. Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. |
Слайд №60 |
|
Михаил Врубель
(1856—1910) «Царевна-Лебедь», 1900 «Демон сидящий», 1890 |
Слайд №61 |
|
Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске, в семье строевого офицера участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши («wr?bel» по-польски — воробей).С начала января 1864 года по апрель 1867 года семья Врубелей жила в Саратове. В эти годы юный Михаил Врубель занимался у известного в Саратове художника А. С. Година. В 1874 году окончил Ришельевскую классическую гимназию в Одессе. Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В начале 1902 года у художника появились признаки психического, или как говорили в то время, душевного расстройства. 1 апреля 1910 года в клинике доктора Бари Врубель скончался. |
Слайд №62 |
|
Борис Кустодиев
(1878—1927) «Масленица». 1903. «Прогулка на Волге». 1909 |
Слайд №63 |
|
Бори?с Миха?йлович Кусто?диев (23 февраля 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) русский художник.Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки туберкулёза позвоночника. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. |
Слайд №64 |
|
Примерно с середины XIX века в русской пейзажной живописи окончательно утвердился пленер.
В дальнейшей эволюции пейзажа важнейшую роль сыграл импрессионизм, оказавший влияние на творчество почти всех серьезных живописцев России.
Тогда же сформировалась и особая эстетическая концепция восприятия и отображения природы — лирический / воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора/ пейзаж. |
Слайд №65 |
|
Пленэ?р ( «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.
Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. |
Слайд №66 |
|
Алексе?й Кондра?тьевич Савра?сов
(1830—1897) «Грачи прилетели». 1871 «Радуга». 1875 «Зимний пейзаж. Оттепель». 1890 ставший основоположником лирического направления пейзажной живописи, сумел показать ненарочитую красоту и тонкий лиризм неброской русской природы. |
Слайд №67 |
|
Алексе?й Кондра?тьевич Савра?сов
(1830—1897) —
русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, автор хрестоматийного пейзажа «Грачи прилетели».
Художник родился 12 мая 1830 года в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются способности к живописи. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году.
В конце 1870-х Саврасов тяжело заболевает алкоголизмом, в его творчестве все более становятся заметны мрачные мотивы.
Последние годы художник провел в нужде.
Художник умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных. |
Слайд №68 |
|
Ёе широту и мощь отобразил
Михаил Нестеров
(1862—1942) Этюд к картине «Царевич Дмитрий». 1899 -Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью.
— Михаил Нестеров «Три старца» |
Слайд №69 |
|
Михаи?л Васи?льевич Не?стеров
(1862—1942) —
русский и советский художник-живописец. Осенью 1874 года по распоряжению отца будущий художник переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище К. П. Воскресенского.
В 1877 году по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1938 году М. В. Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В. Н. Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника О. М. Нестерова (см. портрет) была отправлена в ссылку в Джамбул.
Нестеров скончался на 81-м году жизни в Москве 18 октября 1942 года.
Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище |
Слайд №70 |
|
Архипа Куи?нджи
(1841—1910)
привлекала живописная
игра света и воздуха. «Ладожское озеро» (1873) «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь» |
Слайд №71 |
|
Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств.Архип Иванович Куинджи умер 11 июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. «Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…» — Николай Константинович Рерих, ученик А. И. Куинджи ( 1841— 1910) — русский художник, мастер пейзажной живописи.Архип Куинджи родился в Мариуполе в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Архи?п Ива?нович Куи?нджи Куинджи по-турецки — «золотых дел мастер». В метрике он значился под фамилией Еменджи, «трудовой человек».Рано лишился родителей и жил в большой бедности, некоторое время посещал городское училище. |
Слайд №72 |
|
«Озеро. Русь». 1900 Последнее крупное произведение Левитана. Осталось неоконченным «Над вечным покоем» (1894) Подлинных вершин русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве
Исаака Левитана
(1860—1900),
ученика Саврасова.
Левитан — мастер спокойных, однако пронзительно-щемящих «пейзажей настроения». |
Слайд №73 |
|
Иса?ак Ильи?ч Левита?н
(18 августа 1860 год — 22 июля 1900) —
российский художник, мастер «пейзажа настроения».
