Изобразительно-выразительные возможности морфологии

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«КУЛЬТУРА РЕЧИ –
ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ»
И.А.Суязова,
учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Воронежской области

Слайд №2
ЗАНЯТИЕ 11
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ.
Слайд №3
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
1. Употребление каких-либо грамматических форм не в их
прямом значении (например, употребление форм настоящего
времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола
сослагательного наклонения в значении повелительного
наклонения и т. п.): Только, понимаешь, выхожу от мирового,
глядь — лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана
Михайловича. (И. А. Бунин)
Комментарий. Формы глаголов настоящего времени в данном
случае актуализируют прошедшие события и делают их более
наглядными.
Слайд №4
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
2. Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими и молчи. (Ф. И. Тютчев)
Комментарий. Использование большого количества
глаголов в повелительном наклонении усиливает
эмоциональность и экспрессивность текста,
представляющего собой страстную речь лирического героя.
Слайд №5
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
3. «Безглагольные» тексты, в которых преобладают
имена существительные, помогают выполнить
пейзажную зарисовку: «Шепот, робкое дыханье,
трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья».
(А. Фет) или создать батальное полотно: «Сумерки.
Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье.
На передней лошади едет император в голубом
кафтане» (Б. Окуджава). Они придают
стихотворениям лаконизм и помогают передать
внутренний драматизм.
Слайд №6
4. Прилагательные придают тексту яркость, выразительность и образность:
Нежно бесстрастная,
Нежно холодная,
Чуждо прекрасная,
Близкая, дальняя.
Лживая, ясная,
Звучно печальная,
Вечно подвластная,
Вечно свободная… (Н. Минский)
Помимо своей главной функции – определять предмет, называя
его существенные признаки, прилагательные выступают в роли
ЭПИТЕТОВ. Эпитеты придают речи художественную
изобразительность, поэтическую яркость
Слайд №7
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
Глаголы делают текст более динамичным: «Швед, русский
колет, рубит, режет…» (А.Пушкин) и в то же время помогают
Передать душевное состояние человека
Глаголы, как и многие другие знаменательные части речи,
используются для построения многих стилистических фигур и
тропов. Наиболее часто употребляются глаголы в составе
метафор, олицетворений, противопоставлений, градаций,
оксюморонов и др.
Иносказательные словесные обороты (луна взошла; снег лежит;
Весна наступила; ветер воет) так прочно вошли в наш язык, что
Их метафорическая иносказательность уже не ощущается.
Слайд №8
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
6. Богатыми метафорическими возможностями
обладает и инфинитив. Его экспрессия
связана с тем, что, давая минимальную
грамматическую информацию, он с
наибольшей полнотой выражает лексическое
значение, называет действие как отвлеченное
понятие. Придает высказыванию оттенок
обобщенности и «всеохватности» во
времени.
Слайд №9
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
7. Причастия имеют оттенок книжности, употребляются, как
правило, в письменной речи. Многие из причастий имеют
стилистический оттенок торжественности. Они позволяют дать
образное описание предмета и представление его признаков в
динамике.
8. Своеобразна в языке стилистическая роль деепричастий. Эта
форма способствует смысловой точности, сжатости и
лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности.
Деепричастия выразительно передают детали, живописно
рисующие действие. Деепричастия, обладая богатыми
выразительными возможностями, делают речь более точной,
динамичной, передают множество действий, происходящих
одновременно

