Слайд №2 |
|
Часть первая |
Слайд №3 |
|
Возрожде?ние, или Ренесса?нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). |
Слайд №4 |
|
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. |
Слайд №5 |
|
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров.
Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. |
Слайд №6 |
|
Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. |
Слайд №7 |
|
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. |
Слайд №8 |
|
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века) |
Слайд №9 |
|
Крупнейшими мастерами искусства Возрождения, наглядно выразившими темы и идеалы эпохи, были художники Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, фра Анджелико, Антонелло да Мессина, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто и др., скульпторы Донателло и Микеланджело, архитекторы Бруннелески, Браманте, Палладио. Главными центрами искусства Возрождения были Флоренция и впоследствии Рим и Венеция. |
Слайд №10 |
|
Проторенессанс
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). |
Слайд №11 |
|
Джотто ди Бондоне
или просто Джотто
(ок. 1267—1337) — итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса.
Одна из ключевых фигур в истории западного искусства.
Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.
Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. |
Слайд №12 |
|
Статуя Джотто в нише пилона Флоренция, первый этаж галереи Уффици Характерные для ранних работ Джотто яркий свет и тщательная проработка деталей тесно связаны между собой.
В самом деле, хотя на полотне или на фреске перед нами присутствует иллюзия реальности, её изображение, однако и в реальности чем ярче освещение, тем лучше видны детали. |
Слайд №13 |
|
Появление чувства пространства, композиционное мастерство Джотто, искусное смещение оптической перспективы, чтобы направить взгляд зрителя, необычно светлые тона фресок, умение достигать живописных эффектов не за счёт количества цветов, а за счёт градации их оттенков — все эти черты проявились в творчестве Джотто достаточно рано и стали характерными приметами его неповторимого стиля. |
Слайд №14 |
|
Исав перед Исааком. Фреска. Ок. 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года. Две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и Иакова Композиционное построение, живость персонажей, тонкая моделировка с помощью светотени, — всё позволяло говорить о появлении принципиально нового направления в живописи того времени. |
Слайд №15 |
|
«Поцелуй Иуды»Падуя, капелла дель Арена, южная стена Поцелуй Иуды (Лобзание Иуды) — сюжет из евангельской истории, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его, указав на него страже, поцеловав ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше.
Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса.
|
Слайд №16 |
|
Испытание огнём перед султаном. Ок. 1325—1328. Флоренция, базилика Санта Кроче, капелла Барди (южная стена) Считается, что в своём творчестве Джотто сумел преодолеть стиль иконописи, общий для Италии и Византии. Плоское, двухмерное пространство иконы Джотто превратил в трёхмерное, создав использованием светотени иллюзию глубины.
Это в первую очередь относится к смелому объёму архитектуры в работах Джотто. |
Слайд №17 |
|
Успение Марии. ок. 1310 г. Государственные музеи, Берлин.
Дальше можно назвать моделировку объёма одежды. Именно эти изображения в первую очередь поражали зрителя и вызывали споры, признания и обвинения в разрушении единого стилистического пространства произведения. |
Слайд №18 |
|
В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора. |
Слайд №19 |
|
Cобор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore) был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства — 90000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади.
|
Слайд №20 |
|
Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом. Размеры собора: длина — 153 метра, ширина в трансепте — 90 метров |
Слайд №21 |
|
Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения. |
Слайд №22 |
|
Фамилия Гоццоли впервые появилась в шестнадцатом веке во втором издании «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари.Его настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро. Он родился во Флоренции в 1421 году. Умер Гоццоли 4 октября 1497 года, вероятно, от чумы. Похоронен у монастыря Сан Доменико. |
Слайд №23 |
|
Гоццоли известен, прежде всего, как мастер фрески. В его творчестве декоративная красочность и поэтически сказочная, светская трактовка религиозных сюжетов сочетаются с условным построением пространства. Алтарь Богородицы, пределла. Чудо св. Доминика. |
Слайд №24 |
|
Беноццо Гоццоли изобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных Медичи |
Слайд №25 |
|
Шествие волхвов. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
(Мф. 2:1-12) |
Слайд №26 |
|
Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Кафедра баптистерия в Пизе (деталь) Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284) — основатель школы итальянской скульптуры, отец скульптора Джованни Пизано. |
Слайд №27 |
|
Благовещение и Рождество |
Слайд №28 |
|
ДЖОВАННИ ПИЗАНО. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
С 1302 по 1320 Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для Пизанского собора (1302-1310), фрагменты которой хранятся сейчас в Берлине и Нью-Йорке. |
Слайд №29 |
|
Он выполнил также несколько статуй Мадонны и начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (1313). Фрагменты надгробия Маргариты Люксембургской Мадонна с младенцем. |
Слайд №30 |
|
Арно?льфо ди Ка?мбио, ок.1245 — до 1310, Флоренция) — итальянский скульптор и архитектор, представитель Проторенессанса.
