Художественное своеобразие романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Художественное своеобразие романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»
Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы
МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга

Слайд №2
Замысел романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности.
Слайд №3
Истоки романа восходят ко времени каторги
Ф. М. Достоевского. 9 октября 1859 года Достоевский пишет брату из Твери:
«В декабре я начну роман… Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…»
Слайд №4
«Психологический отчёт одного преступления». Замысел таков: бедный студент решает убить старушку-процентщицу, глупую, жадную, противную, о которой никто не пожалеет. А студент смог бы закончить образование, дать денег матери и сестре. Потом он уехал бы за границу, стал честным человеком и «загладил преступление». Достоевский.
Слайд №5
С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая — преступление и его причины и вторая, главная, — действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения — «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять — влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.
Слайд №6
Прототипы Родиона Раскольникова
Достоевскому было известно о деле Герасима Чистова. Этот человек, 27 лет, раскольник по вероисповеданию, обвинялся в убийстве двух старух — кухарки и прачки. Это преступление произошло в Москве в 1865 году. Чистов убил старух с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной.

Французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, для которого убить человека было то же, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами.
Слайд №7
Главной художественной особенностью романа «Преступление и наказание» является тонкость психологического анализа.
Достоевский использует традиции
М. Ю. Лермонтова, который стремился доказать, что «история души человеческой… едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа».
Слайд №8
Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе.
Слайд №9
Растущее напряжение сюжета помогают передать диалоги. Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа. Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа — лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько то, как выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри.
Слайд №10
Речь героев индивидуализирована. Индивидуализация речи ведется писателем по одному определяющему признаку: у Мармеладова деланная вежливость чиновника обильно усыпана славянизмами; у Лужина — стилистическая канцелярщина; у Свидригайлова — ироническая небрежность.
Слайд №11
В «Преступлении и наказании» своя система выделения опорных слов и фраз. Это – курсив. Это способ обращения внимания читателей и на сюжет, и на задуманное, содеянное. Выделенные слова как бы ограждают Раскольникова от тех фраз, которые ему и выговорить-то страшно. Курсив используется Достоевским и как способ характеристики персонажа.
Слайд №12
Портретная характеристика передает общие социальные черты, возрастные приметы: Мармеладов — спившийся стареющий чиновник, Свидригайлов — моложавый развратный барин, Порфирий — болезненный умный следователь. Это не обычная наблюдательность писателя. Общий принцип изображения сосредоточен в грубых резких мазках, как на масках.
Слайд №13
Пейзажная живопись Достоевского не похожа на картины сельской или городской природы в произведениях Тургенева или Толстого. Звуки шарманки, мокрый снег, тусклый свет газовых фонарей — все эти неоднократно повторяющиеся детали не только придают мрачный колорит, но и таят в себе сложное символическое содержание.
Слайд №14
Сны и кошмары несут определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания. Ничего прочного нет в мире героев Достоевского, они уже сомневаются: происходит ли распад нравственных устоев и личности во сне или наяву? Чтобы проникнуть в мир своих героев, Достоевский создает необычные характеры и необычные, стоящие на грани фантастики, ситуации.
Слайд №15
Предметная деталь порой раскрывает весь замысел и ход романа: Раскольников не зарубил старуху-процентщицу, а «опустил» топор на голову «обухом». Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие топора угрожающе «глядит ему в лицо». Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор.
Слайд №16
Цветовая деталь усиливает кровавый оттенок злодеяния Раскольникова. За полтора месяца до убийства герой заложил «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками», — подарок сестры на память. «Красные камешки» становятся предвестниками капелек крови. Цветовая деталь повторяется далее неоднократно: красные отвороты на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.
Слайд №17
Для Достоевского использование библейских мифов и образов — не самоцель. Они служили иллюстрациями для его размышлений о трагических судьбах мира, России и человеческой души как части мировой цивилизации. Залогом возрождения всего этого Достоевский считал обращение к идее Христа.
Слайд №18
Гениальность Достоевского неоспорима. По силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру.
Горький
Слайд №19
http://www.fedordostoevsky.ru/gif/top_img.png
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100862/86293.p.jpg?0.7028786181652389 http://lurkmore.so/images/thumb/8/8f/Dostoevsky.jpg/250px-Dostoevsky.jpg
http://lit.lib.ru/img/f/filatow_w_w/text_0530/foto_stih.jpg
http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/pravmir-images/20-110035.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c4/Pierre_Francois_Lacenaire.jpg/200px-Pierre_Francois_Lacenaire.jpg http://www.groteck.ru/attachments/news/30662/2007-42-34-1.jpghttp://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/66/65846/img7.jpg