Анализ изобразительно-выразительных средств языка


Слайды и текст этой презентации

Слайд №1
Анализ изобразительно – выразительных средств языка
Урок – презентация
автор: учитель высшей
квалификационной категории
МОШИ «Лицей – интернат г.Балашова Саратовской области»
Невзорова Галина Анатольевна.

Слайд №2
Выразительность речи
1) Умение точно, понятно, подробно, а иногда и лаконично, передать информацию, умение выражать собственные мысли.
2) Способность составителя текста оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы людей, описывать внутренний мир и состояние человека, поэтические картины природы и др.
Слайд №3
Надо знать:
— что такое выразительность речи;
— с помощью каких изобразительно- выразительных средств достигается выразительность речи;
— какими выразительными возможностями располагают русская фонетика, лексика, фразеология, грамматика;
— что такое тропы речи и каковы их основные виды;
— что такое фигуры речи и каковы их виды.
Слайд №4
Надо уметь:
— понимать авторский текст;
— различать информативную и выразительную функции языковых единиц;
— давать оценку выразительности текста и находить в нем те средства , которые способствуют наиболее точной, яркой, образной передаче автором мыслей и чувств;
-понимать роль избранных автором средств выразительности в тексте;
— правильно идентифицировать и называть фигуры и тропы речи, иные средства выразительности.
Слайд №5
Способы и средства достижения выразительности речи:
Фонетические,
морфологические,
словообразовательные,
лексические,
синтаксические.
Слайд №6
Выразительные средства фонетики:
Аллитерация –прием звуковой выразительности, повторения однородных согласных звуков в художественном , преимущественно поэтическом, тексте :
Звоны – стоны, перезвоны,
Звоны – вздохи, звоны – сны.
Высоки крутые склоны,
Крутосклоны зелены.
(С.Городецкий)
Ассонанс – прием звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков:

Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
(Н.А.Некрасов)

Слайд №7
Выразительные словообразовательные средства:
Индивидуальные новообразования ( окказионализмы) – слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем же моделям, которые существуют в языке:
Неуютная жидкая лунность … (С.Есенин)
Огнекрылые истины …(А.И.Солженицын)
Такие слова служат для передачи оттенков авторской мысли. На фоне обычных слов окказионализмы обладают повышенной выразительностью благодаря своей необычности. Они встречаются не только в художественных текстах, но и в публицистике.
Использование выразительной возможности аффиксов, которые сами по себе уже наделяют слово стилистической окраской. Например , суффикс -яг(а) придает экспрессивность разговорным словам: бедняга, добряга, трудяга и др., а суффикс –ух употребляется в словах со сниженной (просторечной) характеристикой: Кирюха, Андрюха.
Суффиксы субъективной оценки – это суффиксы, образующие особые формы слов, значение которых уже содержат оценку называемого предмета: котик, котишка, котяра и др.
Слайд №8
Лексические средства выразительности :
Экспрессивная книжная лексика- это слова, употребляющиеся преимущественно в книжной речи ( в публицистике, художественной литературе) и обладающие эмоциональной окраской : низвергнуть, возликовать, поработить, поприще, рдеющий и др.
Экспрессивная разговорная лексика – это слова, употребляющиеся преимущественно в разговорной речи и обладающие эмоциональной окраской : красотка, попугайничать, ребятня и др.
Оценочная лексика- слова , выражающие оценку предмета, явления, степени выраженности признака: молодой, грандиозный, первостепенный, мчаться, плестись и др. Оценочная лексика может выражать положительную и отрицательную оценку : выдающийся – ничтожный, вдумчивый – легкомысленный.
Слайд №9
Тропы речи:
Эпитет – это определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность.
В народно – поэтической речи встречаются постоянные эпитеты – определения, которые постоянно употребляются по отношению к одним и тем же словам.
Добрый молодец, красна девица, чисто полюшко.

Сравнение- это сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становится ярче, очевиднее, выразительнее.
Был голос как крик ястебиный (А.Ахматова)

Метафора – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, когда перенос осуществляется на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении.
Солнце золотило верхушки деревьев ( Соколов – Микитов)

Слайд №10
Тропы речи:
Метонимия – это слово или выражение, употребляемое в переносном значении, когда в основе переноса лежит смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами.
Лес поет. (вместо) В лесу поют птицы.
Синекдоха –это разновидность метонимии, это троп, состоящий в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот:
Черные фраки носились врозь и кучами там и сям. (Н.В.Гоголь)
Олицетворение – это особый вид метафоры, в котором свойства человека переносятся на неодушевленные предметы, отвлеченные понятия :
Плачут вербы, шепчут тополя (С.Есенин)
Олицетворения используются при описании явлений природы.
Слайд №11
Тропы речи:
Персонификация – это особый вид олицетворения, который заключается в уподоблении неодушевленного предмета человеку, когда предметы и явления наделяются не частными признаками человека, а обретают реальный человеческий облик:
Скоро уж из ласточек – в колдуньи
Молодость! Простимся накануне.
Постоим с тобою на ветру.
Смуглая моя! Утешь сестру!
Полыхни малиновою юбкой…
(М.Цветаева)
Гипербола – это троп, состоящий в преувеличении размеров, количества, силы, красоты, значения описываемого:
Все должно сгореть в моем огне .(М.Цветаева)
Буйство глаз и половодье чувств (С.Есенин)
Слайд №12
Тропы речи:
Литота- Это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого :
В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.Некрасов)
Литоту называют обратной гиперболой.

Оксюморон – троп, заключающийся в такой игре лексическими значениями, при которой необъединимые , противоречащие понятия объединяются в одно целое :
Горячий снег, живой труп.
 
Перифраз (перифраза) – это замена конкретного понятия описательным образным оборотом:
Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обретя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя. (А.С.Пушкин) Здесь автор заменяет имя своего героя – Онегин – описательным оборотом –«Забав и роскоши дитя»
 

Слайд №13
Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи:
Антитеза – оборот, при котором резко противопоставляются противоположные понятия:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А.С.Пушкин)
Инверсия — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение – определяемому слову, может служить художественным приемом, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности:
…буду долго, буду просто разговаривать стихами я (В.Маяковский),
Отговорила роща золотая березовым, веселым языком (С.Есенин)
Слайд №14
Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи:
Градация – Это фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц ( например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает или убывает. То есть при градации элементы перечисления так расположены, что каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи:
…жалобный, жалостный, каторжный вой (М.Цветаева)
Анафора (единоначалие) – это повторение одинаковых элементов ( от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы. Выдвигая наиболее важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нем свое внимание:
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится , что я больна не вами. (М . Цветаева)
Эпифора – повторение последних слов фразы:
О, не медли на соседней
Колокольне!
Быть хочу твоей последней
Колокольней! (М.Цветаева)
Слайд №15
Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи:
Многосоюзие — это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчеркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы:
 
И новое солнце заблещет в тумане
И будут стрекозами тени,
И гордые лебеди древних сказаний
На белые выйдут ступени! (Н. Гумилев)
Бессоюзие – придает высказыванию стремительность, создает эффект увеличения темпа. При помощи бессоюзного соединения элементов перечисления поэт рисует быструю смену картин:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, гомон, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон… (А.С.Пушкин)
Эллипс – это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого- либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро – закат, скоро – назад: тебе в детскую, мне – письма читать дерзкие… (М.Цветаева)
Слайд №16
Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи:
Риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причем эмоции в нем выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации: Какое лето! Что за лето! (Ф.И.Тютчев)
Риторический вопрос – одна из самых распространенных стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
Кто осмелится сказать, что определил искусство? Перечислил все его стороны? (А.И.Солженицын)
Риторическое обращение – это обращение к неодушевленным предметам, отсутствующим, умершим, отвлеченным понятиям.
Клен ты мой опавший, клен заледенелый. Что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С.Есенин)
Парцелляция – это прием, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформление этих частей как самостоятельных неполных предложений.
И для них тут , и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва… (А.И.Солженицын)
Слайд №17
Тестовое задание:
 
 

Определите, какое изобразительно- выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1 Заря молитвенником красным пророчит благостную речь. (С.Есенин) А.
метонимия
2 Роз алеет алый рот.
(М.Кузьмин) Б.
эпитет
3 Миллион казацких шапок высыпал на площадь.
(Н.В.Гоголь) В.
метафора
4 Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо… (Н.Гумилев) Г.
сравнение
Д.
синекдоха
Слайд №18
Тестовое задание :

Определите, какое изобразительно- выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1 Прости, Кавказ, что я о них
Тебе промолвил ненароком,
Ты научи мой русский стих
Кизиловым струиться соком. (С.Есенин) А.
Аллегория

2 В поддевке молодец бежит,
Затылки в скобку, всюду бороды. (М.Кузьмин) Б.
оксюморон
3 В самом деле, три дома на вечер зовут .
(А.С.Пушкин) В.
перифраз
4 Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад.
(А.А.Ахматова) Г.
синекдоха
Д.
метонимия

Слайд №19
Формулировка задания В 8
«Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов»
Слайд №20
Вариант рецензии:
« Особенностью статьи является использование такого приема, как ________(предложение 6)Динамичный, напоминающий непринужденный разговор ритмический рисунок текста создается за счет _________( предложения 6 и7, 9 и 11). Одним из средств обеспечения композиционной цельности является ___________(предложение 10,11). Автор добивается выразительности речи, вводя в текст эпитеты и_______, например, «оккупировать фильмы», «вклад в создание спеэффектов»
Слайд №21
Список терминов:
1) развернутое сравнение
2) литота
3) метафора
4) эпитет
5) парцелляция
6) риторический вопрос
7) синтаксический параллелизм
8) антитеза
9) фразеологизм
10) ряды однородных членов.