Слайд №10
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
9. Особой изобразительной силой обладают наречия:
«А я иду – за мной беда, не прямо и не косо. А в никуда
И никогда, как поезда с откоса». (А. Ахматова) и
местоимения «Мы так обрадовались стуже, мы так
соскучились по ней». (Ю. Визбор), передающие чувства
лирического героя, выделяющие основные мысли
автора.
Слайд №11
10. Огромную роль играют местоимения.
1) Написание текста от первого лица создает впечатление
достоверности описываемых событий, как бы «приближая» их
к читателю. Стилистический приём эффекта приближения
достаточно широко применяют писатели и публицисты.
2) Если в речи происходит замена местоимений 1-го лица
местоимениями 3-го лица, описываемое, наоборот, отдаляется.
Так реализуется приём отстранения.
3) Экспрессивное употребление местоимений 3-го лица связано
с ещё одним стилистическим приёмом – приёмом обманутого
ожидания. Используя этот приём, писатель приводит личное
местоимение раньше, чем появляется в тексте имя, которое
оно замещает. Например, в рассказе А.П.Чехова, названного
«Моя “Она”», писатель не называет главную героиню – лень, до
конца рассказа употребляя местоимения она.
Слайд №12
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
11. К морфологическим средствам выразительности
относится и такой прием, как отрицательное сравнение,
когда явления не сопоставляются, а противопоставляются.
Он часто используется в устном народном творчестве.
Неотъемлемым средством создания отрицательного сравнения
является отрицательная частица НЕ:
По гиблому месту, по талой звезде
Найдешь меня там, где не будет нигде.
Есть дальняя пристань, последний приют,
Где скорби не знают и мертвых не чтут.
(О. Чухонцев)
Слайд №13
12. Междометия передают различные чувства (удивление,
восторг, возмущение и др.)
13. В основе такого средства выразительности, как полисиндетон,
лежит большое количество союзов, в основе асиндетон — отсутствия
Союзов.
14. Использование частиц в речи делает её ярче, эмоциональнее,
точнее, конкретнее. Частицы вносят дополнительный оттенок
значения в предложение. Это может быть вопрос, сомнение,
восклицание, уточнение, усиление, отрицание, смягчение
требования; передает отношение говорящего
к сообщаемому и усиливают выразительность речи: что за, ну и,
как, вот так и др.; служит для выражения грамматического
значения наклонения (бы, пускай, пусть)
Слайд №14
ПРАКТИКУМ
Задание 1: Дополните каждый ряд эпитетов
своими примерами.
Лицо – одухотворённое живое…
Глаза – колючие, колдовские…
Походка – лёгкая, горделивая…
Голос – задорный, ледяной…
Моё утро – черёмуховое, радостное…
Мой мир – нескучный, многоликий…
Мой друг – преданный, непоседливый…
Мой характер – противоречивый, вольнолюбивый…
Моя семья – сплочённая, гостеприимная…
Мой компьютер – безотказный, проворный…
Слайд №15
ПРАКТИКУМ
Задание 2: Подчеркните в предложенном фрагменте эпитеты.
1. Серебряным блеском туман
К полудню ещё не развеян,
К полудню от солнечных ран
Стал даже желтее туман,
Стал даже желтей и мертвей он,
А полдень горит так суров,
Что мне в этот час неприятны
Лиловых и алых шаров
Меж клочьями мёртвых паров
В глаза замелькавшие пятна… (И.Анненский)
Слайд №16
ПРАКТИКУМ
Задание 3: Определите выразительную роль причастий и деепричастий в стихотворении А.Блока. В прямом или переносном значении они употреблены?
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, угасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в улетающий день.
Раздышались цветы – и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню – откуда дохнуло в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
Слайд №17
ПРАКТИКУМ
Задание 4: Определите выразительную роль глаголов.
И всё находилось в движении, медленном, равномерном. Текла река. Ей навстречу шла дорога. По дороге шагал доктор. В одном направлении с ним тянулись облака.
Слайд №18
ПРАКТИКУМ
Задание 5: Объясните роль морфологических средств выразительности, которые употреблены в тексте.
Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет.
Слайд №19
ПРАКТИКУМ
Задание 6: Объясните роль морфологических и лексических средств выразительности, которые употреблены в тексте.
Чахлая рябина мокнет под дождем. Но давно под травой иссякли болтливые воды. Седой туман клубится тяжко над рекой. В ясной вышке проходят тучки чередой ленивой.
Слайд №20
ПРАКТИКУМ
Задание 7: Объясните роль морфологических и лексических средств выразительности, которые употреблены в тексте.
Ветер не унимался. Он волновал сад, бегущую из трубы струю дыма, нагонял зловещие космы пепельных облаков.
(И.Бунин)
Слайд №21
ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ
Мой сайт http://suyazova.my1.ru/

www.proshkolu.ru Ирина Анатольевна
Суязова – личная страница

Слайд №22