Родился в Колле-ди-Валь-д’Эльса. Был главным помощником Николо Пизано в работе над мраморной кафедрой собора в Сиене (1265—1268). Вскоре начал работать самостоятельно в жанре погребальной скульптуры. |
Слайд №31 |
|
В Риме ди Камбио познакомился с косматеско — декоративном стилем, типичным для этого города Влияние косматеско можно видеть в работах скульптора для
базилик Сан-Паоло-фуори-ле-Мура(1285)
и
Санта-Чечилия-ин-Трастевере (1293). |
Слайд №32 |
|
Базилика Санта Чечилия ин Трастевере, Рим (La Basilica di Santa |
Слайд №33 |
|
Резной мраморный балдахин, созданный Арнольфо ди Камбио в 1283 году |
Слайд №34 |
|
Бронзовая статуя святого Петра в базилике Святого Петра |
Слайд №35 |
|
Андреа Пизано настоящее имя Андреа де Понтедера (ит. Andrea Pisano, Andrea da Pontedera около 1290, Понтедера—1348/49, Орвьето) — итальянский архитектор, скульптор, ювелир. Организатор крупной скульптурной мастерской во Флоренции. Получил флорентийское гражданство.
Вместе с Джотто работал над украшением кампанилы флорентийского собора. |
Слайд №36 |
|
Сотворение Адама, барельеф кампанилы Джотто, Опера-дель-Дуомо, Флоренция |
Слайд №37 |
|
Андреа Пизано Погребение Иоанна Крестителя. |
Слайд №38 |
|
Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). |
Слайд №39 |
|
Чимабу?э (Чимабуэ означает «Быкоголовый». настоящее имя — Ченни ди Пепо (итал.Cenni di Pepo); около 1240 — около 1302) — флорентийский живописец, один из главных возродителей итальянской живописи после её продолжительного средневекового застоя. ДЖОВАННИ ЧИМАБУЭ. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ |
Слайд №40 |
|
Мадонна с ангелами. Лувр. Святой Иоанн. Чимабуэ. Деталь мозаики. 1301-02 гг. Собор в Пизе. |
Слайд №41 |
|
Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1295—1300 гг. ц. Сан Джорджо алла Коста, Флоренция Джотто ди Бондон Центральной фигурой живописи стал Джотто.
Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер. |
Слайд №42 |
|
Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, около 1255—1319) — итальянский художник, сиенская школа. Дуччо ди Буонинсенья. «Маэста» 1308-11гг. Сиена, собор. |
Слайд №43 |
|
Дуччо. «Маэста», деталь: Въезд в Иерусалим. 1308-11гг. Сиена, музей собора. Дуччо. «Мадонна Ручеллаи» 1285 г. Флоренция, Галерея Уффици. |
Слайд №44 |
|
Симоне Мартини ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон — крупный итальянский художник XIV века, представитель сиенской школы живописи. Симоне Мартини. Несение креста. Деталь. Париж, Лувр |
Слайд №45 |
|
Зал совета в Палаццо Пубблико был отстроен между 1304 и 1310 гг. Вскоре его стены начали украшать фресками; согласно архивному документу — с марта 1314 г. Вероятно, первой фреской была «Маэста» Симоне Мартини, законченная им в первоначальной редакции к июню 1315 г. Симоне Мартини. Маэста. 1315 г. Палаццо Пубблико. Сиена |
Слайд №46 |
|
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.
В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности.
|
Слайд №47 |
|
Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры,
художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. |
Слайд №48 |
|
Искусство Раннего Возрождения.
Фра Филиппо Липпи. Поклонение Младенцу. |
Слайд №49 |
|
Живопись Раннего Возрождения.
Мазаччо. Изгнание из рая. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры.
Для итальянской живописи 15 в характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии. |
Слайд №50 |
|
Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения. |
Слайд №51 |
|
Живопись Раннего Возрождения.
Сандро Ботичелли.
Рождение Венеры. Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна») |
Слайд №52 |
|
Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический путь творческих исканий — от поэтического восприятия мира в юности до мистицизма и религиозной экзальтации в зрелом возрасте. |
Слайд №53 |
|
Творчество Донателло (ок. 1386—1466), впитавшее демократические традиции культуры Флоренции XIV в., представляет собой одну из вершин развития искусства Раннего Возрождения. (Пир Ирода) |
Слайд №54 |
|
В нём воплотились свойственные искусству Ренессанса поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру Святой Марк |
Слайд №55 |
|
Донателло одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Скульптура Раннего Возрождения.
Донателло. Статуя Давида. |
Слайд №56 |
|
Высокое Возрождение Высокое Возрождение (1490-е годы — первая треть 16 века).
Искусство Высокого Возрождения приходится на конец 15 и первые три десятилетия 16 столетия.
«Золотой век» итальянского искусства хронологически был очень кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия.
Но именно в это время были созданы замечательные творения титанов Возрождения. |
Слайд №57 |
|
В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II
— человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. |
Слайд №58 |
|
При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий,
создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. |
Слайд №59 |
|
Итальянское Возрождение входит в новую стадию развития на стыке XV и XVI столетий.
Кульминация искусства
(конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения.
|
Слайд №60 |
|
«Картины других художников, — писал Вазари, — можно назвать картинами, картины же Рафаэля — сама жизнь, ибо в его фигурах мы воочию видим и трепет живой плоти, и проявление духа, и биение жизни в самом мимолетном ощущении, словом — оживленность всего живого». |
Слайд №61 |
|
Искусство Высокого Возрождения Рафаэль.
Святое семейство, 1508
Старая пинакотека, Мюнхен |
Слайд №62 |
|
Сикстинская мадонна
Рафаэль «Живопись Рафаэля в такой же мере больше, чем только живопись, в какой поэзия Пушкина больше, чем только поэзия. И в том и в другом случае мы имеем дело с реальной действительностью духовной жизни нации в ее предельных, абсолютных формах».
Руф Хлодовский |
Слайд №63 |
|
Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. |
Слайд №64 |
|
Аллегория времении разума, 1565 Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана — значило обрести бессмертие. |
Слайд №65 |
|
Тициан Вечеллио. Мадонна и дитя, 1565-70
Холст, масло, 75х63. Национальная Галерея, Лондон, Англия Тициан прожил почти сто лет, но и в последние дни своей долгой жизни он сохранял ясность ума, остроту зрения, не выпускал кисти и палитру из рук. |
Слайд №66 |
|
В день смерти он завершил свой последний творческий замысел — картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). Даже не кистью — легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношески твердой рукой подписал:
«Тициан сделал».
Эту — одну из лучших своих картин — он завещал поместить в часовне, над своим надгробием. |
Слайд №67 |
|
По дошедшим до нас сведениям, завершив последнюю, обращенную к Богу работу, старый художник велел накрыть стол на множество персон для ужина, как когда-то в дни давным давно ушедшей молодости. |
Слайд №68 |
|
Автопортрет Джорджоне. Музей герцога Антона-Ульриха, Брауншвейг. Джорджо Барбарелли родился в 1477 или в 1478 г. в городке Кастельфранко близ Венеции, и в ранней юности стал учеником венецианского художника Джованни Беллини. |
Слайд №69 |
|
Джорджо Вазари сообщает в своих «Жизнеописаниях знаменитых живописцев», что Джорджоне, хотя и происходил из «смиреннейшего рода», был «человеком благородных и добрых нравов», божественно пел и играл на лютне.
Прозвание Джорджоне, то есть «большой Джорджо» он получил за свой «внешний облик и величие духа». |
Слайд №70 |
|
Юдифь Джорджоне Его Юдифь, величавая, безмятежно спокойная, с кротким ликом мадонны и смиренно опущенными глазами, едва касается рукой меча, а ногой — отрубленной головы Олоферна.. |
Слайд №71 |
|
Джорджоне рассказывает нам не о том, что героическая Юдифь обезглавила врага, а о том, что в душе этой женщины с потупленным взором живет тайна, которую каждый может толковать на свой лад. |
Слайд №72 |
|
Леона?рдо ди сер Пье?ро да Ви?нчи ( 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). |
Слайд №73 |
|
Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи. |
Слайд №74 |
|
Леонардо да Винчи.
