Слайд №2 |
|
КОНФЛИКТ РОМАНА МИР
ЛЮДЕЙ МИР
ПРИРОДЫ В основе романа -непримиримое противоречие между миром людей и миром природы. |
Слайд №3 |
|
Сюжетные линии романа
Оно воплощается в двух основных сюжетных линиях, одна из которых прослеживает жизнь волчьей семьи, другая — судьбу бывшего семинариста Авдия Каллистратова, по заданию газеты выехавшего в Моюнкумскую саванну за материалом о собирателях анаши.
Дисгармония, царящая в мире людей, приводит ко всеобщей трагедии. Природа оказывается на грани катастрофы: гибнут волки; варварское уничтожение сайгаков для мясозаготовки приобретает апокалиптический размах. |
Слайд №4 |
|
Но и люди, прежде всего, наиболее глубокие и чистые, остро сознающие свою ответственность за все происходящее и пытающиеся изменить порочный ход событий, кончают на плахе: мучительной смертью погибает Авдий Каллистратов, трагический финал ожидает правдолюбца Бостона. «Плаха» Айтматова — это роман-крик, призывающий остановиться, задуматься, удержать мир от гибели. И из глубин трагического поднимается надежда на возможность победы добра, на торжество светлого начала.
Сюжетные линии романа |
Слайд №5 |
|
Экологическая проблема Гибель сайгаков и волчат в степи – ч.1, гл3, гибель второго помета волков, когда жгут камыш – ч.2, гл.5,
работа Инги с целью уничтожить коноплю, но сохранить землю –
ч.3, гл.1 и т.д.). Постановка романа в Московском музыкальном театре Геннадия Чихачева |
Слайд №6 |
|
Социально-политические проблемы (Наркомания, страх журналистов говорить об этом – ч.1, гл.4,
пороки Советской власти: Варвара, сестра Авдия и дочь священника, не может поступить в педагогический институт – ч.1, гл.4,
косное мышление врагов Бостона, не понимающих, как можно к государственному имуществу относиться по-хозяйски – ч.3, гл.4,5,
ссылка на Сталина «кто не с нами, тот против нас» Обер-Кандалова во время расправы с Авдием – ч.2, гл.5,
гражданская война и ее последствия – ч.1, гл.4).
|
Слайд №7 |
|
Нравственные проблемы Проблема веры.
Проблема истины.
Проблема человечности.
Проблема совести.
Проблема любви.
Проблема власти.
Проблема памяти. |
Слайд №8 |
|
Постановка: Театр п/р Геннадия Чихачева Режиссер: Геннадий Чихачев В ролях: Людмила Городецкая, Константин Скрипалев, Алексей Городецкий. Постановка романа в Московском музыкальном театре Г. Чихачева |
Слайд №9 |
|
Обер-Кандалов — заслуженный артист России Владлен Михалков, Авдий — лауреат всероссийского конкурса Константин Скрипалев, Мишаш — заслуженный работник культуры г. Москвы Вячеслав Амосов, Гамлет — Олег Зимин. Новая постановка в Московском музыкальном театре Геннадия Чихачева |
Слайд №10 |
|
Ташчайнар – Сергей Смолин, Волчонок – Вадим Поповичев, Акбара – лауреат международного конкурса Елена Соколова. Новая постановка в Московском музыкальном театре Геннадия Чихачева |
Слайд №11 |
|
Этот спектакль — крик: о человеческих ценностях и о правде, за которую некоторые чудаки готовы отдать жизнь. О вере, которая является нашей внутренней силой и часто помогает выстоять в разных жизненных трудностях. Новая постановка в Московском музыкальном театре Геннадия Чихачева дипломант всерос. Конкурса Константин Скрипалёв в роли Авдия |
Слайд №12 |
|
История жизни Авдия Почему учится в семинарии? Почему уходит из семинарии?
Проанализируйте разговор Авдия и Координатора – ч.1, гл.5. Какова позиция каждого из героев? Кто из них, по-вашему, прав?
Оказываются ли верными слова Координатора о том, что «в миру не терпят тех, кто подвергает сомнению основополагающие учения»? Когда Авдий понимает это? |
Слайд №13 |
|
Почему Авдий оказывается среди наркоманов?
