Слайд №2 |
|
|
Слайд №3 |
|
«У каждого есть предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души.» |
Слайд №4 |
|
«Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к состраданию и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира». — Найдём ключевые понятия в словах Оботурова. |
Слайд №5 |
|
Эти ключевые понятия позволяют нам говорить о приёме ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАЛЛЕЛИЗМА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — один из устойчивых принципов организации текста. Суть его в том, что сюжет строится на последовательном сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей. |
Слайд №6 |
|
Первая, «природная» часть стихотворения вполне условна, метафорична, ее содержание составляет эмоциональный фон (и своеобразный ключ) для второй.
-Давайте найдём строчки, посвященные миру природы.
-О каком времени года говорит поэт?
-С чем у вас ассоциируется осень? В первом предложении используется инверсия.
Инве?рсия-
(от лат. inversio – переворачивание, перестановка), изменение обычного порядка слов в предложении.
-Что даёт изменение прямого порядка слов в смысловом и ритмическом планах?
|
Слайд №7 |
|
-Какой глагол использует Рубцов в первой строчке стихотворения?
А почему не «облетели»? В чём разница?
Улететь – это
1)Летя, удалиться (о птицах, насекомых)
2)Быстро, стремительно уйти, убежать
3)Исчезнуть, пропасть, перестать быть видимым, слышимым
4)Быстро пройти, миновать
5)Перенестись куда-л. в мыслях, воображении
ОБЛЕТЕТЬ — это
ОБЛЕТЕТЬ, -1) вокруг кого-чего. Пролететь вокруг.
2)Опасть, осыпаться. Сухие листья облетели. Яблоневый цвет облетел.
3). Быстро распространившись, сделаться известным кому-н. Весть облетела весь город |
Слайд №8 |
|
-Во 2 строке о какой НЕИЗБЕЖНОСТИ говорит поэт?
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!
-Какой приём используется в данных строчках?
-Глаголы какого наклонения использует Рубцов?
-Почему надо жалеть не листья, а любовь и нежность?
-О какой неизбежности говорит автор? Что нельзя изменить, а что можно? |
Слайд №9 |
|
-В последнем четверостишии к чему призывает нас поэт?
Обратите внимание, что только в последнем четверостишии появились типичные для стихотворениях о природе имена прилагательные. Одной из характерных особенностей лирики Н.Рубцова, которую заметил В.Кожинов, является то, что в ней нет “ни изощрённых метафор, ни причудливых образных ассоциаций, ни оригинальных звуковых и ритмических структур”.
-Какую особенность в построении стихотворения вы могли бы назвать? Обратите внимание на начало и конец стихотворения.
Как называется такая композиция?
В основе кольцевой композиции лежит принцип обрамления, повторения в конце произведения каких-либо элементов его начала.
— Как вы думаете, зачем в данном стихотворении использует поэт кольцевую композицию? |
Слайд №10 |
|
Безусловно, эта осенняя элегия не только об улетевших листьях. Точнее даже сказать, не столько о листьях, сколько о человеческих переживаниях. Связи между человеческим сознанием и бытием природы едва ощутимы, и все-таки в подтексте стихотворения можно уловить диалог двух любящих сердец. Воспоминания об улетевших листьях переходят в мир человеческих отношений. Чувства эти передаются не через прямую речь, а полунамеками, так, что даже восклицательные и вопросительные интонации почти не ощущаются. Они растворяются в плавном ритме и оригинальной звукописи.
Любовь и русская природа едины для Рубцова. Кто еще мог написать такие проникновенные строчки, не отдавая в них первенства ни возлюбленной, ни русской природе! |
Слайд №11 |
|
В стихотворении конкретный образ дерева — тополя.
В народной поэтике дерево представляется покрытым листьями, как человек — платьем. «Поэтому покровение, как символ брака, изображается и облаком, и зеленью листьев… Наоборот, опадание листьев сравнивается с разлукою…»
(А. Потебня).
Образ дерева составляет основу зачина стихотворения. |
Слайд №12 |
|
Лирический герой его стихотворений связывает свою печаль с шумными метелями, восклицая и вопрошая:
Не кляни ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели?
Ему видится, как тополя стали голыми, он видит, как порывом ветра срываются листья и риторически вопрошает: «Разве в этом кто-то виноват?»
Все эти символические образы несут значения печали, грусти, потерянной любви:
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность ! Признак увядания — облетающие с деревьев листья — печалят героя стихотворений Рубцова, он предчувствует смерть, страшную смерть. |
Слайд №13 |
|
Работы детей:
Любовь,
Невыразимая, фантастическая,
Приходит, окрыляет, убегает.
Не каждый способен любить
Счастье. Осень.
Мрачный, потерянный.
Ворвалась, разбила, уничтожила.
Все когда-то заканчивается.
Конец. |
Слайд №14 |
|
Он,
неизбежный, жалкий
наступает, мучает, бросает.
Любить очень сложно.
Горечь.
Мечта,
утраченная, брошенная,
влюбила, завлекла, покинула.
Никто не виноват в потере.
Страх. |
Слайд №15 |
|
Ссылки : http://cs313230.vk.me/v313230887/8c0b/f1i1he6x4N8.jpg
http://so-ni.okis.ru/file/so-ni/rain2.gif
http://stat11.privet.ru/lr/08239388646223a9c5e14fc4934c3105
http://99px.ru/sstorage/1/2012/04/image_12804120710355993628.gif
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/829/105829478_0b263ac36ad8d129f6acb7966eb5cd9d.jpg
http://stat21.privet.ru/lr/0c299d2f247fb60f612e80cd0c949df8
http://img-fotki.yandex.ru/get/4519/44194978.6/0_6b007_f1b46608_L.gif
|