Слайд №2 |
|
Итоговая работа
по литературе, мировой художественной культуре
и истории по теме:
«Сказки и мифы»
по программе под редакцией
А.И. Княжицкого
«Человек в культуре» |
Слайд №3 |
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Познакомиться с мифами о происхождении мира народов разных стран.
Сопоставить версии о сотворении мира у различных народов.
Показать связь мифологии с научными версиями о происхождении мира.
|
Слайд №4 |
|
Для достижения цели велась работа:
– по изучению литературы по мифологии,
– по изучению Интернет-ресурсов,
– по изучению учебных пособий по естествознанию, биологии, астрономии;
– сопоставлялись мифы различных народов,
– готовилась презентация,
– подбирались иллюстрации.
Работа была защищена на открытом мероприятии «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОМИФИЮ» в январе 2009 года. |
Слайд №5 |
|
Мифы о сотворении мира Египетская мифология
Мифы Древней Греции
Мифы древних славян
Мифы Скандинавии
|
Слайд №6 |
|
Египетские сказания о сотворении мира Среди дошедших до нас древнеегипетских мифов большое место занимают сказания о сотворении мира и людей. На первый взгляд они могут поразить читателя своим противоречивым разнообразием. |
Слайд №7 |
|
Творцами богов, людей и вселенной в египетских мифах разных периодов в разных частях страны выступают то животные, то птицы, то боги и богини. По одному преданию, солнце рождается от небесной коровы, по другому, оно выходит из лотоса, по третьему – из гусиного яйца. Общим для всех сказаний является только представление о первобытном хаосе, из которого постепенно возникали те или иные боги и по-разному творили мир. |
Слайд №8 |
|
Большинство сказаний о сотворении мира появилось в долине Нила. По некоторым мифам, происхождение мира связывалось с растением. Согласно одной из легенд, солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», появилось из распустившегося цветка лотоса, который вырос на поднявшемся из первобытного хаоса холме, из «лотоса, возникшего в начале времен… священного лотоса над великим озером». |
Слайд №9 |
|
В сценах рождения солнечного младенца из лотоса встречается небесная корова: на многих ритуальных сосудах видны две небесные коровы, стоящие по сторонам лотоса, на котором сидит новорожденное солнце. По иным преданиям, возникновение мира было связано с другими животными; например, существовал миф, по которому небо представлялось свиньей, а звезды — рожденными ею поросятами. |
Слайд №10 |
|
Греческие предания о создании мира Не было ничего: ни Неба, ни Земли и один лишь Хаос – тёмный и безграничный – заполнял собою всё. Он был источником и началом жизни. Всё произошло из него: и мир, и Земля, и бессмертные боги. |
Слайд №11 |
|
Вначале возникла из Хаоса Гея, богиня Земли, всеобщий приют безопасный, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. В недрах глубоких земных, в самой темной ее сердцевине, сумрачный Тартар родился – ужасная бездна, полная тьмы. Как далеко от земли до светлого Неба, так далеко лежит и Тартар. Медной оградой огорожен Тартар от мира, ночь царит в царстве его, оплетают его корни земли и омывает горько-соленое море. Из Хаоса также рожден был прекраснейший Эрос, что силой Любви, разлитой в мире навечно, может сердца покорять.
|
Слайд №12 |
|
Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреба и Черную Ночь – Нюкту, они, сочетавшись, дали жизнь вечному Свету – Эфиру и светлому Дню – Гемере. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Праматерь богов, Гея, породила равное себе Звездное Небо – Урана, который словно покров бесконечный окутывает Землю. Тянется к нему Гея-Земля, вздымая острые горные пики, порождая на свет, еще не соединившись с Ураном, вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.
|
Слайд №13 |
|
Уран взял в жены себе плодоносную Гею, и шесть сыновей и дочерей — могучих титанов – появились на свет у божественной пары. Их первенец, сын Океан глубокий чьи воды ласково омывают Землю. Три тысячи сыновей – речных богов и три тысячи дочерей-океанид породил седой Океан, чтобы дарили они радость и благоденствие всему живому, наполняя его влагой.
Другая же пара титанов – Гиперион и Тейя – дали жизнь Солнцу-Гелиосу, Селене-Луне и прекрасной Эос-Заре. От Эос же произошли звезды, что ночью на небе сверкают, и ветры – стремительный северный ветер Борей, восточный ветер Эвр, напоенный влагой южный Нот и ласковый западный ветер Зефир, приносящий белопенные тучи дождя.
|
Слайд №14 |
|
Создание мира: версия древних славян
Солнце вышло тогда из лица Его.
Месяц светлый — из груди Его.
Звезды частые — из очей Его.
Зори ясные — из бровей Его.
Ночи темные — да из дум Его.
Ветры буйные — из дыхания… В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род – Родитель всего сущего.