Отец Илья (Эльяшив Лейб) Левитан (1827—1877) — из раввинской семьи из Кедайняй, местечка, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве.
Осенью 1873 в училище поступил и тринадцатилетний Исаак.
Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище.
Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.
22 июля 1900 года в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер.
В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов.
Последняя его работа — «Озеро. Русь» — осталась незаконченной.
Исаак Левитан был похоронен 25 июля 1900на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем.
|
Слайд №74 |
|
Значительный вклад высочайших достижений в уникальное по своей многогранности и общественной значимости развитие русского пейзажа XIX века внесли также
Василий Поленов
(1844—1927) «Бабушкин сад». 1878 «Заросший пруд» |
Слайд №75 |
|
Васи?лий Дми?триевич Поле?нов
(1844—1927) русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Василий Поленов родился в многодетной, культурной дворянской семье.
Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.
В 1861—1863 годах Поленов учился в олонецкой гимназии.
В 1863 году, окончив гимназию, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах: ещё слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. |
Слайд №76 |
|
«Северная идиллия»
1892 «Бумажные фонари» 1896 Константин Коровин
(1861—1939) «Осенний пейзаж». 1909 |
Слайд №77 |
|
Константи?н Алексе?евич Коро?вин
(1861—1939)
выдающийся русскийживописец, театральныйхудожник и педагог. Родился в состоятельной старообрядческой купеческой семье.
В четырнадцать лет поступил на архитектурное отделениеМосковского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи.
Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова.
После октябрьской революции в России Коровин активно занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжает также сотрудничать с театром. В 1923 художник по советуА. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.
Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939. |
Слайд №78 |
|
Илья
Ефи?мович
Ре?пин (1844—1930), «Шторм на Волге», 1870 «Дорога через узкий проход» 1874 «Какой простор!». 1903 |
Слайд №79 |
|
По мнению Ильи Ефимовича, их род происходит от московских стрельцов. 1855 год — занимался в топографической школе, закрытой при упразднении военных поселений.1857 год — начал обучаться живописи в г. Чугуеве у И. Бунакова. 1859 год — в 15 лет И. Е. Репин был известным в округе мастером и вместе с артелями иконописцев и ремесленников работал по подряду в сельских церквях. Первая его большая работа была в Малиновской церкви: там он написал икону «Распятие» по известной картине К. Штейбена «Голгофа», находящейся в Исаакиевском соборе. Илья? Ефи?мович Ре?пин (24 июля 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. |
Слайд №80 |
|
Николай Ге (1831—1894)
«Сорренто». 1869
Главная заслуга Ге заключалась в том, что он первый уловил новое реалистическое направление в библейских композициях. «Что есть истина?» |
Слайд №81 |
|
Никола?й Никола?евич Ге
(1831—1894)
русский и украинский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика.
Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию.
По окончании гимназии поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета.
В 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством П. Басина.
В академии Ге пробыл семь лет.
За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил малую золотую медаль. Ге был доволен тем впечатлением, которое производили его картины, в них он нашёл себя.
Ге скончался на своём хуторе 1 (13 июня) 1894 года. |
Слайд №82 |
|
Валенти?н Алекса?ндрович Серо?в «Открытое окно.
Сирень. Этюд». 1886 (1865—1911) «Заросший пруд. Домотканово» (1888) |
Слайд №83 |
|
Валенти?н Алекса?ндрович Серо?в
(1865—1911) —
русский живописец и график, мастер портрета. Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге, в семье композиторов .Мать урождённая Бергман, из крещёной еврейской семьи.
Валентин Серов начал своё образование в классической гимназии, но покинул её с намерением посвятить себя всецело искусству.
