Слайд №2 |
|
Античный атомизм Обоснование материализма Понятие атома
Атомы и пустота
Атомы и составные тела
Атомизм физический и атомизм логический
Гносеология атомизма
Восприятие и мышление
Природа и механизм чувственного восприятия
Необходимость и случайность
Принцип детерминизма
Особенности атомизма Эпикура
Философские трудности атомизма
Единичное и общее
Вещь и мысль |
Слайд №3 |
|
Античный атомизм Обоснование материализма Милет Эфес Элея Абдеры |
Слайд №4 |
|
Античный атомизм Обоснование материализма Левкипп(500? — 440?) Демокрит(ок. 460-370) Эпикур(341-271) Тит Лукреций Кар(ок. 99-55) Ранние атомисты(V-IV в. до н.э.) Эпикурейцы(IV-I в. до н.э.) |
Слайд №5 |
|
Понятие атомаАтомы и пустота Аристотель.«О возникновениии уничтожении». Некоторые из древних [элеаты]полагали, будто бытиепо необходимостиедино и неподвижно.Ибо пустота не существует,движение же невозможно,если нетотдельно существующей пустоты,и, с другой стороны,нет многого,если нет того, что разделяет. |
Слайд №6 |
|
Понятие атомаАтомы и пустота Левкипп же полагал,что он обладает учениями,которые, будучи согласныс чувственным восприятием,не отрицают ни возникновения,ни уничтожения, ни движения,ни множественности сущего. Аристотель.«О возникновениии уничтожении». |
Слайд №7 |
|
Понятие атомаАтомы и пустота Согласившись в этомс показаниями чувственных явлений,а с философами,принимавшими единое [элеатами], –в том, что не может бытьдвижения без пустоты,он говорит, чтопустота – небытие и чтонебытие существуетнисколько не менее, чем бытие. Аристотель.«О возникновениии уничтожении». |
Слайд №8 |
|
Понятие атомаАтомы и пустота Ибо сущее в собственном смысле –абсолютно полное бытие.Таковое же не едино,но таковых сущихбесконечно много по числу,и они невидимы вследствиемалости своих объёмов. Аристотель.«О возникновениии уничтожении». |
Слайд №9 |
|
Понятие атомаАтомы и составные тела Атомы суть всевозможныемаленькие тела, не имеющие качеств,пустота же – некоторое место,в котором все эти тела,в течение всей вечностиносясь вверх и вниз… Клавдий Гален
об атомистах |
Слайд №10 |
|
Понятие атомаАтомы и составные тела |
Слайд №11 |
|
Понятие атомаАтомы и составные тела … или сплетаются каким-нибудь образом между собой,или наталкиваются друг на другаи отскакивают, расходятся и сходятся снова между собойв такие соединения,и, таким образом, они производяти все прочие [сложные] тела,и наши тела,и их состояния и ощущения. Клавдий Гален
об атомистах |
Слайд №12 |
|
Понятие атомаАтомы и составные тела |
Слайд №13 |
|
Понятие атомаАтомы и составные тела Первотелане могут подвергатьсяизменениям,в существование которыхверят все людина основаниичувственного опыта… Клавдий Гален
об атомистах |
Слайд №14 |
|
Понятие атомаАтомы и составные тела … так, например, ни один из атомовне нагревается, не охлаждается,равным образом не делаетсяни сухим, ни влажными тем более не становитсяни белым, ни чёрными вообще не принимаетникакого иного качествавследствие [полного] отсутствияизменения [в атоме]. Клавдий Гален
об атомистах |
Слайд №15 |
|
Понятие атомаАтомы и составные тела Все прочие вещисостоят из неделимых тел,бесконечныхпо количеству и формам,и отличаются друг от другасоставом,а такжеположениемипорядкомэтих [неделимых]. Аристотель.«О возникновениии уничтожении». |
Слайд №16 |
|
Понятие атомаАтомы и составные тела ? отличается от ? формой (?????),
?? от ?? – порядком (?????),
? от ? – положением (?????)или поворотом (?????). ? ? ? ? ? ? ? ? Аристотель.
«Метафизика». Из одних и тех же букввозникаюттрагедия и комедия. |
Слайд №17 |
|
Понятие атомаАтомизм физический и атомизм логический Левкипп и Демокрит считаютпричиной неделимости первотелецне только непроницаемость их,но также малость и отсутствие частей. Эпикур же, живший позже,уже не считает их не имеющими частей,а говорит, что они неделимытолько вследствие непроницаемости. |
Слайд №18 |
|
Гносеология атомизмаВосприятие и мышление [Демокрит] говорит,что есть два вида познания,из коих познание посредствомлогического рассужденияон называет законным иприписывает ему достоверностьв суждении об истине,познание же посредством ощущенийон называет тёмными отрицает пригодность егодля распознания истины. Секст Эмпирик.