Род родил Любовь — Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную — множество звездных миров и наш земной мир.
|
Слайд №15 |
|
Так Род породил все, что мы видим вокруг, – все, что при Роде, – все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть Явь, от мира невидимого, духовного от Нови. Род отделил Правду от Кривды. В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. |
Слайд №16 |
|
Род породил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля. |
Слайд №17 |
|
Сотворение мира у скандинавов Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн. Была лишь одна огромная черная бездна. К северу от нее лежало царство туманов, а к югу царство огня. Тихо, светло и жарко было там, так жарко, что никто, кроме детей этой страны, огненных великанов, не мог там жить; в царстве туманов же, напротив, господствовали вечный холод и мрак. |
Слайд №18 |
|
Но вот в царстве туманов забил родник. Двенадцать мощных потоков взяли из него свое начало и стремительно потекли к югу, низвергаясь в бездну. Жестокий мороз царства туманов превращал воду этих потоков в лед, но источник бил не переставая, ледяные глыбы росли и все ближе и ближе подвигались к царству огня. Наконец лед подошел так близко к нему, что стал таять. Искры, вылетавшие из царства огня, смешивались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. И тогда над бескрайними ледяными просторами из бездны вдруг поднялась исполинская фигура. Это был великан Имир, первое живое существо в мире. |
Слайд №19 |
|
В тот же день под левой рукой Имира появились мальчик и девочка, а от его ног родился шестиголовый великан Трудгельмир. Так было положено начало роду великанов, жестоких и коварных, как лед и пламя, их создавшие.
В одно время с великанами из таявшего льда возникла гигантская корова Аудумла. Четыре молочных реки потекли из сосков ее вымени, давая пищу Имиру и его детям. Зеленых пастбищ еще не было, и Аудумла паслась на льду, облизывая соленые ледяные глыбы.
|
Слайд №20 |
|
К концу первого дня на вершине одной из этих глыб появились волосы, на другой день целая голова, к исходу же третьего дня из глыбы вышел могучий гигант Бури. Затем братья взяли череп Имира и сделали из него небесный свод, из его костей они сделали горы, из волос деревья, из зубов камни, а из мозга облака. |
Слайд №21 |
|
Каждый из четырех углов небесного свода боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру: в северный – Нордри, в южный – Судри, в западный – Вестри и в восточный – Аустри. Из искр, вылетавших из царства огня, боги сделали звезды и украсили ими небесный свод. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину – Аск, а женщину – Эмбла.
|
Слайд №22 |
|
У каждого народа есть своё представление о создании мира, и о том как зарождалась жизнь на Земле. Между легендами о создании мира есть как и сходства, так и различия.
Сходства: во всех из перечисленных легенд мир начался с тьмы, и из этой тьмы кто-то зарождался и начинал создавать мир.
Различия: во всех легендах из тьмы рождаются разные существа и по своему создают мир, природу и человечество. |
Слайд №23 |
|
Несмотря на то что мифы нельзя назвать научными представлениями о создании и устройстве мира, многое в них схоже с научными теориями о создании мира:
Большинство мифов предполагает, что до создания мира существовало нечто, называемое ХАОСОМ. В научных же теориях (например, в теории Большого взрыва) предполагается, что Вселенная возникла 13,7 ± 0,2 миллиарда лет назад из какого-то начального состояния с гигантскими температурой и плотностью. Ясно, что при высокой температуре так же, как и при хаосе ничего существовать не могло. В скандинавских мифах также предполагается, что до сотворения мира существовало царство огня, что тоже соответствует научной гипотезе.
В большинстве мифов из хаоса прежде всего рождаются небесные светила, звезды, Солнце, Млечный путь (галактика), а потом уже и Земля (твердь), что говорит о том, что древние люди (египтяне, славяне) понимали, что небесные светила – источник жизни на планетах.
|
Слайд №24 |
|
3. Согласно научным данным, важнейшим условием возникновения жизни на Земле являлось наличие воды. В скандинавских, египетских, китайских и т.д. мифах при создании мира первой на нашей появляется вода. Можно предположить, что возникшая после небесных светил (в русской мифологии) Мать Земля именуется Сырой по этой же причине.
4. В некоторых мифах видно отражение теории Дарвина, так как человек в них появлялся после растений и животных.
5. Также и в наше время существуют сторонники версии о Божественном
происхождении Вселенной и жизни на Земле. Главный отличием этой версии от научных теорий является вера в одухотворенность творения и признание существования Творца, породившего Мир. В мифологии также говорится о богах, сотворивших мир, о создании им духовном и материальном мире. |
Слайд №25 |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
«Литературный энциклопедический словарь», изд-во «Советская энциклопедия», М., 1987 г.
«Мифы народов мира», изд-во «Советская энциклопедия», М., 1987 г.
Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции», изд-во «Просвещение», М., 1975 г.
Артамонов С.Д. «Сорок веков мировой литературы», изд-во «Просвещение», М., 1997 г.
«Русские веды», спец. Выпуск журнала «Наука и религия», М., 1992
http://www.Wikipedia.org
http://www.mify.org/
http://myths.kulichki.ru//
http://goatsbay.ru/
http://mythology.webhogt. ru
|
Слайд №26 |
|
Конец |