Слайд №2 |
|
Окт. 1859 г. – замысел –
роман-исповедь: «Всё
сердце моё с кровью
положится в этот роман.
Я задумал его на каторге…
в тяжёлую минуту.» Сент. 1865 г. – новый замысел:
«Это психологический отчёт
одного преступления.» Июль 1865 г. – роман
«Пьяненькие»: главный
герой – Мармеладов Март 1867 г. – роман
«Преступление и наказание» и
с
т
о
р
и
я с
о
з
д
а
н
и
я |
Слайд №3 |
|
Из письма Ф.М.Достоевского в редакцию журнала «Русский вестник» «Это психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. |
Слайд №4 |
|
Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты… с тем, чтоб сделать счастливою свою мать… избавить сестру… от сластолюбивых притязаний главы помещичьего дома… докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете…»
|
Слайд №5 |
|
Смысл заглавия романа романа Какие ассоциации возникают у вас к словам ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ?
Чего мы ждём от романа с таким названием?
криминальной интриги
захватывающего сюжета
тайны
убийства
разоблачения преступника
наказания |
Слайд №6 |
|
«Писатель не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершённого преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план» (Я.Голосовкер). |
Слайд №7 |
|
«Для Раскольникова вопрос о том, убьет ли он или не убьет старуху, решался не тогда, когда он, убив одну старуху, стоял с топором перед другой, а тогда, когда он не действовал, а только мыслил, когда работало одно его сознание и в сознании этом происходили чуть-чуточные изменения» (Л.Н.Толстой). |
Слайд №8 |
|
«Автор взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое отклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма. Цель его была – изобразить страдания, которые терпит человек, дойдя до такого разрыва с жизнью. Совершенно ясно, что автор изображает своего героя с полным состраданием к нему» (Н.Н.Страхов). |
Слайд №9 |
|
«Если прямо держаться романа, то окажется, что преступление из теории несравненно тяжелее для преступника, чем всякое другое, что душа человеческая менее всего может выносить подобное уклонение от своих вечных законов» (Н.Н.Страхов). |
Слайд №10 |
|
Жанровое своеобразие романа Философский
Нравственно-психологический
Исторический
Полемический
Фантастический
Социальный детективный
Политический Приключенческий
Роман-трагедия
Роман-исповедь
Сатирический
Идеологический
Семейный
Автобиографический
Биографический |
Слайд №11 |
|
Художественный мир романа «Преступление и наказание»Петербург Достоевского … когда уже некуда больше идти. Ф.М.Достоевский |
Слайд №12 |
|
Образ Петербурга в русской литературе «Этот город — не только герой русской литературы, но и автор ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его — просто непонятны» (С.Лурье). Как вы понимаете эти слова?
Вспомните, в каких произведениях русской классики мы уже встречались с образом Петербурга. Как изображали этот город писатели? |
Слайд №13 |
|
Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид…Невы державное теченье, Береговой её гранит…
А.С.Пушкин |
Слайд №14 |
|
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
А.С.Пушкин |
Слайд №15 |
|
«Нет ничего лучше Невского проспекта , по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!…»
Н.В.Гоголь |
Слайд №16 |
|
«О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман , всё мечта ,всё не то , чем кажется!»
Н.В.Гоголь |
Слайд №17 |
|
О город, город роковой!
С певцом твоих громад красивых…
Плененный лирой сладкострунной,
Не спорю я: прекрасен ты
В безмолвье полночи безлунной,
В движенье гордой суеты!
Н.А.Некрасов |
Слайд №18 |
|
Начинается день безобразный – Мутный , ветреный ,темный и грязный…
Н.А.Некрасов |
Слайд №19 |
|
Выводы Тема Петербурга традиционна для русской литературы.
Для Пушкина Петербург — воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, но и в его произведениях видим противоречивый облик северной столицы.
Н.В.Гоголь показывает, что блеск и пышность Петербурга лишь видимость. На самом деле город живет обманом и ложью.
Близок к Гоголю и Петербург некрасовский: холодный, равнодушный, он враждебен человеку несет ему страдания, болезни, смерть. |
Слайд №20 |
|
Каков Петербург Достоевского? |
Слайд №21 |
|
Каков же Петербург Достоевского? |
Слайд №22 |
|
Городской пейзаж Каким вам запомнился Петербург при чтении первых глав романа?
Отметьте характерные детали городского пейзажа.
Подберите наиболее точный эпитет к Петербургу, который соотносится и с текстом романа. |
Слайд №23 |
|
|
Слайд №24 |
|
Интерьеры Какое впечатление производит описание интерьеров Петербурга каморки Раскольникова (ч. 1, гл. 3)
кабака (ч. 1, гл.2)
квартиры Мармеладовых (ч.1, гл. 2)? |
Слайд №25 |
|
И.Глазунов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Д.Шмаринов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» |
Слайд №26 |
|
Сцены городской жизни Встреча Раскольникова с Мармеладовым (ч.1, гл.2)
Сцена смерти Мармеладова (ч.2, гл.7)
Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл.4) Какие эпизоды, раскрывающие тему Петербурга, вы выделили в первых частях романа? Как они дополняют впечатление о Петербурге Достоевского? |
Слайд №27 |
|
Петербург
Достоевского Жара, духота,
толкотня Жёлтый цвет как
символ умирания Отвратительный
и грустный колорит Комнаты –
«крошечные
клетушки» Вонь из
распивочных «Самый фантастический город»,
«город, в котором невозможно быть»
(Ф.М.Достоевский). |
Слайд №28 |
|
Домашнее задание По 1-ой части романа проследить (письменно) хронологию развития замысла Раскольникова: расписать по дням, отметить случайности, которые «подтолкнули» героя к преступлению
Прочитать 3-ю и 4-ую части романа. |
Слайд №29 |
|
«Надобно же, чтобы всякому
человеку хоть
куда-нибудь можно
было пойти»
(Ф.М.Достоевский). |