«Против учёных». |
Слайд №19 |
|
Гносеология атомизмаВосприятие и мышление А именно он говорит:«[Лишь] в общем мнениисуществует сладкое,в мнении – горькое,в мнении – тёплое,в мнении – холодное,в мнении – цвет,в действительности же[существуют только]атомы и пустота». Секст Эмпирик.
«Против учёных». |
Слайд №20 |
|
Гносеология атомизмаПрирода и механизм чувственного восприятия От поверхностей тел исходитнепрерывное истечение,незаметное лишь потому, чтоумаление возмещается пополнением. Такое истечение долго сохраняет положение и порядокатомов твёрдого тела…Надобно полагать, чтоименно оттого, что в нас входитнечто извне, мы способныи видеть [формы], и мыслить их. Эпикур.
Письмо к Геродоту. |
Слайд №21 |
|
Гносеология атомизмаПрирода и механизм чувственного восприятия |
Слайд №22 |
|
Необходимость и случайностьПринцип детерминизма Ни одна вещьне возникает беспричинно,но всё возникаетна каком-нибудь основаниии в силу необходимости. Аэций
об атомистах НикакихизображенийАэция несохранилось Детерминизм(лат. determino, определяю) –учение о взаимосвязи ивзаимообусловленностиявлений и процессов реальности.Основу детерминизмасоставляют концепциипричинности и закономерностей. |
Слайд №23 |
|
Необходимость и случайностьОсобенности атомизма Эпикура … Уносясь в пустоте, в направлении книзу отвесном,Собственным весом тела изначальные в некое время В месте неведомом нам начинают слегка отклоняться, Так что едва и назвать отклонением это возможно. Если ж, как капли дождя, они вниз продолжали бы падать, Не отклоняясь ничуть в пустоте необъятной, То никаких бы ни встреч, ни толчков у начал не рождалось,И ничего никогда породить не могла бы природа. Тит Лукреций Кар.
«О природе вещей». |
Слайд №24 |
|
Необходимость и случайностьОсобенности атомизма Эпикура |
Слайд №25 |
|
Необходимость и случайностьОсобенности атомизма Эпикура Если ж движения все непрерывную цепь образуют И возникают одно из другого в известном порядке,И коль не могут путём отклонения первоначала Вызвать движений иных, разрушающих рока законы, Чтобы причина не шла за причиною испоконь века, Как у созданий живых на земле не подвластная року, Как и откуда, скажи, появилась свободная воля? Тит Лукреций Кар.
«О природе вещей». |
Слайд №26 |
|
Философские трудности атомизмаЕдиничное и общее Ни одна вещьне возникает беспричинно,но всё возникаетна каком-нибудь основаниии в силу необходимости. Как объяснить наличиеобщих свойств у вещей,состоящих из разных атомови существующих независимодруг от друга? Но если для возникновениякаждой вещи имеетсясвоя причина, как объяснитьвозникновение схожих вещей? |
Слайд №27 |
|
Философские трудности атомизмаЕдиничное и общее Так как существованиеобщего в вещахнесомненно, надо или признатьэто случайнымсовпадением или допуститьначало, несводимое к атомам (т.е. отказатьсяот принципадетерминизма), (т.е. отказаться отсамого принципаатомизма). |
Слайд №28 |
|
Земную жизнь пройдя до половины,Я очутился в сумрачном лесу,Утратив правый путь во тьме долины. Земную жизнь пройдя до половины,Я очутился в сумрачном лесу,Утратив правый путь во тьме долины. Философские трудности атомизмаЕдиничное и общее |
Слайд №29 |
|
Философские трудности атомизмаВещь и мысль 2 х 2 = 4 10 х 10 = 100 Дважды два – четыре Two times twoequals four ????? 2 ? 2 = 4 |
Слайд №30 |
|
Философские трудности атомизмаВещь и мысль Мышление оперируетс особыми объектами,которые называютсязнаками. Как материальный предмет,знак состоит из атомов,но содержащаяся в нём информацияотносится к другому предмету,который состоит из других атомов. Знак – это предмет, выступающийв качестве представителядругого предмета и используемыйдля хранения, переработкии передачи информации. |
Слайд №31 |
|
Философские трудности атомизмаВещь и мысль ни атомыобозначающегопредмета (знака), ни атомыобозначаемогопредмета, (тогда она не былабы информацией о другом предмете), (тогда она не моглабы содержатьсяв знаке). Информация не может рассматриватьсякак состоящая из атомов,так как этими атомами не могут быть |
Слайд №32 |
|
Вопросы? |