Слайд №2 |
|
Топкапы (тур. Topkap ) — главный дворец Османской империи до середины XIX века. Название Топкапы в переводе с турецкого означает дословно «пушечные ворота» (тур. top — пушка, kap — ворота, дверь). В турецких публикациях на русском часто также принято написание названия этого дворца как Топкапи.
Дворец расположен на мысе стрелки Босфора и Золотого Рога в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет рядом с Собором Святой Софии. Площадь дворца более 700 тыс. кв. м., он окружён стеной длиной в 1400 м. Расположение дворца
В районе Султанахмет
История |
Слайд №3 |
|
В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы. Этот старый гарем ныне известен как «Изразцовый павильон». После того как Мехмед Завоеватель приказал (в 1475—1478 гг.) соорудить на развалинах дворца византийских императоров новый дворец — дворец Топкапы, «Изразцовый павильон» оказался на периферии этого нового дворца, но, тем не менее, стал считаться самой старой его частью. При этом первые 50 лет существования Топкапы сохранялась ситуация, когда султанский дворец был фактически лишь рабочей резиденцией султанов, как это было и во время существования дворца Баязид. «Изразцовый киоск» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса Топкапы.
Мехмед Завоеватель Фонтан Топкапы
|
Слайд №4 |
|
Только позднее Роксолана — украинская наложница, а затем жена султана Сулеймана I, добилась от него переноса гарема в султанский дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане I стало крупнейшей перестройкой дворца Топкапы с момента его основания Мехмедом Завоевателем.
Роксолана(Хюррем Султан) Султан Сулейман Великолепный
|
Слайд №5 |
|
В последующие века (до 1854 года) дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи (в нём жили и правили 25 султанов). В 1854 султан Абдул-Меджид I переехал в новою резиденцию — Дворец Долмабахче. В 1923, с установлением республики, дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем
. Дворец Долмабахче
|
Слайд №6 |
|
Экспонаты музея
Небольшой кувшин с овальными медальонами
Золото, драгоценные камни. инкрустация
Дворец-музей Топкапы
Стамбул |
Слайд №7 |
|
Парадный шлем (Османская империя, середина XVI в., железо, золото, рубины, бирюза).
|
Слайд №8 |
|
«Бриллиант торговца ложками» (Касыкчи)
Бриллианты
Вес 86 карат
Дворец-музей Топкапы
Стамбул
Турция
Бриллиант — одна из величайших достопримечательностей Топкапы. По одной из легенд, в 1774 году его купил мадрасский махараджа, позднее камень перешел к матери Наполеона и, наконец, был продан в Турцию. |
Слайд №9 |
|
Кувшин (матарас) для воды
Вторая половина 16 века
Золото, драгоценные камни
Дворец-музей Топкапы
Стамбул
Турция |
Слайд №10 |
|
Трон с балдахином
Начало 17 века
Золото, жемчуг, перламутр, горный хрусталь, слоновая кость, драгоценные камни
Дворец-музей Топкапы
Стамбул
Турция
Принадлежал Ахмаду III (правил в начале 17 века |
Слайд №11 |
|
Золотой кинжал
Первая половина 18 века
Золото, изумруды, драгоценные камни,
Дворец-музей Топкапы
Стамбул
Турция
На рукояти кинжала закреплен крупный восьмигранный изумруд, скрывающий миниатюрные часики английской работы. Изготовлен в дар персидскому шаху Надиру. После его смерти был возвращен в султанский дворец |
Слайд №12 |
|
Дворец-музей Топкапы разделяется на четыре двора, которые в свою очередь друг от друга отделяют монументальные ворота, которые носят символические названия. Через Имперские ворота проезжать на лошади имел право только султан, остальные должны были проходить под аркой ворот исключительно пешком.