Витрувианский человек. Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius) |
Слайд №75 |
|
Искусство Высокого Возрождения
Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте
1483-1494 годы, Музей Лувр, Париж Мона Лиза
Леонардо да Винчи |
Слайд №76 |
|
Тайная вечеря. При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. |
Слайд №77 |
|
Микеланджело Буонарроти. Микела?нджело де Франче?ско де Нери? де Миниа?то де?ль Се?ра и Лодо?вико ди Леона?рдо ди Буонарро?ти Симо?ни;
Микеланджело родился 6 марта 1475 в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. |
Слайд №78 |
|
Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. |
Слайд №79 |
|
Микеланджело Буонарроти — Сикстинская капелла. |
Слайд №80 |
|
Живопись Высокого Возрождения
Микеланджело Буонарроти
Потоп.
Сикстинская капелла |
Слайд №81 |
|
Страшный Суд
Микеланджело Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции.
|
Слайд №82 |
|
Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью:
«Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».
|
Слайд №83 |
|
По словам Бернини, великий Микеланджело перед смертью сказал, что сожалеет, то что умирает именно тогда, когда только научился читать по слогам в своей профессии. |
Слайд №84 |
|
МКВ(С)ОУ «В(С)ОШ №10» г.Саратов
Учитель экономики, социальный педагог Левина Наталия Владимировна |
Слайд №85 |
|
Часть вторая |
Слайд №86 |
|
Позднее Возрождение Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.
Например, Британская энциклопедия пишет, что
«Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году» |
Слайд №87 |
|
Венецианец Тинторетто в 1594 г. изобразил тайную вечерю как подпольную сходку в тревожных сумеречных отсветах
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. |
Слайд №88 |
|
Я?копо Робу?сти, более известный как Тинторе?тто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto; 1518 или 1519—1594) — живописец венецианской школы позднего Ренессанса. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Очень рано обнаружив необыкновенную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его руководством делал столь быстрые успехи, что этот мастер, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нём опасного себе соперника |
Слайд №89 |
|
После выхода из школы Тициана,
Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск
и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. |
Слайд №90 |
|
Значительным полотном, завершившим первый этап становления творчества Тинторетто, стала картина с библейским сюжетом, получившая название «Чудо св. Марка» (1548).
Произведение повествует о том, как юноша-христианин был спасен от язычников святым Марком, слетевшим с небес. |
Слайд №91 |
|
Якопо Тинторетто. Обретение мощей апостола Марка (ок. 1562 года, Пинакотека Брера) Почитание останков мучеников за веру известно с первых веков христианской истории. |
Слайд №92 |
|
В период гонений верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в своё обладание тела мучеников,
а места их погребения становились святилищами, где на их гробах совершалось христианское богослужение. Похищение те ла святого Марка |
Слайд №93 |
|
В ранний период гробницы оставались закрытыми, позднее возникает традиция извлекать из них мощи и помещать в храмах в специальных раках. TINTORETTO LASSUNTA,VENEDIG, CHIESA DI GESUITI THE LAST SUPPER DETAIL1 |
Слайд №94 |
|
Христос перед Пилатом, 1565-1567 Для художника важно не только точно передать пластику человеческого тела,
но и отразить внутренний мир разных по характеру людей. |
Слайд №95 |
|
Распятие, 1565 Аббатство Скуола ди Сан Рокко Наряду с т. н. поэтическими произведениями художник создавал и полотна, главной темой которых были люди. Конфликт человека с окружающей его средой наиболее полно был выражен в картине «Распятие» |
Слайд №96 |
|
Северное Возрождение
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть
«Северное Возрождение». |
Слайд №97 |
|
Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер,
Ганс Гольбейн Младший,
Лукас Кранах Старший,
Питер Брейгель Старший.
Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких,
как Ян ван Эйк
и Ганс Мемлинг. |
Слайд №98 |
|
А?льбрехт Дю?рер 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528,— немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников. |
Слайд №99 |
|
Алтарь Паумгартнера. |
Слайд №100 |
|
Праздник венков из роз. Масло, тополёвая доска (1506) |
Слайд №101 |
|
Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена |
Слайд №102 |
|
Ганс Гольбейн Младший Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der J?ngere, 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец , один из величайших немецких художников.