С 1878 по 1879 год в Москве брал уроки рисунка и живописи у И. Е. Репина, в семье которого жил в 1879 году. В 1880 году поступил в Императорскую Академию Художеств. Получив от Академии малую серебряную медаль, оставил это заведение в 1884 году и с того времени начал работать самостоятельно, всё более и более совершенствуясь в живописи, преимущественно портретной. Скончался Серов 22 ноября (5 декабря) 1911 года в Москве. |
Слайд №84 |
|
Кириа?к Коста?нди
(1852—1921) известный украинский художник, греческого происхождения «Галки. К осени». 1915 |
Слайд №85 |
|
Кириак Константинович Костанди
(3 октября 1852 — 31 октября 1921 Одесса) — известный украинский художник, греческого происхождения. Родился в греческой семье. Закончил Императорскую Академию художеств в 1882 г. и затем вернулся в Одессу. Костанди принадлежит важная роль в внедрении идеологии «передвижников» на Юге России. Он был одним из основателей Общества художников Южной России и председателем общества с 1902 по 1920 гг.
Большая часть его жизни и работы связана с Одессой.
В своей работе он следовал реализму, но некоторые его работы можно причислить к импрессионизму.
После его смерти его последователи создали Общество художников «Костанди». |
Слайд №86 |
|
Никола?й Никано?рович Дубовско?й (1859—1918) «Притихло». 1890 «Зима» (1884) |
Слайд №87 |
|
Никола?й Никано?рович Дубовско?й
(1859—1918)
— крупный русский живописец отечественной пейзажной школы рубежа ХIХ и ХХ веков. Автор проникновенных, мастерски исполненных и пользующихся большой популярностью картин русской природы, продолжатель традиции широкого, панорамного пейзажа своего учителя академика М. К. Клодта (1832—1902).
Кисти художника принадлежит более четырёхсот картин и около тысячи этюдов. 28 февраля 1918 года в Петрограде в возрасте 58 лет Н. Н. Дубовской скоропостижно скончался от паралича сердца . Один из руководителей Товарищества передвижников— самого значительного из русских художественных объединений ХIХ века, сыгравшего выдающуюся роль в развитии русского изобразительного искусства. |
Слайд №88 |
|
Сложной оказалась впоследствии судьба
«русского импрессионизма».
Обозначившееся в 30-е годы и набравшее долговременную инерцию отрицательное отношение к «этюдничеству», искалечило множество судеб художников, а искусствоведов заставляла «задним числом» «спасать» от него
И. Репина, В. Серова., И. Левитана, с недомолвками оценивать творчество К. А. Коровина и др. замечательных мастеров пейзажа. «Старая Руза». 1913 Роберт Фальк 1 октября 1958 15 октября 1886 |
Слайд №89 |
|
Ро?берт Рафаи?лович Фа?льк
(1886-1958)
— российский живописец, самобытно соединивший в своем творчестве пути русского модерна и авангарда; один из самых известных художников еврейского театра на идише. Роберт Фальк родилсяв семье юриста и шахматиста .
Учился изобразительному искусству в школах-студиях К. Ф. Юона и И. О. Дудина, в частной студии И. И. Машкова (1904—1905), затем в Училище живописи, ваяния и зодчества (1905—1909), где особое влияние на него оказали В. А. Серов и К. А. Коровин.
После 1953 г. Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью.
Скончался в Москве 1 октября 1958 года. |
Слайд №90 |
|
«Зеленя осенью». 1908
— русская художница, участница объединения «Мир Искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица известного живописца О. Э. Браза. Зинаида Серебрякова
(девичья фамилия Лансере?; 12 декабря 1884, имение Нескучное, Белгородский уезд, Курская губерния, Российская империя — 19 сентября 1967,
Париж, Франция) |
Слайд №91 |
|
Зинаида Серебрякова
(девичья фамилия Лансере?, родилась 12 декабря 1884 года в имении Нескучном в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере . В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.
В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. . Осенью 1924 Серебрякова выезжает в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. Однако вернуться ей не удалось . Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой.
Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами.
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. |
Слайд №92 |
|
«Полдень». 1917 Кузьма? Серге?евич Петро?в-Во?дкин
(24 октября (5 ноября) 1878,Хвалынск — 15 февраля 1939, Ленинград) —
российский и советский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. |
Слайд №93 |
|
Кузьма Петров-Водкин
родился 24 октября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника. Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования.
С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА.
Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы.
Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году он окончил училище. |
Слайд №94 |
|
Пейзажная живопись XX века. Талантливо развивались традиции и направления, заложенные в XIX веке —
Пётр Кончаловский
(1876—1956) «Пейзаж. Столярная в Абрамцево» 1911г |
Слайд №95 |
|
Родился в Славянске Харьковской губернии. Учился в харьковской рисовальной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Р. Жюльена в Париже (1897—1898) и в Петербургской Академии художеств (1898—1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского. Жил в Москве.
Пётр Кончаловский
(1876—1956) В живописи был сезаннистом и вообще испытывал сильное влечение к Европе, прекрасно говорил по-французски.
Также испытал влияние своего тестя, В. И. Сурикова, с которым впервые выезжал на этюды в Испанию, позже они работали по всей Европе.
В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известен стал благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком аналитическому кубизму и фовизму.
|
Слайд №96 |
|
Игорь Граба?рь
(1871—1960) «Балюстрада» «Мартовский снег».
1904 |
Слайд №97 |
|
И?горь Эммануи?лович Граба?рь
(25 марта 1871 (Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) —
русский советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог.
Родился в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. В 1894 году поступил в петербургскую Академию художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин.
Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене.
Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя. |
Слайд №98 |
|
Константин Юо?н
(1875—1968),
др. художники. «Зима» «Утро индустриальной Москвы» |
Слайд №99 |
|
Константи?н Фёдорович Юо?н
(1875 — 1958) —
русский советский живописец, мастер пейзажа; театральный художник, теоретик искусства. Родился 12 октября 1875 года в Москве в швейцарско-немецкой семье. Отец — служащий страховой компании, позже — её директор; мать — музыкант-любитель.
Константин Юон с 1892 по 1898 год учился в МУЖВЗ. Его преподавателями были такие мастера, как К. А. Савицкий, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин.
По окончании училища два года работал в мастерской В. А. Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917. С 1952 по 1955 преподавал в качестве профессора в МГАХИ имени В. И. Сурикова, а также в ряде других учебных заведений. С 1957 года был первым секретарем правления СХ СССР.
К. Ф. Юон умер 11 апреля 1958 года. |
Слайд №100 |
|
В первые два-два с половиной десятилетия предпринимался, нередко самый смелый, поиск новых выразительных средств для передачи пейзажа — авангардисты (Казимир Малевич(1879—1935) На бульваре. Около 1930 Отдых (Общество в цилиндрах). 1908. «Пейзаж. Зима». 1909 |
Слайд №101 |
|
Казими?р Севери?нович Мале?вич
(11 февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград) —
российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. В 1895 году в возрасте 17 лет посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко. В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок.
Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915) был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года и имел значительный успех. По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический монумент с изображённым чёрным квадратом. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве. |
Слайд №102 |
|
«Амазонка». 1911 Василий Кандинский
(1866—1944) |
Слайд №103 |
|
Васи?лий Васи?льевич Канди?нский
(4 декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе. В 1900 г. поступил в Мюнхенскую академию художеств. В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. В Россию он уже не вернулся.
В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.
В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. |
Слайд №104 |
|
Наталья Гончарова
(1881—1962) «Бабы с граблями»1907 «Угол сада» «Зеленый лес» |
Слайд №105 |
|
Ната?лья Серге?евна Гончаро?ва
(16 июня 1881, дер. Ладыжино, Тульская губ. — 17 октября 1962, Париж) —
русская художница-авангардистка.
Внесла значительный вклад в развитие авангардного искусства в России. Правнучатая племянница жены Пушкина, Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой. В 1901—1909 годах Гончарова училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала занималась скульптурой, а затем увлеклась живописью.
В 1915 году, приняв приглашение Дягилева работать в качестве художника для Русских сезонов, Гончарова вместе с мужем приехали во Францию, где уже и остались до конца жизни.
Скончалась в Париже 17 октября 1962 года.
По состоянию на 2009 год её картины стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории. |
Слайд №106 |
|
В духе символистского
искусства создавали свои пейзажи
Павел Кузнецов
(1878—1968) «В Степи. Мираж», 1911 «Восточный мотив», 1913-1914 «Сбор плодов, Азиатский базар», 1913-1914 |
Слайд №107 |
|
Павел Варфоломеевич Кузнецов
(5ноября 1878, Саратов — 21 февраля 1968, Москва), российский живописец. Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897, мальчик легко и страстно учился.
Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня. |
Слайд №108 |
|
«Зимний пейзаж» «Ветренный день» «Летний день» « Осень » Николай Крымов
(1884—1958) |
Слайд №109 |
|
Николай Петрович Крымов
родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884
в семье художника П. А. Крымова, писавшего в манере «передвижников». Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность. У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами — С. П. Викторов, Ю. П. Кугач, Ф. П. Решетников, Н. К. Соломин. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца.
В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907—1911 — в пейзажной мастерской А. М. Васнецова.
Участник выставки «Голубая роза» (1907),
а также выставок «Союза русских художников».
Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе. |
Слайд №110 |
|
Мартиро?с Сарья?н
(1880—1972)
и др. «У колодца, жаркий день», 1908 «Море. Сфинкс» |
Слайд №111 |
|
Мартиро?с Серге?евич Сарья?н
(1880 — 1972) — армянский и советский живописец-пейзажист, график и театральный художник.
Ленинской (1965) и Сталинской премии второй степени (1941). В 1895 году закончил городское училище. С 1897 по 1904 годы учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в том числе в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1930-х главной темой Сарьяна остаётся природа Армении. В 1900-х годах участвовал в выставках художественных объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства», «Четыре искусства». Сильное влияние на стиль Сарьяна оказала живопись П. Гогена и А. Матисса. Творчество Сарьяна сыграло ведущую роль в становлении национальной школы армянской советской живописи. |
Слайд №112 |
|
Практически в это же время
(20-е-30-е годы) неоакадемические тенденции разрабатывали
Николай Дормидонтов
(1898—1962) «Окраина Ленинграда. Музыканты» |
Слайд №113 |
|
Дормидонтов Николай Иванович
(4 февраля 1898, Санкт-Петербург — 24 октября 1962, Ленинград, СССР) — российский советский живописец и график, член Ленинградского Союза художников. В 1914-1918 годах учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у А. Рылова, Н. Рериха, И. Билибина, Г. Бобровского. Окончил институт по мастерской К. Петрова-Водкина с присвоением звания художника живописи. Участник выставок с 1922 года. Писал картины на индустриальную, спортивную и военную темы, пейзажи, натюрморты. Живописная манера развивалась от неоакадемизма в сторону овладения пленэром. Работал в технике живописи, журнальной и станковой графики. Дормидонтов Николай Иванович скончался на шестьдесят пятом году жизни. |
Слайд №114 |
|
Семен Павлов (1893—1941). Русский советский художник-график, прекрасный рисовальщик углём и сангиной. Живописец. Педагог. «Путиловский завод» |
Слайд №115 |
|
В 1930-е годы в СССР началась эпоха идеологически обоснованного метода социалистического реализма в искусстве вообще, и живописи в частности.
В его рамках, тем не менее, с помощью всевозможных художественных форм, индивидуальных стилей, приёмов (техник, способов) и предпочтений достигается разнообразие стилистических направлений |
Слайд №116 |
|
«Заросший пруд » «Березовая роща» «На террасе» Василий Бакшеев
(1862—1958) «Иней» |
Слайд №117 |
|
Васи?лий Никола?евич Бакше?ев
(1862 — 1958) — выдающийся русский советский художник-живописец. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943). Поступил на отделение архитектуры МУЖВЗ, но затем перевёлся на живописное отделение. Учителями Бакшеева были В. Е. Маковский и А. К. Саврасов.
В 1888 году за картину «Возвращение с богомолья» получает звание классного художника.
В 1889 году Бакшеев избран членом Передвижных выставок и преподавателем Училища живописи, где проработал более 20-ти лет. Василий Николаевич Бакшеев около 40 лет своей жизни провел в деревне Зайцево нынешнего Одинцовского района Московской области. В. Н. Бакшеев умер 28 сентября 1958 года. |
Слайд №118 |
|
Николай Ромадин
(1903—1987)
и др «| Иссык-Куль. | Ветер. «| 1942 «Зимнее новолуние». 1940 «Осинки». Х.М. 1963 |
Слайд №119 |
|
Николай Михайлович Ромадин
родился 6 (19) мая 1903 года в Самаре в семье железнодорожного служащего.
