Слайд №2 |
|
Милетская школа: проблема единого первоначала
Проблема единства сущего
Проблема первоначала (архе)
Фалес: вода как первоначало сущего
Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего
Анаксимен: воздух как первоначало сущего
Гераклит: проблема изменчивости
Мир как вечное становление (генезис)
Элейская школа: иллюзорность изменчивости
Парменид: мир как единое, вечное и неизменное бытие
Парадоксы Зенона: обоснование элейской онтологии
Апория места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость множества)
Парадокс делимости
Парадокс сложения
Парадокс счисления
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадий»
Иллюзии восприятия и мыслимая реальность |
Слайд №3 |
|
Милетская школаПроблема единого первоначала Милет |
Слайд №4 |
|
Милетская школаПроблема единого первоначала Фалес(ок. 640-562) Анаксимандр(ок. 610 — ок. 540) Анаксимен(ок. 588 — ок. 525) |
Слайд №5 |
|
Милетская школаПроблема единства сущего Взаимопревращения веществсвидетельствуют, чтоза видимым многообразиемвоспринимаемого мираскрывается единое первоначало. |
Слайд №6 |
|
Милетская школаПроблема первоначала (архе) Арх?(греч. ????, лат. principium) –
термин древнегреческой философии,означающий начало (принцип) как
отправной момент (исходную точку) чего-либо(в пространственном и временном смыслах);
начало как зачин или причину чего-либо;
начало как начальство (власть);
в специфически философском употреблении –
онтологическое начало (первоначало) или
начало познания (гносеологический принцип). |
Слайд №7 |
|
Милетская школаПроблема первоначала (архе) Аристотель.«Метафизика». … большинство первых философовсчитало началом то, из чегосостоят все вещи, из чего как первогоони возникают и во что как в последнееони, погибая, превращаются, причёмсущность хотя и остаётся, но изменяетсяв своих проявлениях, – это онисчитают элементом и началом вещей.И потому они полагают, что ничтоне возникает и не исчезает; ибодолжно быть некоторое естество –или одно, или больше одного, откудавозникает всё остальное, в то времякак само это естество сохраняется. |
Слайд №8 |
|
ФалесВода как первоначало Аристотель.«Метафизика». Относительно количества и вида такогоначала не все учили одинаково. Фалес –основатель такого рода философии –утверждал, что начало – вода (потому они заявлял, что земля находится на воде);к этому предположению он, быть может,пришёл, видя, что пища всех существвлажная и что само тепло возникает извлаги и ею живет (а то, из чего всёвозникает – это и есть начало всего).Таким образом, он именно поэтомупришёл к своему предположению,равно как потому, что семена всегопо природе влажны, а началоприроды влажного – вода. |
Слайд №9 |
|
Милетская школаПроблема первоначала (архе) Философ Первоначало Фалес Вода Анаксимандр Апейрон(беспредельное,неопределённое) Анаксимен Воздух |
Слайд №10 |
|
АнаксимандрАпейрон как первоначало ?пейрон(греч. ???????; от ?, отрицательная приставка,и ?????, конец, предел) –термин древнегреческой философии,обозначающий бесконечное (беспредельное)и/или неопределённое. |
Слайд №11 |
|
АнаксимандрАпейрон как первоначало Диоген Лаэртский.«О жизни, учениях иизречениях знаменитыхфилософов». Анаксимандр Милетский… учил,что первоначалом и основойявляется беспредельное,и не определял его ни каквоздух, ни как воду, ни какчто-либо иное. Он учил, чточасти изменяются, целое жеостаётся неизменным. |
Слайд №12 |
|
Анаксимен Воздух как первоначало Ипполит.«Опровержениевсех ересей». Анаксимен… полагал, что начало –бесконечный воздух, из которогорождается то, что есть, что было и чтобудет Сгущаясь и разрежаясь,[воздух] приобретает видимые различия.Так, растекшись до более разреженногосостояния, он становится огнём;в среднем состоянии возвращаетсяк [природе] воздуха; по мере сгущенияиз воздуха путем «валяния» образуетсяоблако, сгустившись ещё больше,[он становится] водой, ещё больше –землёй, а достигнув предельнойплотности – камнями. |
Слайд №13 |
|
ГераклитПроблема изменчивости Милет Эфес |
Слайд №14 |
|
ГераклитПроблема изменчивости Как из единого получается многое,из неизменного – изменчивое? Гераклит Мир каквечное становление |
Слайд №15 |
|
ГераклитМир как вечное становление (генезис) Гераклит(ок. 540 — 480) Этот космос,тот же самый для всех,не создал никтони из богов, ни из людей,но он всегда был, есть и будетвечно живым огнём,мерно возгорающимся,мерно угасающим. |
Слайд №16 |
|
ГераклитМир как вечное становление (генезис) Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь.
Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Всё возникает через борьбу противоположностей.
Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу. |
Слайд №17 |
|
Элейская школаИллюзорность изменчивости Милет Эфес Элея |
Слайд №18 |
|
Элейская школаИллюзорность изменчивости Парменид(род. 540/539) Зенон(ок. 490 — 430) |
Слайд №19 |
|
Элейская школаИллюзорность изменчивости Как из единого получается многое,из неизменного – изменчивое? Элеаты Мир каквечное становление Мир как вечноенеизменное бытие Гераклит |
Слайд №20 |
|
Бытие есть, небытия нет Если бы дело обстояло иначе, сущее было бы не-сущим, а не-сущее – сущим, что явно нелепо. Сущее не может быть несуществующим,не-сущее же не может существовать. ПарменидМир как единое, вечное и неизменное бытие |
Слайд №21 |
|
Бытие есть, небытия нет
Бытие едино и неделимо Сущее не может быть несуществующим,не-сущее же не может существовать. Два бытия не могут быть отделены друг от друга ни каким-то третьим бытием(в таком случае все три составляли бы сплошное единое бытие), ни небытием, поскольку небытия нет. При допущении множественности бытияпридётся допустить бытие небытия. ПарменидМир как единое, вечное и неизменное бытие |
Слайд №22 |
|
Бытие есть, небытия нет
Бытие едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно Сущее не может быть несуществующим,не-сущее же не может существовать. При допущении множественности бытияпридётся допустить бытие небытия. Бытие не может возникнуть из небытия, или из другого бытия, поскольку есть лишь одно бытие, и это бытие не может стать чем-то иным. Сущее не может ни возникнутьиз не-сущего, ни сделаться не-сущим. ПарменидМир как единое, вечное и неизменное бытие |
Слайд №23 |
|
Бытие есть, небытия нет
Бытие едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно
Небытие немыслимо Сущее не может быть несуществующим,не-сущее же не может существовать. При допущении множественности бытияпридётся допустить бытие небытия. Сущее не может ни возникнутьиз не-сущего, ни сделаться не-сущим. В противном случае пришлось бы допустить существование многого. Одно и то же – мысльи предмет мысли. ПарменидМир как единое, вечное и неизменное бытие |
Слайд №24 |
|
ПарменидМир как единое, вечное и неизменное бытие Рассел.«История западнойфилософии». Часто говорят, что Парменидизобрёл логику, но в действительностион изобрёл метафизику,основанную на логике . В философии это первый пример широкой аргументации от мысли и языка к миру в целом.Эту аргументацию нельзя, конечно,считать основательной,но в то же время стоит посмотреть,какой элемент истины она содержит. |
Слайд №25 |
|
Парадоксы ЗенонаОбоснование элейской онтологии Апория места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость множества)
Парадокс делимости
Парадокс сложения
Парадокс счисления
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадий» |
Слайд №26 |
|
Парадоксы ЗенонаОбоснование элейской онтологии Апор?я(греч. ??????, затруднение, безвыходное положение;от ?, отрицательная приставка, и ?????, выход) –понятие древнегреческой философии,обозначающее трудноразрешимуюили неразрешимую проблему. |
Слайд №27 |
|
Парадоксы Зенона Апория места Если условием существованияявляется нахождениев каком-то месте, то и само место,коль скоро оно существует,тоже должно находитьсяв каком-то месте. Это будет уже «второе» место,но и оно должно существоватьв каком-то «третьем» месте,и так далее до бесконечности. Следовательно,«пустое место», как что-тоотличное от того, местом чегооно является, немыслимо. |
Слайд №28 |
|
Парадоксы Зенона Апория делимости Если допустить, что бытие делимо,то каждую частицу бытияпридётся признать одновременно ибесконечнобольшой и вовселишённойвеличины (как делимую добесконечности), (как результатбесконечногоделения), что, разумеется,невозможно. |
Слайд №29 |
|
Парадоксы Зенона Апория сложения Если допустить, что бытие делимо,т.е. состоит из частей,то его придётся признать илибесконечнобольшим или вовселишённымвеличины (если его частиимеют какую-товеличину), (если его частивеличиныне имеют), но тогда онодолжно бытьединственным; и, следовательно,неотличимымот небытия. |
Слайд №30 |
|
Парадоксы Зенона Апория счисления Если допустить, что существуетмногое, то число вещей придётся признать одновременно иограниченным ибесконечным (так как их будет ровностолько, сколько есть:ни больше, ни меньше), (так как междулюбыми из нихбудут другие), что, разумеется,невозможно. |
Слайд №31 |
|
Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» Быстроногий Ахиллникогда не догонитмедленно ползущую черепаху. Ведь прежде, чем догнать её, ондолжен будет дойти до того места,в котором она находилась,когда он за ней погнался. Но за это время черепахауйдёт вперёд и, таким образом,опять окажется впереди Ахилла,и так далее до бесконечности. |
Слайд №32 |
|
Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» |
Слайд №33 |
|
Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» |
Слайд №34 |
|
Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» |
Слайд №35 |
|
Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» Дuхотом?я(греч. ?????????; от ????, на две части, и ????, сечение, разделение) –1) деление целого на две части (с возможнымпоследующим делением каждой из частейна две подчасти и т.д.);2) метод классификации, состоящий вделении объёма понятия (класса, множества)на два подчинённых взаимоисключающих (противоречащих) понятия, суммарный объёмкоторых исчерпывает объём делимого понятия. |
Слайд №36 |
|
Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» Ахилл вообщене сдвинется с места(как, впрочем, и черепаха), а прежде, чем пройти этовторое место, он должен пройтиместо, которое находитсяна полпути между ними,и так далее до бесконечности. так как прежде, чемдобраться до любого места,он должен пройти то место,которое находится на полпутимежду ним и первым местом, |
Слайд №37 |
|
Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» |
Слайд №38 |
|
Парадоксы Зенона Апории движения Первыедве апориидемонстрируютнемыслимостьдвиженияпри допущениибесконечнойделимостивремени ипространства. Две последниеапориидемонстрируютнемыслимостьдвиженияпри допущениипределаделимостивремени ипространства. |
Слайд №39 |
|
Парадоксы Зенона Апория «Стрела» Стрела не может лететьни там, где её нет,ни там, где она есть. Так как в этом местеей двигаться некуда, она покоится,а поскольку это вернодля любого отрезка её траектории,она покоится всегда. Она ведь занимает в пространствеместо, равное своему размеру –ни больше, ни меньше(иначе она была бы большеили меньше себя самой). |
Слайд №40 |
|
Парадоксы Зенона Апория «Стрела» |
Слайд №41 |
|
Таким образом, получится, что минимальная,т.е. неделимая, единица времени делима,что абсурдно. (Равным образом,делимой окажется и минимальная,т.е. неделимая, единица пространства). Парадоксы Зенона Апория «Стадий» Если две колесницыдвижутся навстречу друг друга со скоростью,равной минимальной единице пространстваза минимальную единицу времени,мимо третьей – неподвижной – колесницы, то они пройдут расстояние,равное минимальной единице пространства, за минимальную единицу времениотносительно неподвижной колесницы иза половину минимальной единицы времениотносительно друг друга. |
Слайд №42 |
|
Парадоксы Зенона Апория «Стадий» |
Слайд №43 |
|
Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая реальность Разум свидетельствует, чтони пустоты, ни множества,ни движения нет,ибо они немыслимы. Чувства не позволяют утверждатьсуществование пустоты, носвидетельствуют о существованиимногих движущихся вещей. У нас есть, таким образом,два источника знания,которые в чём-топротиворечат друг другу. Какой же из нихследует признатьдостоверным? |
Слайд №44 |
|
Вопросы? |