Самый знаменитый представитель этой фамилии. |
Слайд №103 |
|
Портрет Джейн Сеймур, 1536, Портрет Генриха VIII В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна покинуть Базель
и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты. |
Слайд №104 |
|
Анна Клевская Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен.
Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. |
Слайд №105 |
|
Лу?кас Кра?нах Ста?рший (Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. |
Слайд №106 |
|
«Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием» Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. |
Слайд №107 |
|
Лукас Кранах Старший — Геркулес у Омфалы. |
Слайд №108 |
|
Питер Брейгель Старший Пи?тер Бре?йгель
старший,
известный также как «Мужицкий» 1525 — 1569) — южнонидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен.
Отец художников Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского). |
Слайд №109 |
|
Брейгель Питер — Притча о слепых. Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. |
Слайд №110 |
|
Брейгель Питер Старший. Крестьянский танец Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие |
Слайд №111 |
|
Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях,
хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны. Возрождение в России |
Слайд №112 |
|
Царя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии,
которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. |
Слайд №113 |
|
Примерно так все при Иване III в Москве и было
|
Слайд №114 |
|
В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, поврежденный во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор 12-го века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии. Успенский собор в московском Кремле |
Слайд №115 |
|
В 1485 году Иван III поручил строительство Теремного дворца в Кремле Алевизу Фрязину Старому. Он является архитектором первых трёх этажей. Кроме этого, Алевиз Фрязин Старый наряду с другими итальянскими архитекторами внёс большой вклад в строительство кремлевских стен и башен. Троицкая башня Московского Кремля |
Слайд №116 |
|
Грановитая палата — одна из немногих сохранившихся частей царского двора, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из каменных гражданских зданий Москвы. |
Слайд №117 |
|
Она построена в 1487-1491 годах русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отличается необычным убранством главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком (отсюда и название), начинающимся от подклетного этажа и заканчивающимся ниже карниза. |
Слайд №118 |
|
В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом.
В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. |
Слайд №119 |
|
Здесь отмечались победы русских войск. Так, Иван IV праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году — заключение Нишбадтского мира, завершившего Северную войну. |
Слайд №120 |
|
В 1505 году прибыл в Москву итальянский архитектор, известный в России как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Он построил 12 церквей для Ивана III, в том числе Архангельский собор, также отмеченный успешным смешением русской традиции, православных канонов и стиля Ренессанса. Архангельский собор в Москве |
Слайд №121 |
|
Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмиугольник-на-четырёхугольнике» Собор Петра митрополита
(Высоко-Петровский монастырь) |
Слайд №122 |
|
Тем не менее, с начала 16 и до конца 17 века в России были разработаны оригинальные традиции строительства каменных шатровых храмов. Это был совершенно уникальное явление и отличалось от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Храм Покрова Божией матери у проходной МКК |
Слайд №123 |
|
Согласно одной из гипотез, итальянский архитектор Петрок Малый, возможно, был автором Церкви Вознесения в Коломенском, одного из первых и наиболее известных шатровых храмов. |
Слайд №124 |
|
К 17 веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения русские иконы становятся немного более реалистичным, в то же время следуя самым старым канонам иконописи,
как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русские художники эпохи. |
Слайд №125 |
|
Парсуна считавшаяся
Портретом царя Пётра I
в детстве. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна, который был промежуточным этапом между абстрактной иконографией и картинами, отражающими реальные черты портретируемого. |
Слайд №126 |
|
Парсуна «Царь Фёдор Алексеевич перед образом Спаса Нерукотворного» Богдан Салтанов (также упоминается как Иван Иевлев(ич) Салтанов; ок. 1630, Новая Джульфа — 1703, Москва) — придворный художник царя Алексея Михайловича и его преемников, главный мастер Оружейной палаты (с 1686). Автор икон, иллюстраций к рукописям, парсун. По происхождению — армянин родом из Персии. |
Слайд №127 |
|
Икона
«Кийский крест с предстоящими»
(слева:
император Константин, царь Алексей Михайлович,
патриарх Никон;
справа: императрица Елена,
царица Мария Ильинична.) |
Слайд №128 |
|
Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626, Москва — 25 июня 1686, Москва) — русский московский иконописец и график. Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году |
Слайд №129 |
|
Тайная Вечеря 1685 |
Слайд №130 |
|
Гурий Никитин (ок. 1620, Кострома — 1691, там же) — крупнейший мастер русской стенописи XVII века. Никитин строго придерживался канона, однако в сложных композициях использовал гравюры Библии Пискатора. |
Слайд №131 |
|
Библейские фрески Никитина отличаются праздничной декоративностью, богатством символики; проступает стремление к обмирщению искусства. Фреска «Отечество» «Воскресение». Церковь Ильи Пророка в Ярославле.1680-ые годы. |
Слайд №132 |
|
Фреска церкви Ильи Пророка в Ярославле.1680-ые годы. Артель Гурия Никитина и Силы Савина. |
Слайд №133 |
|
Церковь Ильи Пророка Под его руководством был выполнен самый значительный ансамбль русской фресковой живописи того столетия — росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле. |
Слайд №134 |
|
Фрески Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимьева монастыря в Суздале Троица. 1690. Кострома. |
Слайд №135 |
|
Икона Смоленского собора Новодевичего монастыря, Москва Карп Золотарёв — иконописец и резчик по дереву, мастер Оружейной палаты второй половины XVII в.