Что можно сказать о каждом из них?
Проанализируйте разговор Авдия и Гришана – ч.2, гл.1.
Какую цель преследует каждый?
Чем страшен Гришан?
История жизни Авдия |
Слайд №14 |
|
История жизни Авдия Что общего у них с Координатором? («Отрекись!»).
Проанализируйте поведение героев в сцене «Избиение Авдия» – ч.2, гл.1.
В связи с чем у Авдия возникает видение о Христе? – ч.2. гл.2.
Какую цель преследует Каллистратов? Как это его характеризует? – ч.2, гл.3. (хочет спасти Иисуса).
Проанализируйте диалог Христа и Понтия Пилата (выборочное чтение). Что общего в этой сцене с разговорами между Авдием и Координатором, Авдием и Гришаном? («Покайся!», «Отрекись!»).
Сравните сцену допроса с аналогичной в «Мастере и Маргарите» М.Булгакова. В чем разница?
|
Слайд №15 |
|
Какой из образов Христа ближе к библейскому варианту? Почему?
Как складывается дальнейшая судьба Авдия после того, как его выбросили из поезда?
Как характеризует главного героя его поведение в милиции во время встречи с арестованными наркоманами? – ч.2, гл.3.
Благодаря этим печальным событиям, Авдий снова встречается с Ингой. Что нового о характере главного героя, его внутреннем мире мы узнаем из писем?
Почему Авдий оказывается среди отстрельщиков сайгаков?
Что мы знаем о каждом из них? – ч.1, гл.3; ч.2, гл.5.
Как в вагоне, так и в степи Авдий сам вызывает агрессию по отношению к себе. Зачем он это делает?
Сравните сцену «суда» над Авдием со сценой в вагоне. Что общего? («Покайся!», «Отрекись!»).
История жизни Авдия |
Слайд №16 |
|
|
Слайд №17 |
|
Экологическая проблема Роман Ч. Айтматова «Плаха»- предупреждение человечеству о том, что мир может исчезнуть.
Проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Объясните смысл названия романа.
(Человек – орудие убийства живой природы, себе подобных, всего окружающего его мира и, в конечном счете, себя).
|
Слайд №18 |
|
Вечные Моюнкумы поражают красотой пейзажей. Здесь тысячи лет обитали животные и птицы в полной гармонии. |
Слайд №19 |
|
Весной в сайгачьих стадах был особый приплод.. Корма было много… сурки сновали по всей степи…волки находили себе добычу… |
Слайд №20 |
|
Обитателям уникальной Моюнкумской саванны не дано было знать, что в самых обычных для человечества вещах таится источник добра и зла на земле…. И уж неведомы четвероногим и прочим тварям саванны те сложности, которые донимали самих людей с тех пор, как они стали мыслящими существами. До сих пор пока ничто всерьёз не нарушало сложившегося образа жизни этой великой азиатской степи…. |
Слайд №21 |
|
Но вот человек изобрел оружие, и льется кровь беспомощных сайгаков. Сайгаков, гибнут в огне звери. Планета погружается в хаос, зло берет верх. Писатель просит нас задуматься о том, что хрупкий мир природы, его существование в наших руках.
|
Слайд №22 |
|
|
Слайд №23 |
|
История жизни волков Что известно о жизни волчьей пары?
Почему у них есть имена?
Как складываются отношения между волками? – ч.1, гл.1.
Проанализируйте поведение волков после исчезновения волчат? – ч.3, гл. 2,3,4.
Какой поступок волков говорит о том, что они начинают себя вести как люди? (Убийство ради убийства).
С помощью каких еще художественных приемов автор очеловечивает Акбару? (Сон, молитва – внутренний монолог – ч.3, гл.5). |
Слайд №24 |
|
Как человек ведет себя волчица и после смерти Ташчайнара. Докажите текстом – ч.3, гл.5.
Проанализируйте поведение Акбары во время ее встречи с Кенджешем.
С какой целью автор очеловечивает волков?
Какие нравственные проблемы поднимает, рассказывая о жизни волков?
(Человечность животных противопоставлена бесчеловечности людей. Нравственное единство тех, у кого есть душа.) История жизни волков |
Слайд №25 |
|
|
интересно
можно использовать на уроке.Спасибо