В 1922 году он поступил в Самарский художественный техникум, а с 1923 года начал учиться в Москве в ВХУТЕМАСе.
За свою творческую жизнь написал множество пейзажей, в основном средней полосы России.
Многие его картины находятся в коллекциях крупнейших музеев России, в частности, в Третьяковской галерее.
Н. М. Ромадин умер 10 апреля 1987 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. |
Слайд №120 |
|
лирическая линия пейзажной живописи;
Константин Богаевский
(1872—1943) «Корабли. Вечернее солнце». 1912 «Берег моря». 1907 «Старый Крым». 1903. |
Слайд №121 |
|
Константи?н Фёдорович Богае?вский
(24 января 1872, Феодосия — 17 февраля 1943,Феодосия) — русский художник-пейзажист. Почти всю жизнь прожил в Феодосии. Родился в семье мелкого служащего. В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита. Учился сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского, но безуспешно. После этого поступил вПетербургскую Академию художеств, учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1906 году построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни. Погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии .
По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. |
Слайд №122 |
|
Александр Самохвалов
(1894—1971) и др. «Под солнцем».
1953 «На стадионе» «Кондукторша». |
Слайд №123 |
|
Александр Николаевич Самохвалов
(21 августа 1894, Бежецк, Тверская губерния, Российская империя — 20 августа 1971, Ленинград, СССР) — крупнейший советский художник, живописец, график, прикладник, монументалист. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие, в «школьном революционном движении». В последующем закончил реальное училище в Бежецке.
Учился в Академии художеств до её закрытия (1914—1918). Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923). Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов — «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника. |
Слайд №124 |
|
стремительные ритмы индустриального пейзажа;
Александр Дейне?ка
(1899—1969) «Мальчики , выбегающие из воды».
1935 «Бомбовоз» 1932г «Ночной пейзаж» |
Слайд №125 |
|
Алекса?ндр Алекса?ндрович Дейне?ка
(20 мая 1899, Курск, Российская империя — 12 июня 1969,Москва, СССР) — советский художник-живописец, графики скульптор, педагог. Александр Александрович Дейнека в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. |
Слайд №126 |
|
Георгий Нисский
(1903—1987) «Радуга» «Пейзаж с парусной лодкой» 1930-е гг «Залп» Романтик, остро чувствующий красоту и величие труда, преобразующего лик земли, и одновременно проникновенный лирик. |
Слайд №127 |
|
Георгий Григорьевич Ни?сский
(1903—1987) — русский, советский живописец. Родился 8 января 1903 года в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства».
В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета имени М. А. Врубеля, где впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923—1930). Перешёл на отделение живописи в 1923 году. Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.
Умер 18 июня 1987 года. |
Слайд №128 |
|
Борис Угаров
(1922—1991) «Ленинградка (В сорок первом)» «За землю, за волю»! |
Слайд №129 |
|
Борис Сергеевич Угаров
(6 февраля 1922, Петроград — 2 августа 1991) —
русский советский живописец. Борис Сергеевич Угаров родился в Петрограде в рабочей семье. В Великую Отечественную войну добровольцем ушёл в народное ополчение. Затем служил артиллеристом-наводчиком, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке. После демобилизации в 1945 году поступил в ЛИЖСА имени И. Е. Репина, занимался у В. М. Орешникова, А. А. Мыльникова. В 1951 году окончил институт по мастерской И. Э. Грабаря с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа — картина «Колхозная весна» С 1951 года участвует в выставках. Пишет жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи, натюрморты. Ведёт большую общественную работу. |
Слайд №130 |
|
Олег Лошаков
(1936) —
«суровый стиль».
В границах соцреализма работали вплоть до 70-х годов . «У заброшенной лестницы» «В Корейской слободе» «Композиция» |
Слайд №131 |
|
Оле?г Никола?евич Лошако?в
(16 мая 1936, Москва, СССР) —
советский и российский художник-живописец, педагог. Учился в Московской средней художественной школе.
В 1960 г. окончил Государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская П. П. Соколова-Скаля).
В 1967 г. принят в Союз художников СССР. С 1957 г. участник, республиканских, всесоюзных и международных выставок.
В марте 2002 г. в выставочном зале МСХ на Кузнецком мосту,20, успешно прошла персональная выставка произведений художника. Активно участвует в общественной жизни Московского Союза художников, преподает в Государственном специализированном институте искусств, является заведующим кафедрой живописи и графики этого института, ведёт творческую мастерскую. |
Слайд №132 |
|
Со второй половины 1950-х в связи с обновлением в общественном сознании («оттепелью») постепенно реабилитируется целый ряд явлений отечественного и зарубежного искусства, в первую очередь импрессионизм.
Такая «точка опоры» как на общекультурные, так и на местные живописные традиции открыло пути к более свободному и многообразному языку живописи всех последующих советских десятилетий, а в 60-е-70-е годы дала настоящий «всплеск» высоких художественных достижений пейзажной живописи в творчестве мастеров, представляющих московскую, ленинградскую, одесскую, владимирскую , крымскую, уфимскую и прочие живописные школы. |
Слайд №133 |
|
Леонид Ткаченко.
«Первомай на Васильевском острове». 1955 Константин Богаевский. «Днепрострой». 1930е Валентина Монахова. «Самарканд. Базар». 1956 Николай Мухо.
«Строительство моста через Неву». 1959 |
Слайд №134 |
|
Николай Позднеев. «Весенний день». 1959 Николай Тимков.
«Ленинградский мотив». 1959 |
Слайд №135 |
|
Леонид Межерицкий.
«Пляж Большого Фонтана». 1960 Сергей Осипов.
«Дом с аркой». 1972 |
Слайд №136 |
|
См. также
Рафаил Левицкий (1844-1930)
Иван Похитонов (1850–1923)
Юлий Клевер (1850–1924)
Пётр Левченко (1856–1917)
Геворк Башинджагян (1857-1925)
Михаил Ткаченко (1860-1916)
Марианна Верёвкина (1860–1938)
Иван Ендогуров (1861–1898)
Андрей Шильдер (1861–1919)
Абрам Архипов (1862-1930)
Аполлинарий Васнецов (1865–1933)
Сергей Виноградов (1869-1938)
Аркадий Рылов (1870–1939)
Александр Бенуа (1870–1960)
Николай Тархов (1871–1930)
Михаил Ларионов (1871–1964)
Михаил Демьянов (1873–1913)
Станислав Жуковский (1873–1944) |
Слайд №137 |
|
Пётр Петровичев (1874–1947)
Николай Рерих(1874–1947)
Елена Гуро (1877–1913)
Александр Тюлькин (1888—1980)
Аркадий Пластов (1893-1972)
Владимир Синицкий (1896—1980)
Илья Штильман (1902-1966)
Самуил Невельштейн (1903–1983)
Всеволод Баженов (1909–1986)
Николай Тимков (1912–1993)
Николай Мухо (1913–1986)
Дина Фрумина (1914–2005)
Сергей Осипов (1915–1985)
Анатолий Ненартович (1915–1988)
Анатолий Васильев (1917–1994)
Татьяна Яблонская (1917–2005)
Абрам Грушко (1918–1980)
Николай Баскаков (1918–1993) |
Слайд №138 |
|
Вячеслав Загонек (1919–1994)
Пётр Фомин (1919—1996)
Александр Семёнов (1922–1984)
Иван Сорокин (1922—2004)
Михаил Канеев (1923–1983)
Эдуард Браговский (1923—2010)
Альбин Гавдзинский (1923)
Константин Ломыкин (1924-1994)
Владимир Стожаров (1926–1973)
Николай Галахов (1928)
Александр Столбов (1929)
Николай Позднеев (1930–1978)
Леонид Межерицкий (1930–2007)
Виктор Попков (1932–1974)
Валентина Монахова (1932)
Виктор Тюленев (1937—1997)
Ян Крыжевский (1948) |
Слайд №139 |
|
Спасибо за внимание! |
Слайд №140 |
|
источники http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6 http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&rch=l&jsa=1&fr=web#hidden http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2 |