Возглавлял Золотописную палату, существовавшую на Посольском дворе. Руководил работами по изготовлению резного иконостаса Преображенской церкви Новодевичьего монастыря (1687). Автор проекта иконостаса Крестовоздвиженской церкви Московского Кремля.
Выполнил ряд икон для Нового Большого собора Донского монастыря (конец XVII в.) |
Слайд №136 |
|
Нижний ряд иконостаса церкви Покрова в Филях (верхней) Автор эскизов деревянной резьбы иконостаса церкви Покрова в Филях и деревянного «Распятия», венчающего этот иконостас, |
Слайд №137 |
|
а также многих икон местного ряда: «Успение Богоматери», «Апостол Пётр и апостол Павел», |
Слайд №138 |
|
«Иоанн Предтеча и Алексей человек божий» Богоматерь с младенцем. |
Слайд №139 |
|
В середине 16 века на Руси начали печатать книги, и Иван Федоров был первым известным русским печатником. Ива?н Фёдоров (ок. 1520 — 5 декабря 1583, Львов. Издатель первой точно датированной печатной книги («Апостол») на территории Русского государства. |
Слайд №140 |
|
Апостол. Москва, печатался с 17 апреля 1563 по 1 марта 1564, 6 ненумерованных листов + 262 нумерованных (здесь и далее имеется в виду нумерация кириллическими буквами), формат страниц не менее 285 x 193 мм, печать в два цвета, тираж около 1000, сохранилось не менее 47 экземпляров. |
Слайд №141 |
|
В 17 веке печать получила широкое распространение, и гравюры на дереве стали особенно популярны. Это привело к развитию особой формы народного искусства, известной как лубок, которая сохранялась в России и в 19 веке. |
Слайд №142 |
|
реконструкция русского лубка XVIII века Это лубок 18 века. Шут Фарнос на свинье. Фарнос — прообраз Петрушки |
Слайд №143 |
|
Ряд технологий эпохи Возрождения был принят русскими из Европы довольно рано, и, усовершенствованные, впоследствии они стали частью сильной внутренней традиции. В основном это были военные технологии, такие как пушечное литье, восходящее ещё к 15 веку. Царь-пушка, которая является крупнейшей по калибру пушкой в мире, была отлита в 1586 году мастером по имени Андрей Чохов, и отличается также своим богатым убранством. |
Слайд №144 |
|
Андрей Чохов. Пищаль Волк, пищаль Дикобраз. 16 век. Андре?й Чо?хов (около 1545 — 1629) — выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик.
Более 60 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586). Первые датированные работы Андрея Чохова относятся к 1568 году, последние — к 1629. |
Слайд №145 |
|
Князь Дмитрий Донской Ещё одна технология, которая, согласно одной из гипотез, первоначально была привезена из Европы итальянцами, привела к созданию водки. Ещё в 1386 году генуэзские послы впервые принесли «живую воду» в Москву и представили её великому князю Дмитрию Донскому. |
Слайд №146 |
|
Генуэзцы, вероятно, получили этот напиток с помощью алхимиков Прованса, которые использовали разработанный арабами перегонный аппарат для преобразования виноградного сусла в спирт. Московский монах Исидор использовал эту технологию для производства первой оригинальной русской водки в 1430 году. |
Слайд №147 |
|
. Человек эпохи возрождения
Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью.
Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным.
Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы.
В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.
Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма |