Слайд №2 |
|
План Театр начала XIX века.
Драматурги, актёры и театралы.
Отношение А.С.Пушкина и Евгения Онегина к театру. |
Слайд №3 |
|
Театр начала XIX века.
Театр – страсть молодёжи пушкинского времени. Театр посещали ежедневно. Молодых людей манил волшебный мир кулис, прелесть балета с его пируэтами и антраша, величественная красота трагедии. Александринский театр.
Рисунок А.Ф.Чернышова. 1851 г. |
Слайд №4 |
|
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почётный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его). Александринский театр.
Картина К.П.Беггрова.
Вторая половина 1820-х гг. |
Слайд №5 |
|
Свой восторг мастерством актёра, прекрасно сыгравшего свою роль, публика выражала иначе, нежели сейчас. А. Я. Панаева, дочь актёра, вспоминала: «В моём детстве артистам не подносили ни букетов, ни венков, ни подарков. На другой день бенефиса от государя присылался подарок на дом: первым артисткам – бриллиантовый перстень, артисткам – серьги. Моду подносить букеты и подарки ввели иностранные танцовщицы, появившиеся на петербургской сцене.» В театре.
И.С.Бугаевский-
Благодарный.
Вторая половина 1810-х гг. |
Слайд №6 |
|
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Театр. Балетная сцена.
Неизвестный художник. Начало XIX века.
|
Слайд №7 |
|
План Александринского театра. Рисунок первой половины XIX века. |
Слайд №8 |
|
В театре каждый занимал место в соответствии со своим статусом. Самый верхний ярус, раёк, заполняли писцы, приказчики модных магазинов, камердинеры, конторские служащие. Они громко выражали своё отношение к тому, что происходило на сцене, искренне переживали.
В первых рядах партера появлялись люди сановные, отцы города, за ними располагались щёголи, согласные платить за кресла достаточно дорого. Молодые щёголи наводили лорнеты на «ложи незнакомых дам». Вид зрительного зала Большого театра.
С акварели В.Садовникова.
1830-е гг. |
Слайд №9 |
|
Во времена Пушкина спектакли начинались рано, обыкновенно в 6 часов, и заканчивались уже в 9, так что «почётный гражданин кулис» успевал как раз к разгару бала или маскарада. Петербург. Большой театр.
Акварель неизвестного художника. Первая четверть XIX века. |
Слайд №10 |
|
Драматурги, актёры и театралы
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
А.С.Пушкин Иллюстрация к роману «Евгений Онегин».
Художник Ю.М.Игнатов. 1999 г. |
Слайд №11 |
|
А.С.Пушкин «Мои замечания об русском театре»:
« Публика образует драматические таланты. Что такое наша публика?
Перед началом оперы, трагедии, балета молодой человек гуляет по всем десяти рядам кресел, ходит по всем ногам, разговаривает со всеми знакомыми и незнакомыми. «Откуда ты?»-«От Семёновой, от Сосницкого, от Колосовой, от Истоминой.» — «Как ты счастлив!» — «Сегодня она поёт – она играет, она танцует – вызовём её! Она так мила!» Занавес подымается. Молодой человек, его приятели, переходя с места на место, восхищаются и хлопают.»
|
Слайд №12 |
|
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин…
КНЯЖНИН Яков Борисович (1742 – 1791), русский драматург, поэт, член Российской академии (1783). Представитель классицизма. Трагедии «Дидона» (1769), «Росслав» (1784), «Вадим Новгородский» (1789). ФОНВИЗИН Денис Иванович ( 1744 — 1792), русский писатель, просветитель. В комедии «Бригадир» (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. |
Слайд №13 |
|
Там Озеров невольны дани
Народных слёз, рукоплесканий
С младой Семёновой делил… ОЗЕРОВ Владислав Александрович (1769-1816), русский драматург. Трагедии «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805), «Димитрий Донской» (1807); драматургия Озерова соединяет в себе черты классицизма и сентиментализма. СЕМЁНОВА Екатерина Семеновна (1786 — 1849), знаменитая актриса, дочь крепостной девушки и учителя, поместившего ее в театральное училище. Первым большим успехом артистки было первое представление трагедии Озерова «Эдип в Афинах» (1804). |
Слайд №14 |
|
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой… КАТЕНИН Павел Александрович (1792-1853), русский поэт, переводчик, критик, театральный деятель, почетный член Петербургской АН (1841). Переводил трагедии Ж. Расина, П. Корнеля.
ШАХОВСКОЙ Александр Александрович (1777-1846), князь, драматург и театральный деятель, член Российской академии (1810), почетный член Петербургской АН (1841). Пьесы Шаховского способствовали формированию русской национальной комедии.
|
Слайд №15 |
|
Там и Дидло венчался славой… ДИДЛО Шарль Луи (1767-1837), французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства кон. 18 — нач. 19 вв. В 1801-29 (с перерывами) работал в Санкт-Петербурге. Способствовал выдвижению русского балетного театра на одно из первых мест в Европе. |
Слайд №16 |
|
Блистательна, полувоздушна,
Смычку послушному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт. ИСТОМИНА Авдотья Ильинична (1799-1848), русская артистка балета. С 1816 ведущая танцовщица балетной труппы С.-Петербурга. Исполнительница ведущих партий в балетах Ш. Дидло. Первая создала пушкинские образы на балетной сцене («Кавказский пленник, или Тень невесты», «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника»). |
Слайд №17 |
|
Отношение А.С.Пушкина и Евгения Онегина к театру Мои богини! Что вы? Где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? Другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полёт?
Иль взор унылый не найдёт
Знакомых лиц на сцене скучной,
И, устремив на чуждый свет
Разочарованный лорнет,
Веселья зритель равнодушный,
Безмолвно буду я зевать
И о былом воспоминать? А.С.Пушкин.
Художник П.Соколов.
1836 г. |
Слайд №18 |
|
Всё хлопает. Онегин входит,
Идёт меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул.
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел.» |
Слайд №19 |
|
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…
А.С.Пушкин Пушкин и Онегин.
Художник Н.В.Кузьмин. 1933 г. |
Слайд №20 |
|
Выводы. Театр во времена А.С.Пушкина был неотъемлемой частью образа жизни дворян
Посещение тетра было одним из правил хорошего тона
Пушкин любил русский театр, прекрасно знал его особенности
Евгений Онегин посещал театр только потому, что так было принято в светском обществе |
Слайд №21 |
|
Литература Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2005.
Гроссман Л.П. Пушкин в театральных креслах. СПб, 2005.
Марченко Н.А. Быт и нравы пушкинского времени. СПб, 2005.
Пушкин А.С. Евгений Онегин. М., 2002. |
Слайд №22 |
|
Приложение
ПИРУЭТ, –а, м. В танце: полный круговой поворот всем телом на носке одной ноги. АНТРАША, нескл., ср. Прыжок в балетных танцах, при котором танцующий ударяет несколько раз ногой об ногу.
|
Слайд №23 |
|
ПАРТЕР [тэ], –а, м. Нижний этаж зрительного зала (плоскость пола) с местами для зрителей. РАЁК, райка, м.
1. В старину: ящик с передвижными картинками, показ к-рых сопровождался различными комическими прибаутками; самый такой показ, прибаутки.
2. Театральная галёрка (устар.) |