Слайд №2 |
|
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. |
Слайд №3 |
|
Цель проекта:Развитие познавательного интереса, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения и создания куклы в каргопольском костюме с использованием традиционные технологии рукоделия.Задачи проекта: — воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию;- развитие художественно-творческих способностей на примере изготовляемого изделия; — собрать материал о региональных особенностях русского народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;- создание кармана-лакомника, с использованием вышивки тамбурным швом опираясь на народные источники. |
Слайд №4 |
|
Актуальность проекта:
Археология, письменные источники в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об истории русского народного костюма.
Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.
Изучение традиций в народном искусстве достаточно актуально и всегда интересно. Они передаются из поколения в поколения. |
Слайд №5 |
|
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ, СЕЛО КАРГОПОЛЬЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ХIХ ВЕК
Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней). Богатые женщины носили одновременно две рубахи — исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Рубаха могла гладко облегать шею, но могла быть также собрана у ворота в густую сборку и обшита узкой каймой. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом.
Поверх рубахи замужние женщины обычно носили понёву — юбку, запахнутую вокруг фигуры. Эта юбка состояла из трех сшитых между собой полотнищ и крепилась вокруг талии шнуром — гашником. Поневу часто шили из пестрых тканей. |
Слайд №6 |
|
В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать волосы. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. Поэтому сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т. е. опозориться.
Девушки могли носить распущенные длинные волосы, подхваченные лентой, тесьмой или повязкой. Наиболее характерной прической для девушки была одна коса, заплетенная низко на затылке. Часто на голову надевали венец — обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец мог иметь зубцы — треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть, назывался очельем. |
Слайд №7 |
|
Замужние женщины закрывали волосы плотно прилегающим чепцом — повойником, который состоял из донышка и околыша, стянутого на затылке. Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус. Убрус был полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову и скалывали под подбородком. Два конца его, свисавшие на грудь, были богато вышиты. Убрус мог быть не только белого, но и красного цвета. |
Слайд №8 |
|
ПОЧЕМУ КУКЛЫ БЕЗЛИКИ!
В традиционной культуре куклам в течение нескольких тысячелетий народ приписывает обереговую силу. Обереговые куклы различных народов мира имеют одну характерную особенность: они безлики. Они могут иметь чистый лик, вывязанный каким-либо традиционным узором, нитями, природными материалами, но лики не имеют глаз, носа, рта.
Исследователи этого явления в народной культуре говорят о том, что безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло там, где они находятся. А также безликая кукла не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло (через такую куклу) живому человеку. |
Слайд №9 |
|
Люди верили, что куклы обладали волшебными свойствами: они могли защитить человека от злых сил, болезней и несчастий, помочь найти свой жизненный путь. Поэтому многие куклы бережно хранились в семье и передавались от матери к дочери, а дальше внучке и правнучке. Каждая кукла имела свое значение, были: игровые, обрядовые, обережные, целительные куклы.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба” передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. |
Слайд №10 |
|
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ |
Слайд №11 |
|
Сумка-Лакомник — это небольшая сумочка или карманчик, который прикреплялся к поясу шнуром или подвешивался на петельках. Лакомник был неотъемлемой частью женского костюма конца XIX — начала XX в. в.
В таких кармашках носили ключи, деньги, сладости, разные мелкие вещи, помимо этого он служил украшением, так как шили лакомник из ярких тканей, красиво отделывали тесьмой, вышивкой, кружевом и бисером. |
Слайд №12 |
|
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРМАНА ЛАКОМНИКА |
Слайд №13 |
|
ИЗГОТОВЛЕНЕИЕ КАРГОПОЛЬСКОЙ РУБАХИ |
Слайд №14 |
|
ОФОРМЛЕНИЕ ГОРЛОВИНЫ РУБАХИ УГОЛКАМИ
Техника «Лоскутные уголки» — отличительной особенностью данной техники является то, что уголки не нужно вырезать, их нужно складывать из полос ткани или квадратов. Получившиеся уголки сшиваются в полосы, которыми затем оформляют горловину.
|
Слайд №15 |
|
ИЗГОТОВЛЕНЕИЕ КАРГОПОЛЬСКОЙ РУБАХИ |
Слайд №16 |
|
|
Слайд №17 |
|
Каргопольский костюм 19 века состоял из длинной рубахи, расшитой по рукавам и подолу,сарафана, и своеобразного головного убора-сороки.
Каргопольские сарафаны обычно шились из домотканой пестряди — мелкой или средней величины клетки. Основные цветовые сочетания — красный, белый, синий, бежевый, но использовались и другие оттенки — сиреневый, розовый, голубой, коричневый. Позже сарафаны стали шить из покупной фабричной светлой ткани с яркими букетиками цветов. Крой при этом остался таким же, но иногда добавлялась пышная оборка по подолу, украшенная лентами и кружевом.
Описываемый сарафан сшит на руках и состоит из прямых полотнищ и боковых клиньев. Лямки удлиненные. Спереди начинается от линии груди (не над грудью), а по спинке — чуть выше талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. КАРГОПОЛЬСКИЙ КОСОКЛИННЫЙ САРАФАН |
Слайд №18 |
|
КАРГОПОЛЬСКИЙ КОСОКЛИННЫЙ САРАФАН |
Слайд №19 |
|
КУКЛА В КАРГОПОЛЬСКОМ КОСТЮМЕ |
Слайд №20 |
|
В ходе выполнения работы, я познала очень много нового для себя. Большой интерес для меня представляла история развития русской одежды. Я познакомилась с ролью одежды в жизни человека, с характерными чертами русско-национального костюма, бытовым укладом, русской культуры. Таким образом, считаю, что с поставленной перед собой задачей я справилась.
При реализации проекта были изучены:
В результате сделанной работы я узнала:
•историю развития русского народного костюма;
•знание и владение приемами народной вышивки и композиции;
•знание и владение технологией конструирования и обработки деталей костюма. |