Бенедикт Спиноза
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1 |
|
Бенедикт Спиноза Выполнила: Лощинина Александра
Группа: ЭФ-14
Факультет: ЭиФ |
Слайд №2 |
|
Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма.
Один из главных представителей философии Нового времени. |
Слайд №3 |
|
Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде «Этика»
Также можно отметить его труды «О боге и человеке и его счастье».
«Теолого-политический трактат».
«Трактат о совершенствовании разума». |
Слайд №4 |
|
Свою философскую деятельность Спиноза начал как пламенный последователь Декарта, читал лекции по философии картезианства.
Впоследствии в философии Спинозы от Декарта остался только рациональный подход к решению всех философских проблем.
Философ считал, что только с позиций разума и средствами разума можно подходить к поисками Истины и находить ее.
Во всех других аспектах своего философского мышления Спиноза расходился с Декартом и подверг резкой критике взгляды своего бывшего кумира. |
Слайд №5 |
|
Геометрический стиль мышления выше всего.
В этом отношении он разделял взгляды Томаса Гоббса, но более последовательно и с большим успехом применял геометрические методы исследования и изложения материала в своих философских произведениях.
Результаты своих философских исследований Спиноза изложил в виде геометрических Аксиом, Лемм и Теорем, — способом четких логических определений и доказательств.
Своей логической безупречностью Спиноза до сих пор привлекает к себе сторонников среди великих ученых. Даже гениальный Альберт Эйнштейн не стыдился называть себя учеником Спинозы в проблемах философии. |
Слайд №6 |
|
Мони?зм— философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. |
Слайд №7 |
|
Учение о единой субстанции:
• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;
• существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;
• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;
• природа и Бог — едины; |
Слайд №8 |
|
• не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;
• Бог внутри Природы;
• только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» — единичные вещи;
• единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — «модусами» единой субстанции — Природы-Бога; |
Слайд №9 |
|
Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:
самостоятельна и независима от кого-либо;
имеет внутреннюю причину самой себя;
обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение;
бесконечна в пространстве и времени;
вечна (не сотворима и неуничтожима);
неподвижна. |
Слайд №10 |
|
Схема теории субстанций Спинозы. |
Слайд №11 |
|
Три ступени познания: «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания; полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), — второй уровень, менее истинный; чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе — полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания |
Слайд №12 |
|
Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы: детерминизма (обусловленности всего в природе);
соотношения свободы и необходимости.
|
Слайд №13 |
|
Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:
• свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;
• Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;
• модусы (проявления субстанции — единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
|
Слайд №14 |
|
• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости;
• желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является «духовным автоматом», по выражению Спинозы);
• путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;
• свобода — это познанная необходимость.
|
Слайд №15 |
|
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:
максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;
освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости. |
Слайд №16 |
|
По этим причинам девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». |
Оцените статью:
(1 голос, среднее: 5 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Большой сборник презентаций в помощь школьнику.
закрыть
Скопируйте этот код и вставьте его на своем сайте: