Гений Леонардо да Винчи

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Leonardo daVinci
МБОУ Никологорская школа Вязниковского района
Ученика 10 класса Михейкина Сергея

Слайд №2
Биография
Картины
Изобретения
Медицина
Мыслитель
Слайд №3
На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель — вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Археолог, метеоролог, астроном, архитектор… Все это — Леонардо да Винчи. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо — символ безграничных устремлений человеческого разума.
Леонардо да Винчи
Слайд №4
Биография
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.

Городок Винчи близ Флоренции
Слайд №5
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец Леонардо прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Он пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Пока отец пропадал на работе, мальчика воспитывал его дядя Франческо. Он был философ по складу мышления и бездельник по роду занятий. Дух свободы, с детства привитый Леонардо легкомысленным мечтателем Франческо, возможно, пробуждал впоследствии художника бросать незавершенные шедевры и устремляться к новым вершинам.
Автограф Леонардо
Дом, в котором жил Леонардо в детстве.
Слайд №6
«Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!»
В четырнадцатилетнем возрасте Леонардо был отдан обучаться в мастерскую Верроккьо, которая находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием.
В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.
Мастерская Веррокьо
Слайд №7
У Леонардо было много друзей и учеников.
Женат он не был.
У него была собственная мастерская во Флоренции
в 1476—1481 годах.
В 1481 году да Винчи выполнил первый в своей жизни большой заказ — алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря, находящегося неподалёку от Флоренции.
В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы. 

«Порицай своего друга наедине и хвали на людях»

Слайд №8
«Когда я думал, что учусь жить, я учился умирать»
В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе. Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.
Слайд №9
За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга.
Слайд №10
Памятник Леонардо да Винчи
Памятник Леонардо да Винчи установлен посреди площади Ла Скала в 1872 году. Работа скульптора Пьетро Маньи.
Памятник представляет собой постамент, на котором стоит Леонардо да Винчи. Ниже Леонардо да Винчи находятся четверо его учеников.
г. Милан, площадь Ла Скала
Слайд №11
Картины
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. 
«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства»
Слайд №12
Благовещение
1472-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция. Высокое Возрождение.
Картина «Благовещение» написана художником Леонардо да Винчи в возрасте чуть более 20 лет. Размер картины 98 x 217 см, дерево, темпера. Картина «Благовещение» — довольно крупная по масштабам 15 века вытянутая по горизонтали композиция, длина которой свыше двух с половиной метров, — изображает деву Марию, сидящую за пюпитром для чтения у входа в здание, о монументальности которого дает представление крупный руст углов и наличников портала. Перед ней коленопреклоненный ангел на усеянной цветами лужайке.
Слайд №13
Леонардо да Винчи
Портрет госпожи Лизы Джокондо
Мона Лиза, 1503—1519
«Мона Лиза», она же «Джоконда» — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания.
Слайд №14
Мадонна Бенуа
1478—1480
Мадонна Литта
1490-1491
«Мадонна с цветком» и «Мадонна с младенцем»

Вновь обратившись к образам мадонны и младенца, мастер, постоянно решавший новые задачи, ставит перед собой уже другую цель. Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека.
Слайд №15
Фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками.
Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году. Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.
Слайд №16
Портрет музыканта
«Портрет музыканта» (итал. Ritratto di musico) — сильно переписанная в позднейшее время и неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи, хранящаяся в миланской Пинакотеке Амброзиана. Картина начата художником на рубеже 90-х годов XV века.
Авторство Леонардо да Винчи оспаривается редко, хотя и существует предположение, что автором портрета яв­ляется не Леонардо, а Антонелло да Мессина.
Слайд №17
«Дама с горностаем» (итал. Dama con l’ermellino) — картина, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — девушки Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога миланского, что находит подтверждение в сложной символике картины.
Картина является единственным произведением да Винчи на территории Польши и составляет предмет национальной гордости.
Наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» полотно принадлежит к числу четырёх женских портретов кисти Леонардо.
Дама с горностаем
Слайд №18
Изобретения
Леонардо да Винчи — одна из самых многогранных личностей в истории эпохи итальянского Возрождения. О нем написано очень много, но до сих пор он является самой загадочной фигурой того времени. Он смог прославить себя как великий художник и предсказатель, но больше всего поражают его удивительные изобретения.
«Я хочу
создавать чудеса»
Слайд №19
При детальном изучении теоретических трудов да Винчи, ученые доказали, что «патент» на вертолет, парашют, автомобиль и многие другие изобретения принадлежат именно Леонардо да Винчи. Сделанные да Винчи открытия и изобретения, самых значимых из которых более полусотни, охватывают все области знания, полностью предвосхищая основные направления развития современной науки.
Движение — основа всякой жизни.
Il moto ? causa d’ogni vita.
Слайд №20
В те времена люди мечтали летать как птицы. Но Леонардо да Винчи не просто хотел этого, он начал работу над разработкой аппаратов, которые смогли бы поднять человека в небо. Сначала он создал то, что сегодня считается прототипом вертолета. В его эскизах был изображен винт, который мог быть приведен в действие силой четырех человек.
Слайд №21
Вскоре Леонардо да Винчи решил обратиться к проверенному способу полета. Для этого он стал тщательно изучать анатомическое строение стрекозы и её крыльев, а со временем спроектировал большое «крыло стрекозы». Он установил, что длина крыльев для полета человека должна быть не менее 12 метров. Но и эта попытка потерпела крах.
.
После этого. Леонардо да Винчи приступил к разработке другой летательной машины, которая была чем-то похожа на современный парашют. Он прикреплялся к спине человека таким образом, чтобы он мог маневрировать во время полета. Но и этот аппарат не взлетел. Только через несколько сотен лет этот чертеж был преобразован в парашют.
Единственным критерием истины является опыт.
La verit? sola fu figliola del tempo.
Слайд №22
Одно из самых известных изобретений Леонардо — деревянный «автомобиль», приводимый в движение запасенной энергией двух плоских пружин. Устройство имеет размер примерно 1 х 1 х 1 метр и, как теперь считают, было предназначено для театрализованных представлений. Например, для торжественного выезда на сцену Героя или Символа Природы — без каких-либо веревок и без помощи рабочих сцены. Это должно было производить на зрителей сильное впечатление.
При оцифровке «автомобиля» был обнаружен придуманный Леонардо тормоз — специалисты в области автомобилестроения считают, что изобретение тормоза для автопрогресса оказалось едва ли не важнее, чем создание двигателя внутреннего сгорания.
Слайд №23
Кроме этого, Леонардо увлекался разработками военно-технического оборудования. Одной из по-настоящему гениальных идей была разработка железной колесницы в виде перевернутых тарелок вооруженных пушками. Он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий, изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты.
Слайд №24
Леонардо да Винчи — гений, чьи изобретения, безраздельно принадлежат как прошлому, настоящему, так и будущему человечества. Он жил, опережая время, и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то история Европы, а возможно и мира, была бы другой: уже в 15 веке мы разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках.
Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя века после его рождения.
«Слава в руках труда»
Слайд №25
Медицина
В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».
«Любое препятствие преодолевается настойчивостью»
Слайд №26
К этому периоду жизни Леонардо относятся одни из первых схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги. Впоследствии Леонардо создал целую систему изображений органов и частей тела в поперечном сечении. Этот прием стал широко использоваться при изучении анатомии человека.
Наиболее активно Леонардо да Винчи работал в 1510-1511 гг.
Вскрытия он производил с помощью анатома Торре в больницах Северной Италии. Имеется более 200 листов анатомических рисунков Леонардо да Винчи, которые составляют 13 томов.
Слайд №27
Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: «Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов…». Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи.
По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности, головного мозга даны схематично. В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции.
Слайд №28
Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни (1481-1500 гг.). Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья. Два рисунка профиля черепа выполнены 2 апреля 1489 года.
Имеются зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа. Под рисунками запись Леонардо да Винчи, сделанная справа налево, буквы его были перевернуты, поэтому прочитать текст можно было только через зеркало. Ответ на вопрос, почему Леонардо да Винчи записывал таким образом, открывает важные черты его характера и манеру поведения.
Слайд №29
Леонардо подходил к изучению анатомии как настоя­щий естествоиспытатель — так мы оцениваем его в наши дни. Однако труд этого гениального человека, который мог бы получить многие из лавров, доставшихся Везалию, остался незавершенным и напоминал собой гигантский остов.
«И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет — об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай».
Когда в 1543 г. появилось великое произведение Везалия, труд Леонардо не был известен миру и оставал­ся неизвестным еще долгое время.
Тем не менее Леонардо, проложивший путь к современной науке, заслуживает почетного места также и среди анатомов — исследовате­лей человеческого организма.
Слайд №30
Мыслитель
Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики.
Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.
«Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».
Слайд №31
Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.
Слайд №32
Признавая единственным критерием истины — опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить — значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов.
«…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…»

«Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности»

Слайд №33
Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизаторо,м), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому — образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.
Притчи и сказки Леонардо:

«Бритва», «Верблюд и хозяин», «Гусеница», «Кремень и огниво», «Луна и устрица», «Мельник и осел», «Мотылек и пламя», «Огонь и котелок», «Орех и колокольня», «Паук в замочной скважине», «Пламя», Справедливость», «Язык и зубы», «Каштан и смоковница»

Слайд №34
Леонардо да Винчи-
итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»
Он буквально перевернул представление людей во всех аспектах жизни. Он поистине заслуживает того, чтобы его назвали ГЕНИЕМ.Величайшим деятелем своей эпохи!
Леонардо да Винчи
«Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою»
Слайд №35
Список использованной литературы
http://vinci.ru/
http://abitura.com/not_only/hystorical_physics/Vinchi.htm
http://leovinci.ru/technics/
http://www.terredelrinascimento.it/immagini/gallery/vinci/aerea.jpg
http://www.tesistour.ru/images/cms/data/photoalbum/florence/italy_florence_08.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EE%ED%E0%F0%E4%EE_%E4%E0_%C2%E8%ED%F7%E8
http://gizmod.ru/2007/05/24/izobretenija_velikogo_leonardo_da_vinchi/
http://www.wottakk.ru/gipotezy/28-chelovek/130-genialny-izobretatel-leonardo-da-vinchi.html
http://www.zitata.com/da_vinci.shtml
http://nauka03.ru/istoriya-anatomii/leonardo-da-vinchi.html
http://ivan.at.ua/blog/2008-09-19-9