Что в имени детей на Руси указывало на крестьянское или княжеское происхождение
О том, что между обычными крестьянами и знатью в царские времена существовала большая разница, известно практически каждому человеку, даже не интересующемуся историей. Этот факт проявлялся во многих сферах жизнедеятельности и отразился в том числе на звучании большинства имен, используемых нами до сих пор. По этой причине некоторые из них кажутся нам более приятными на слух, чем другие.
Произношение имени
Если вы хотите определить, к какому сословию относился тот или иной человек — достаточно положиться на произношение его имени. Неказистое или неблагозвучное напрямую указывает на крестьянское происхождение. Для простолюдинов характерны имена с древнеславянскими корнями, обозначавшие конкретные явления жизни или быта. Например, Первышем, Втораком и Третьяком могли называть сыновей, исходя из очередности их рождения. Белян, Малюта или Молчун характеризовали внешний вид и характер ребенка. Часто имя давали и исходя из обстоятельств появления на свет или настроения. Так, долгожданный ребенок становился Жданом, а появившийся на свет зимним холодным днем — Морозом.
Огромный вклад в восприятие большинства самых распространенных имен внесло Крещение Руси. Новая на тот момент религия обязывала русичей давать детям имена в честь христианских святых. Для этого существовала специальная книга — «Святцы», в которой согласно церковно-славянскому календарю закреплялись дни празднования или поминовения страстотерпцев.
Однако, нововведение не стерло границ между сословиями: в книге были отдельно закреплены имена для простолюдинов и высокородных особ. Строго запрещались и всякого рода «заимствования». Так, крестьяне имели право назвать ребенка Кириллом, Федором или Варварой, а князи и высокопоставленные семьи — Игорем, Глебом или Ольгой. Основное отличие состояло в скандинавском происхождении имен последних и считалось крайне престижным.
Имя Иван
Популярность этого имени вполне оправдана: так звали каждого четвертого крестьянина. В народной памяти крепко засело выражение, обозначающее беспринципных неблагодарных людей и напоминает о временах, когда жандармы практиковали отлов бродяг или беглых каторжников. Так как личность свою они подтвердить не могли или не хотели, то прикрываясь крайней степени «забывчивостью», именовали себя именно Иванами, попадая в полицейский протокол как «Иван, не помнящий родства».
Наличие отчества
В привычном понимании, отчества у крестьян не было. Для обозначения ближайшего родства обычно говорили «Владимир, Петров сын». Первые упоминания о наличии отчества относят еще к 945 году, однако тогда они не получили большой распространенности. Появление же полного отчества с окончаниями «-ич», «-ов» и «-ович» относят к уважительному именованию древнерусских князей и знати времен Московской Руси.
Позже, уже в царской семье Романовых эта норма закреплялась с особенным трепетом. Отчество обязательно прописывалось во всех документах и до сих пор является характерной чертой славянских народов.
Полнота имени
О знатном происхождении также говорит полнота имени. У князей всегда использовались только полные имена, например, Екатерина, Анастасия, Иоанн, Даниил. Крестьяне могли претендовать только на укороченные формы: Катерина, Настасья, Иван и Данила.
Уменьшительная форма имени
Называть княжеского ребенка в уменьшительно-ласкательной форме можно было только по аналогии с иностранными языками. Например, Владимир становился Вальдемаром, а Александр — Алексом. «Вова» или «Саша» могли прозвучать только в отношении крестьянина.
Многие из вышеупомянутых обычаев твердо закрепились в языке и народной памяти. Мы продолжаем отталкиваться на звучание и привычки, даже не отдавая себе в этом отчета. В последнее время мода «вспоминает» давно забытые древнеславянские имена: к жизни снова возвращаются Ярополк, Забава, Святослав и Ратмир.