Имперские ворота Состав дворцового комплекса |
Слайд №13 |
|
. Во второй двор вели Приветственные ворота, названные так, потому что низкие арки ворот заставляли склонять голову каждого, кто проходил под ними. В третий двор можно было войти через ворота Блаженные, поскольку считалось, что любая близость к султану дарует его подданным неземную благодать. В первом дворе располагаются служебные постройки и казармы янычар – султанского войска. К началу 19 века янычары – блестящее военное сословие, являвшееся всегда гордостью и устрашением врагов Османской империи, держали в своих руках огромную власть и имели на чиновников большое влияние. Испуганный свержением, султан Махмуд Второй в 1826 году принял решение истребить всех янычар с помощью своей новой, сформированной по французскому образцу, армии. Махмуд Второй вообще был знатным реформатором, равнялся на европейские державы, именно в эпоху его правления в Топкапы появились строения, архитектурный стиль которых очень напоминает французский ампир.
Приветственные ворота |
Слайд №14 |
|
На территории гарема расположен бассейн и что-то типа лечебницы. Для обслуживания гарема были возведены две мечети, четыре огромные кухни и целых восемь турецких бань. Здесь в экспозиции музея Топкапы можно увидеть коллекцию дорогих тканых материй и одежд, а также украшения. В комнатах гарема очень много журчащих фонтанов, говорят, чтобы усладить слух султана, голос наложницы пришедшей к нему на любовное свидание должен был звучать тише журчащих струек воды.
Раньше в гарем не ступала нога ни одного постороннего человека, за ослушание грозила смертная казнь. Такие строгие правила были введены не только потому, что здесь жили наложницы, а еще и дети султана, включая наследника, а также самая почитаемая женщина Османской империи – «валиде-султан», мать султана. В своих сорока комнатах она проводила дни, слушая чтецов Корана, а по утрам принимала сына, который был обязан докладывать ей обо всех государственных заботах и делах, как о самых маленьких, так и о самых важны |
Слайд №15 |
|
Еще одно удивительное помещение, которое могут осмотреть посетители дворца-музея Топкапы – это дворовая кухня, часть ее открыта для посещений. А вообще дворовая кухня состоит из огромного комплекса нескольких помещений, под крышей которых трудились около 1200 человек, то есть почти 25 процентов от населения Топкапы. У многих возникает логичный вопрос: а не слишком ли много поваров? Но представьте себе, что ежедневно персонал дворовой кухни Топкапы готовил 20 тысяч порций, причем готовка еды для султана осуществлялась в отдельном помещении. Отдельный комплекс был предназначен для готовки еды персоналу, слугам, стражам и евнухам. Отдельно готовилась еда и для наследника, и для матери султана. В отдельной комнате шло приготовление деликатесов и сладких блюд. В целом можно выделить десять главных помещений дворовой кухни, в остальных же бесчисленных комнатах были кладовые, помещения поваров и подсобных рабочих, опять-таки отдельная мечеть и баня. |
Слайд №16 |
|
Еще один экспозиционный отдел, который привлекает множество посетителей в дворец-музей Топкапы – это реликварий. Больше всего реликвий и святынь, представленных здесь, конечно, имеют отношение к исламу. Святые для мусулман экспонаты представлены плащом пророка, к которому султаны припадали губами во время религиозных праздников, прядью волос из бороды Мухаммеда, отпечатком его ноги и мечами, принадлежавшими его сподвижникам. Особенная атмосфера поддерживается в реликварии сменяющими друг друга, специально обученными чтецами, которые нараспев читают Коран.
Посетители, исповедующие христианство или иудаизм также найдут здесь для себя многозначащие святыни: мощи Иоанна Крестителя, жаровня Авраама, меч, принадлежащий царю Давиду, посох Моисея. О последнем экскурсоводы говорят, что это тот самый посох, с которым Моисей перешел расступившиеся воды Красного моря.
Завершается экскурсия по дворцу-музею Топкапы просмотром здания Багдадского дворца, в стройматериалах которого присутствуют редкие и дорогие материалы. И в заключение посетителям предстоит пройти по красивейшей лестничной площадке из тюльпанов, которая известна под названием Терраса Халич.
Реликварий |
Слайд №17 |
|
Меч царя Давида |
Слайд №18 |
|
Посох Маисея |
Слайд №19 |
|
Багдадский дворец |
Слайд №20 |
|
Площадь тюльпанов |
Слайд №21 |
|
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ |